Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.
судей Усовой Н.М., Сазонова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика администрации муниципального образования г. Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 31 октября 2011 года по гражданскому делу по иску О. к администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований О. указала, что ее отец умер, а мать была признана недееспособной, и с "дата обезличена" она как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была помещена в коррекционную школу, которую окончила в "дата обезличена". С "дата обезличена" проживает на съемных квартирах, имеет двоих детей Т. "дата обезличена" года рождения, Т. "дата обезличена" года рождения, в браке с отцом детей не состоит. В настоящее время временно проживает "адрес обезличен" договор с собственником этого дома не заключался, ее с семьей пустили временно пожить, по первому требованию она должна выселиться из дома. Она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Братска с "дата обезличена" по категории "дети - сироты". В собственности, по договору социального найма жилья не имеет, на регистрационном учете постоянно нигде не состоит. Считает, что ей вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. "дата обезличена" администрацией г. Братска ей отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
О. просила суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение в "адрес обезличен", поскольку ее дети ходят в детский сад именно в этом районе города.
Решением суда исковые требования О. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ администрации муниципального образования г. Братска "номер обезличен" от "дата обезличена" в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма О. также суд обязал администрацию муниципального образования города Братска предоставить О. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью "данные обезличены" кв.м., в г. Братске.
В удовлетворении иска О. в части обязания администрации муниципального образования "адрес обезличен" предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди в жилом районе "адрес обезличен", общей площадью "данные обезличены" кв.м. отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования г. Братска в лице Курдюковой С.М., действующей на основании доверенности, просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что в соответствии с Законом Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на соответствующий финансовый год. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Указывает, что администрацией г. Братска было принято решение предоставить О. жилое помещение по договору социального найма как ребенку-сироте по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Отказа администрации г. Братска в предоставлении жилого помещения по договору социального найма О. не было, какое-либо бездействие администрации города Братска в этой части О. не обжаловалось. В связи с этим, спор отсутствует, права О. на предоставление жилого помещения не нарушены.
В представленных возражениях на кассационную жалобу Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством ( ст. 6 Закона Иркутской области).
Разрешая спор, суд установил, что О. "дата обезличена" года рождения, в "дата обезличена" окончила общеобразовательную специальную (коррекционную) школу-интернат "номер обезличен" г. Братска, в которую была определена на основании постановления Департамента образования г. Братска от "дата обезличена" "номер обезличен" в связи с тем, что ее отец умер, а мать признана недееспособной и находится на лечении в психиатрической больнице.
По сообщению администрации г. Братска от "дата обезличена" "номер обезличен" вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен в установленном законом порядке, указано, что по вопросу предоставления жилого помещения для временного проживания заявителю следует обратиться в отдел по учету и предоставлению жилья аппарата администрации г. Братска.
Удовлетворяя исковые требования О. признавая незаконным отказ администрации муниципального образования г. Братска от "дата обезличена" "номер обезличен" в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, суд исходил из того, что О. имеет право после окончания образовательного учреждения на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Принимая во внимание, что О. состоит на учете в качестве нуждающейся в администрации г. Братска, является правильным вывод суда о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Братске.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация г. Братска не отказывала истцу в предоставлении жилого помещения, а бездействия администрации истцом не обжаловались, не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного решения. Учитывая, что возложенная Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по обеспечению истца, относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещение по договору социального найма, ответчиком - администрацией г. Братска, не исполнена, суд обоснованно удовлетворил исковые требования О.
Доводы кассационной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку при рассмотрении дела, а также основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда, проверенное в силу части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 31 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
П.А. Сазонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.