Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре Макаровой С.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.
дело в апелляционном порядке по кассационной жалобе Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району на решение Усольского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Усолье-Сибирское в интересах Поповой С.И. о признании незаконным отказа о предоставлении социальной выплаты, об обязании устранить допущенные нарушения, путем выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор ...., действуя в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, указал, что Попова С.И., являясь инвалидом .... группы, согласно удостоверению серии У N имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. В соответствии с постановлением главы администрации от "Дата обезличена" N она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как участник ВОВ. Постановлением от "Дата обезличена" N, в настоящее время отмененным, снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на бывших несовершеннолетних узников концлагерей действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 -1945 годов" не распространяется.
Попова С.И., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства .... с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с приложением необходимых документов. Письмом Министерства социального развития, опеки и попечительства .... и .... сообщено, что в соответствии с Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" ей не положено получение социальной выплаты на предоставление жилья. Полагая отказ незаконным, нарушившим права Поповой С.И., в реализации ее права на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", просил суд признать незаконным отказ Управления министерства социального развития, опеки и попечительства .... и .... о включении Поповой С.И. в списки граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья; обязать устранить допущенные нарушения прав Поповой С.И., путем включения истца в списки граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья; признать незаконным отказ в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья; обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав Поповой С.И., путем выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Решением суда заявление прокурора города Усолье-Сибирское в интересах Поповой С.И. удовлетворено.
В кассационной жалобе Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства .... и .... поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В нарушение требований ст. ст. 19, 198 ГПК РФ в решении суда Управление министерства социального развития, опеки и попечительства .... и .... и его представитель указаны во вводной части как заинтересованное лицо, в резолютивной части как ответчик, при этом в описательной и мотивировочных частях решения отсутствует ссылка о замене процессуальных лиц по делу.
В резолютивной части решения не указано, какой отказ министерства или управления признан незаконным, каким решение нарушены права материального истца, отсутствует указание на то, за счет какого бюджета, включении в какой список категории граждан должны быть реализованы права Поповой С.И.
Судом не установлен срок, с момента которого Поповой С.И. стало известно о нарушении ее прав.
Суд не принял во внимание, что Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не определена такая категория граждан, как несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Вышеуказанным законом регламентируется предоставление мер социальной поддержки, за счет средств федерального бюджета категориям получателей мер социальной поддержки.
Суд не учел, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" указаны конкретные категории граждан, а не статьи федерального закона, которыми предусмотрена мера социальной поддержки согласно Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и не категории граждан на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные для инвалидов либо участников войны.
Органы государственной власти субъекта, осуществляющие в соответствии с законом полномочия по обеспечению жильем категорий получателей мер социальной поддержки действовали в рамках исполнения Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области от 04.04.2008г. N6-оз и с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министра регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года N 10496-СК/07 (л.д. ....), согласно которым обеспечению жильем за счет федерального бюджета несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", не подлежат.
В отзыве, представленном Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, содержится просьба об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.
Указывает на то, что категория граждан, к которой относится Попова С.И., не предусмотрена нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", при том, что средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Полагает, что Попова С.И. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", а будучи принятой на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должна быть обеспечена жильем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Суд не принял во внимание, что к исковому заявлению не приложено доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что является основанием в соответствии со ст. 136 ГПК РФ для оставления искового заявления без движения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, представленного отзыва, выслушав доклад, заслушав пояснения прокурора Румянцевой А.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями п. 8 ст. 154 которого установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В связи с тем, что одной из предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (п.п.3 п. 1 ст. 15).
П. 3 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Попова С.И. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку являясь инвалидом третьей группы, имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как участник ВОВ.
Данные выводы суда в решении мотивированы, подтверждаются материалами дела, основаны на правильном применении в системном толковании норм материального права, правильном определении материально-правового характера правоотношений сторон, надлежащей оценке доказательств по делу в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Довод кассационной жалобы в части того, что категория граждан, к которой относится Попова С.И., не предусмотрена нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", при том, что средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. Попова С.И., статус которой, определен и доказательств иного в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.
Довод кассационной жалобы в части того, что органы государственной власти субъекта, осуществляющие полномочия по обеспечению жильем категорий получателей мер социальной поддержки действовали в рамках исполнения Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области от 04.04.2008г. N6-оз и разъяснений, содержащихся в письме Министра регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 года N 10496-СК/07 не может быть принят во внимание в качестве основания к отмене решения суда, поскольку Законом Иркутской области "Об отдельных вопросах предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" от 04.04.2008 года N 6-оз, определена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений, порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и категории лиц, к которой отнесена Попова С.И., реализация прав которой должна быть осуществлена в соответствии с вышеуказанным законом и "Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области", утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21.12.2010 года N 335-ипр.
Довод кассационной жалобы в части того, что суд не принял во внимание, что к исковому заявлению не приложено доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что является основанием в соответствии со ст. 136 ГПК РФ для оставления искового заявления без движения, не является основанием к отмене судебного решения, поскольку по данной категории дел не предусмотрен досудебный порядок.
Иные доводы, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах решение суда, проверенное по доводам кассационной жалобы, является обоснованным, а доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Быкова
Судьи: И.В. Скубиева
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.