Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Жилкиной Е.М. и Быковой Н.А.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика Администрации города Иркутска - Высоцких Е.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 октября 2011 года по делу по иску Прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Петрусева В.М., несовершеннолетней Петрусевой Т.В., Синицы О.А., Мостепан Г.В., Долговой И.В. к муниципальному образованию город Иркутск в лице Администрации г. Иркутска о возложении обязанности организовать место для сбора жидких бытовых отходов - дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом, наземной частью с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций - для дома ...., организовать контейнерную площадку, обеспечивающую сбор мусора для домов .... с удалением от жилых домов, детских учреждений, площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. с бетоном или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, насаждениями (кустарниками) по периметру в срок 2 месяца с момента вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Иркутска, обращаясь в суд с иском ( уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) указал на следующее: в ходе проверки заявления лиц, указанных в иске материальными истцами, прокуратурой района установлено, что Петрусева В.И. проживает по адресу ..... Дом "Номер обезличен", расположенный напротив дома "Номер обезличен" оборудован канализацией частично, отсутствует место для слива жидких бытовых отходов, которые сливаются на территорию, прилегающую к дому ...., уличный туалет в ненадлежащем состоянии, не производится его очистка.
Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом на дома ...., схемой и актом, составленными специалистом КУМИ г.Иркутска, специалистом Роспотребнадзора.
Жидкие бытовые отходы выливаются на прилегающую к дому .... территорию, так как отсутствует дворовая помойница, что является нарушением требований Федерального закона от 30,03.1999 N 52-ФЗ "О эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того при проведении проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора мусора оборудована с нарушением: п.8 2.1.2.2645-1.0 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в жилых зданиях, и помещениях", а именно контейнерная площадка без бетонного или асфальтового покрытия, не ограниченна бордюром, насаждениями (кустарниками) по периметру.
При измерении расстояния от контейнерной площадки до дома .... установлено, что оно составляет 7,5 метров, что является нарушением требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 ".Санитарные правила, территорий населенных мест, согласно которому площадки для установки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100м.
В соответствии с ФЗ N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район.
В силу Решения городской думы г. Иркутска от 25.12.2008г. "О порядке организации, благоустройства и содержания территории г. Иркутска" организация сбора, хранения и вывоза отходов возложена на органы местного самоуправления - на территории Ленинского района на структурное подразделение администрации г. Иркутска- Комитет по управлению Ленинским: округом: г. Иркутска.
Однако, данные обязательства Комитетом по управлению Ленинским административным округом: не выполняются: на указанной территории не оборудованы должным образом контейнерные площадки, отсутствует дворовая помойница.
Бездействие органа местного самоуправления, отсутствие дворовой помойницы в доме ...., оборудованной без учета требований санитарных норм, контейнерной площадки для сбора мусора, нарушают санитарные нормы и права истцов, предусмотренные ст. 8 Федерального Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 42 Конституции. РФ, ст.11, ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Прокурор просил суд обязать муниципальное образование г. Иркутск в лице Администрации г. Иркутска организовать место для сбора жидких бытовых отходов - дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом, наземной частью с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций - для дома ...., организовать контейнерную площадку, обеспечивающую сбор мусора для домов .... с удалением от жилых домов, детских учреждений, площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. с бетоном или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, насаждениями (кустарниками) по периметру в срок 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Иркутска Слинкова Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, настаивала на их удовлетворении.
Истцы Петрусева В.И., Синица О.А., Мостепан Г.В. в судебном заседании исковые требования Прокурора поддержали в полном объеме по основаниям, изложенном в иске, настаивали на их удовлетворении.
Истцы Петрусев В.М., Долгова И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска - Высоцких Е.Н. исковые требования Прокурора не признала. Указала, что администрация не бездействует: заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе дома ..... Соблюдение санитарного состояния придомовой территории входит в полномочия управляющей организации. Не оспаривая необходимость организации контейнерной площадки, обеспечивающей сбор мусора для домов ...., полагает, что срок 2 месяца является недостаточным для ее исполнения.
Представитель третьего лица - Управляющая компания ООО "Сибирская" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Решением суда от 21 октября 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию г. Иркутска организовать место для сбора жидких бытовых отходов - дворовую помойницу с водонепроницаемым выгребом, наземной частью с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций- для дома ...., организовать контейнерную площадку, обеспечивающую сбор мусора для домов .... с удалением от жилых домов, детских учреждений, площадок и мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, насаждениями (кустарниками) по периметру в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе представитель Администрации города Иркутска - Высоцких Е.Н. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом при вынесении решения не применены действующие Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88, в соответствии с п. 2.1.3 которых, площадка для размещения контейнеров должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями, в связи с чем, выводы суда об обязательности ограждения кустарниками по периметру контейнерной площадки несостоятельны. При этом суд не учел, что в соответствии с п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов (не менее 20 м., но не более 100 м ) от дворовых туалетов, мест хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно и могут быть сокращены.
По мнению заявителя, в нарушение п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 суд не принял во внимание, что ул. Центральная станции Батарейная г. Иркутска является районом уже сложившейся застройки, и не установил в решении наличие возможности для обеспечения сбора мусора для жилых домов .... с удаление от жилых домов, детских учреждений, площадок и мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор Ленинского района г. Иркутска Иванова Т.О. считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.А., выслушав прокурора Дудину В.П., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в
ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 2.1.3. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) (далее - СанПиН 42-128-4690-88 ) на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88).
Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.3.1. СанПиН 42-128-4690-88 ).
Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что Администрацией г. Иркутска требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Как установлено судом, постановлением мэра г. Иркутска от 04.06.1998 г. N 031-06-592/8 утвержден перечень имущества, передаваемого от в/ч "Номер обезличен" в муниципальную собственность г. Иркутска, согласно которому в муниципальную собственность были переданы, в том числе дом .... общей площадью "данные изъяты".; дом "Номер обезличен" лит А общей площадью "данные изъяты" кв.м.
.... состоит из "данные изъяты" квартир, "данные изъяты" из которых полностью благоустроены, а "данные изъяты" частично благоустроены - отсутствует канализация, туалет уличный, отсутствует сливная яма, что подтверждается техническим паспортом на дома ...., схемой и актом, составленными специалистом КУМИ г. Иркутска, специалистом Роспотребнадзора.
В судебном заседании было установлено, что на территории общего пользования между домом .... располагаются:
- контейнерная площадка на расстоянии 5,2 м. от жилого дома "Номер обезличен";
- на расстоянии 17 метров от жилого дома "Номер обезличен" возведен общественный туалет, данное сооружение примыкает к усадьбе ..... Напротив общественного туалета размещается пустующий земельный участок площадью 104 кв.м., используемый жителями под сброс отходов (Акт осмотра земельного участка от "Дата обезличена" "Номер обезличен", составленный главным специалистом отдела земельного контроля КУМИ и ПР администрации г. Иркутска).
Согласно заключению специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 16.03.2011 г. данного по результатам обследования придомовой территории по адресу: ....
1. Контейнерная площадка оборудована с нарушением п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно контейнерная площадка оборудована без бетонного или асфальтового покрытия, не ограниченна бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру;
2. Измеренное расстояние от контейнерной площадки до дома .... составляет 7,5 метров, что является нарушением требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
3. Измеренное расстояние от контейнерной площадки до дома .... составляет более 20 м., что соответствует требованием п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.;
4. Помещение дворовой уборной не содержится в чистоте (загрязнено экскрементами), что является нарушением п. 2.3.5 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно;
5. Измеренное расстояние от дворовой уборной до дома .... составляет 5 м., что является нарушением требований п. 2.3.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ площадок для игр детей и отдыха населения на расстоянии не менее 20 м. и не более 100 м.;
6. Жидкие бытовые отходы выливаются на прилегающую территорию, так как отсутствует дворовая помойница, что является нарушением требований ч 1. ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 2.3.1.СанПиН 42-128-4690088 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Обсуждая требования прокурора, суд исходил из того, что бездействие органа местного самоуправления, отсутствие дворовой помойницы в ...., оборудованной без учета требований санитарных норм, контейнерной площадки для сбора мусора, нарушают санитарные нормы и права истцов, предусмотренные ст. 8 Федерального Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 42 Конституции. РФ, ст.11, ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы жалобы на то, что судом не применены действующие Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88 в части требований к размещению контейнеров, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда в указанной части не противоречат требованиям указанных санитарных правил.
Доводы кассационной жалобы сводятся к позиции, ранее занятой стороной ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст.ст. 362, 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 октября 2011 года, проверенное в силу ч.1 ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 октября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Давыдова
Судьи Е.М. Жилкина
Н.А. Быкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.