Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Астафьева О.В. на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 октября 2011 года по гражданскому делу по иску Астафьева О.В. к администрации города Ангарска, администрации Ангарского муниципального образования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Астафьев О.В., обращаясь в суд с иском, указал, что он находился на службе в Вооруженных Силах в течение 24 лет 4 месяцев в календарном исчислении и 26 лет 11 месяцев в льготном исчислении. В "дата обезличена" в связи с сокращением Вооруженных Сил и в соответствии с Положением о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами приказом N от "дата обезличена" N он уволен в запас по пункту "А" статьи 46 по выслуге установленного срока. В период службы "дата обезличена" он с семьей проживал в служебном жилом помещении в ...., которое сдал после увольнения со службы. В "дата обезличена" он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, уволенное с военной службы по сокращению штатов без предоставления жилья. Приказом N от "дата обезличена" он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время вследствие отсутствия жилья он вынужденно проживает в доме родителей своей жены в де ..... Своего жилья не имеет. Неоднократно он обращался к ответчику с просьбой восстановить его в очереди на жилье. Ответчик обосновывает свой отказ недостижением предельного возраста пребывания на военной службе и отсутствием регистрации по месту жительства в г. Ангарске. Считает такой отказ необоснованным, а снятие его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречащим действующему законодательству. Он уволен из Вооруженных Сил в связи с сокращением, о чем указано в приказе об увольнении, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет преимущественное право на получение жилья вне очереди, его право не зависит от наличия других лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление, тем более от времени включения в список внеочередников. Вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда от 12 мая 2011 года установлено, что на протяжении 9 лет с "дата обезличена" по "дата обезличена" он состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, все это время за ним признавалось право на внеочередное получение жилья, оснований для снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения не было, постановление N от "дата обезличена" издано и.о. мэра АМО без законных оснований.
Истец просил суд признать за ним право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию города Ангарска предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке площадью не ниже установленных социальных норм, взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты"., расходы за оказанные юридические услуги в размере "данные изъяты".
Дополнительно Астафьев О.В. обратился с иском к администрации Ангарского муниципального образования, указав аналогичные основания иска, в котором просил суд признать за ним право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию Ангарского муниципального образования предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке площадью не ниже установленных социальных норм, взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты"., расходы за оказанные юридические услуги в размере "данные изъяты".
В судебном заседании Астафьев О.В. свои исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Ангарска Наумова Л.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Астафьева О.В. не признала.
Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования Бухарова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Астафьева О.В. не признала.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 27 октября 2011 года в удовлетворении иска Астафьеву О.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Астафьев О.В. просит решение суда отменить. В обоснование доводов к отмене решения указал, что оно принято с нарушением норм материального права. Считает, что за военнослужащими, которые приобрели право на получение жилья во внеочередном порядке до вступления в силу Жилищного кодекса РФ и иного порядка предоставления жилья, такое право должно сохраняться. Вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда от 12 мая 2011 года отмечено, что он как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Данное право ответчиком не оспаривалось. Также судом установлено, что в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" он состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в администрации г. Ангарска, все это время за ним признавалось право на внеочередное получение жилья, однако жилое помещение ему не предоставлялось. Считает, что администрация г. Ангарска свои обязанности не исполнила, после увольнения из Вооруженных Сил он не был обеспечен жильем, жилое помещение для временного размещения ему не предоставлялось, денежная компенсация либо средства для строительства или приобретения жилья не выплачивались. Фактически он был уволен из Вооруженных Сил без предоставления жилья и до настоящего времени своего жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Вывод суда о том, что он должен был повторно обратиться в администрацию г. Ангарска и администрацию АМО для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствует требованиям закона. Не согласен с выводом суда о том, что его право на предоставление жилого помещения ответчиками не нарушено, поскольку они не несут обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, указанным в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Из содержания п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, и реализация такого права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Федеральный закон, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства. Судом не были учтены указанные положения закона. Кроме того, в обоснование своего вывода суд сослался на ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 17 мая 2011 года. Однако на момент возникновения спорных правоотношений указанная норма закона действовала в редакции Федерального закона от 22 января 1993 года, и не содержала указания на то, что жилые помещения, которые предоставляются военнослужащим (включая военнослужащих, увольняемых с военной службы) должны находиться в федеральной собственности. Не исполнение администрацией г. Ангарска своих обязательств по предоставлению ему жилого помещения в предусмотренный законом срок, а также незаконное снятие его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает его право на жилье. Новые изменения в законодательстве, а именно: п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, абз. 2 п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляют правило о том, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Он своего согласия на увольнение в запас без предоставления жилья не давал.
Заслушав доклад по делу, объяснения истца Астафьева О.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что приказом командующего ЗО Воздушной Армией верховного главного командования N от "дата обезличена" старший прапорщик Астафьев О.В. уволен из Вооруженных Сил в запас по статье 46 пункту "А" (по выслуге установленного срока службы). На день увольнения выслуга лет в Вооруженных Силах составила: календарная 24 года 4 месяца, в льготном исчислении 26 лет 8 месяцев. В приказе имеется указание на то, что Астафьев О.В. увольняется в связи с сокращением Вооруженных Сил.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Постановлением мэра города Ангарска от "дата обезличена" N Астафьев О.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от "дата обезличена" N Астафьев О.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда от 12 мая 2011 года Астафьеву О.В. отказано в удовлетворении иска к администрации города Ангарска, администрации Ангарского муниципального образования о признании недействительным постановления и.о. мэра Ангарского муниципального образования N от "дата обезличена" о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении его в прежней очереди в списках очередников на улучшение жилищных условий, компенсации морального вреда.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2.1, 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу Закона Иркутской области N 57-оз от 13 июля 2011 года "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области", принятого в соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предоставление гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области. Жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма предоставляется гражданину по его заявлению, поданному в уполномоченный орган, с приложением необходимых документов, перечисленных в ст. 3 Закона Иркутской области N 57-оз.
Проанализировав нормы законодательства, регулирующего вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, и установив, что Астафьев О.В., как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако администрация города Ангарска, администрация Ангарского муниципального образования не наделены полномочиями по предоставлению жилого помещения военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил РФ по основаниям, указанным в ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку указанным законом и принятыми в соответствии с ним иными законами и подзаконными нормативными актами предусмотрен специальный порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан, а именно: обеспечение жильем бывших военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющими продолжительность военной службы свыше десяти лет, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Астафьева О.В. к администрации города Ангарска, администрации Ангарского муниципального образования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
При этом суд также учел, что Астафьев О.В. в настоящее время на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации города Ангарска и администрации Ангарского муниципального образования не состоит, за постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий к ответчикам после "дата обезличена" не обращался, и не относится к категории лиц, перечисленных в ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются органами местного самоуправления.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы кассационной жалобы истца Астафьева О.В. о том, что он как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления путем предоставления помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства; что суд не учел положения закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей и неправильно применил закон, сославшись на ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 17 мая 2011 года, которая на момент возникновения спорных правоотношений действовала в редакции Федерального закона от 22 января 1993 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании материального закона и направлены на переоценку правильных выводов суда.
Суд в полном объеме проверил доводы сторон, правильно применил нормы материального права и обоснованно пришел к выводу
об отсутствии у администрации города Ангарска, администрации Ангарского муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, указанным в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем, на ответчиков по настоящему делу не может быть возложена обязанность по предоставлению Астафьеву О.В. жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил РФ по основаниям, указанным в ФЗ "О статусе военнослужащих", возложена на исполнительные органы государственной власти Иркутской области, уполномоченные Правительством Иркутской области, суд правильно указал, что право Астафьева О.В. на предоставление жилого помещения ответчиками не нарушено.
При этом не имеют правового значения доводы кассационной жалобы истца о том, что он не давал согласия на увольнение в запас без предоставления жилья.
Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не допущено нарушений норм материального и процессуального законодательства, и оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется.
Все доводы истца, в том числе и приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 октября 2011 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) и статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 октября 2011 года по гражданскому делу по иску Астафьева О.В. к администрации города Ангарска, администрации Ангарского муниципального образования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Воеводина
Судьи Л.Л.Каракич
Н.К.Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.