Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Поповой А.А. и Быковой Н.А.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Иркутской области Кузнецовой Е.Б. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 декабря 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Козаева Т.А. к ГУ МВД РФ по Иркутской области о признании незаконной аттестации, обязании провести аттестацию в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛА:
Козаев Т.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ требуя, признать незаконным решение аттестационной комиссии от Дата обезличена.2011г., обязать ответчика провести в отношении него повторную аттестацию.
В обоснование требований указал, что он проходит службу в должности начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД по Иркутской области, в звании полковника милиции. Дата обезличена 2011 года в отношении него проведена внеочередная аттестация. Аттестация была ему объявлена Дата обезличена.2011 года. В соответствии с текстом аттестации, подготовленной непосредственным начальником, он за время службы в органах внутренних дел зарекомендовал себя исполнительным и дисциплинированным сотрудником. В целом текст аттестации содержит полностью положительную характеристику. В заключении начальника заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) Богодухова СМ. указано: "полковника милиции Козаева Т.А. рекомендовать для прохождения службы в полиции Российской Федерации (ином подразделении ГУ МВД России по Иркутской области)". Однако в противоречие с заключением его непосредственного начальника аттестационная комиссия пришла к выводу: "полковник милиции Козаев Т.А. не рекомендуется для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации), при этом текст аттестации не содержит никаких оснований для подобного вывода".
Согласно п. 2.2 Приказа МВД России от 24.03.2011 г. N 135 по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений: 2.2.1. Рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел РФ) на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует; 2.2.2. Рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел РФ) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности; 2.2.3. Не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел РФ на другой, в том числе нижестоящей, должности.
Таким образом, аттестационная комиссия при принятии решения в отношении него о не рекомендации ни в полицию, ни в ОВД РФ, нарушила требования данного приказа. Предложений другой должности, в ином подразделении органов внутренних дел РФ решение комиссии не содержит.
В судебном заседании истец и его представитель Бухарова М.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Кузнецова Е.Б. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 01 декабря 2011 года исковые требования Козаева Т.А. удовлетворены. Признано незаконным решение аттестационной комиссии ГУ МВД РФ по Иркутской области от Дата обезличена.2011 г., вынесенное в отношении полковника милиции, начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД по Иркутской области Козаева Т.А.. На ГУ МВД РФ по Иркутской области возложена обязанность провести в отношении Козаева Т.А. внеочередную аттестацию в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011г. "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел" и Приказом МВД РФ от 22.03.2011г. N135 "Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ".
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Иркутской области Кузнецова Е.Б. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указано, что судом не учтено, что в силу ч. 4 ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные ст. 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях.
Исходя из буквального толкования базового нормативного правового акта, правоустанавливающего внеочередную аттестацию как юридический факт, следует, что аттестуемым может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих должностях, но не обязывает аттестационную комиссию делать такой вывод. Поскольку приказ МВД России от 22 марта 2011 года N 135 корреспондирует к Указу Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ", которым в силу ст. 54 Федерального закона "О полиции" определяются исключительно порядок и сроки внеочередной аттестации, то ссылка на пункт 2.2 приказа МВД России N 135 о возможных решениях аттестационной комиссии ограничивала бы действие Федерального закона "О полиции".
В отношении истца аттестационной комиссией принято решение не рекомендовать его для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел РФ), что соответствует ч. 4 ст. 54 ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". При проведении внеочередной аттестации аттестационной комиссией, на основе имеющихся негативных фактов, компрометирующих истца, как сотрудника органов внутренних дел, был принят именно такой вывод.
Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., объяснения представителя ГУ МВД России по Иркутской области Кузнецовой Е.Б. в поддержку доводов кассационной жалобы, Козаева Т.А. и его представителя Бухаровой М.Г., согласившихся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с требованиями ст. 54 ФЗ РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 01.03.2011 г. Президентом РФ издан Указ о внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, согласно которого Министерству внутренних дел Российской Федерации постановлено до 01 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.
Во исполнение Указа Президента РФ, МВД РФ издан Приказ N 135 от 22.03.2011 г. "Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел", в соответствии с п. 2.1.3 которого, внеочередная аттестация проводится аттестационными комиссиями соответствующих органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задачи осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в отношении иных сотрудников, претендующих на замещение должностей в органах внутренних дел.
Пунктом 2.2 Приказа МВД РФ N 135 от 22.03.2011 г. установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений:
1) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел РФ) на должность, на которую аттестуемый сотрудник претендует;
2) рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел РФ) на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности;
3) не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел РФ на другой, в том числе нижестоящей, должности.
Пунктом 3.1 Приказа предусмотрено, что проведение заседаний аттестационных комиссий в отсутствие аттестуемых сотрудников возможно на основании рапортов сотрудников о согласии с проведением внеочередной аттестации в их отсутствие.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. предусмотрено, что основными задачами аттестационных комиссий при проведении внеочередной аттестации являются: оценка профессиональной служебной деятельности аттестуемого сотрудника на основе определения его соответствия требованиям по должности, с учетом стажа и опыта работы, участия в решении поставленных перед ним задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности; оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого сотрудника, необходимых для назначения его на должность.
Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел предусмотрен ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, главой 9 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 г. N 1038.
Согласно ст. 17 указанного Положения аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям. В соответствии с п. 9.1 Инструкции основными задачами аттестации являются: максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.
Разрешая требования истца Козаева Т.А., суд установил, что Дата обезличена.2011 г. в отношении полковника милиции, начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД по Иркутской области Козаева Т.А. аттестационной комиссией ГУ МВД России по Иркутской области проведена внеочередная аттестация, по результатам которой комиссия пришла к выводу о не рекомендации Козаева Т.А. для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел).
Из протокола аттестационной комиссии от Дата обезличена.2011 г. Номер обезличен следует, что комиссия пришла к выводу: не рекомендовать для прохождения службы в полиции, ином подразделении органов внутренних дел РФ полковника милиции Козаева Т.А., начальника ЦБППРИАЗ при ГУ МВД России по Иркутской области.
Учитывая требования пункта 2.2 Приказа МВД РФ N 135 от 22.03.2011 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения аттестационной комиссии ГУ МВД РФ по Иркутской области от 29.07.2011 г. в отношении Козаева Т.А., поскольку решение аттестационной комиссии не предусмотрено действующим законодательством, определяющим порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел РФ, и нарушает права истца Козаева Т.А., гарантированные ему ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и Конституцией РФ.
Судом проверены доводы представителя ответчика о том, что Федеральный закон "О полиции" не обязывает аттестационную комиссию предлагать аттестуемым службу на иных, в том числе нижестоящих должностях, и обоснованно отклонены, поскольку частью 5 ст. 54 указанного закона установлено, что сотрудники, не прошедшие внеочередную аттестацию и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных должностях, в том числе нижестоящих, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, установленным ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1. Таким образом, законом установлена возможность продолжения службы сотрудников, не прошедших внеочередную аттестацию, на иных должностях, в том числе нижестоящих, что соответствует статье 37 Конституции РФ.
В суде кассационной инстанции Козаев Т.А. пояснил, что по результатам внеочередной аттестации он уволен со службы, при увольнении ему не предлагались для замещения иные, в том числе нижестоящие должности. Представитель ГУ МВД России по Иркутской области Кузнецова Е.Б. данные обстоятельства подтвердила.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда о том, что аттестационной комиссией принято решение, не соответствующее пункту 2.2 Приказа МВД РФ N 135 от 22.03.2011 г., и такое решение нарушает права Козаева Т.А., претендующего на замещение должности в полиции или ином подразделении органов внутренних дел РФ.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют его правовую позицию в данном споре, данные доводы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Жалоба не содержит доводов, имеющих правовое значение и опровергающих правильные выводы суда по существу спора, изложенные в решении.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 декабря 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Иркутской области Кузнецовой Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Ю. Орлова
Судьи А.А. Попова
Н.А. Быкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.