Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.
при секретаре Чащиной И.В.
с участием прокурора Аксаментовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Наименование обезличено" о возложении обязанности по оборудованию вокзала специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам пользоваться услугами транспорта
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на несоблюдение ответчиком санитарных требований к обустройству и оборудованию вокзала на станции Чуна Восточно - Сибирской железной дороги, влекущее нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к услугам железнодорожного транспорта. Просил обязать ответчика оборудовать железнодорожный вокзал на указанной станции пандусами, передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оборудовать места для инвалидных колясок в зале ожидания, предусмотреть в системе зрительной информации в здании вокзала пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, обеспечить специальным туалетом - в отдельной кабине.
В ходе рассмотрения дела от требований в части возложения на ОАО "Наименование обезличено" обязанности оборудовать места для инвалидных колясок в зале ожидания, предусмотреть в системе зрительной информации в здании вокзала пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников отказался (л.д. .......). Отказ от иска в данной части принят судом.
В остальной части иска приведенным выше решением постановлено: требования Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица удовлетворить. Обязать ОАО "Наименование обезличено" оборудовать железнодорожный вокзал ст. Чуна Восточно-Сибирской железной дороги специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам пользоваться услугами транспорта, а именно: обустроить вокзал пандусами с уклоном не менее 1:12, передвижными подъемниками и переносимыми рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, обеспечить специальным туалетом - в отдельной кабине.
В апелляционной жалобе (названной "кассационная") представитель ответчика Ворызгина Е.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, мотивируя это нарушением требований закона при проведении проверки, явившейся основанием для обращения прокурора в суд.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник Братского транспортного прокурора Бабий А.В. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам, исходя из следующего.
Конвенцией о правах инвалидов, принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и подписанной Российской Федерацией, провозглашены принципы уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступности; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
В статье 9 Конвенции, раскрывающей содержание принципа доступности, указано: чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно части 3 статьи 15 Европейской социальной хартии, принятой в г. Страсбурге 03.05.1996г и ратифицированной Российской Федерацией, в целях обеспечения инвалидам, безотносительно от их возраста, а также характера и причин инвалидности, возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны обязуются, в частности: способствовать их полной социальной интеграции и участию в жизни общества, в частности путем предоставления им технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, ограничивающие их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и досугу.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1).
Принимая во внимание установленные по делу нарушения закона о социальной защите инвалидов при оборудовании вокзала на ст. Чуна Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "Наименование обезличено", суд обоснованно возложил на ответчика обязанность оборудовать вокзал специальными приспособлениями, обеспечивающими инвалидам доступ к транспорту. Принятое судом по данному делу решение согласуется с приведенными выше нормами международного права и Конституцией РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии доказательств проведения проверки при осуществлении прокурорского надзора не имеют значения для дела. Обратившись в суд с настоящим заявлением, прокурор реализовал предоставленное ему ст. 45 ГПК РФ право. Приводимые прокурором в обоснование требований фактические обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе экспертным заключением Вихоревского филиала БГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" от 01.09.2011г. N 40. Результаты этого заключения ответчиком не опровергнуты. Вопрос же порядка проведения прокурорской проверки к предмету обсуждения по данному делу не относится.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 6 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи И.А. Ананикова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.