Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Сазонова П.А. и Усовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Братский район" на решение Братского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Любиковой А.М., Кукановой Г.А., Калаушкиной Г.А. к администрации муниципального образования "Братский район" о взыскании компенсации расходов на отопление,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований истцы указали, что как "данные изъяты", проживающие в сельской местности, они пользовались до "дата обезличена" государственной социальной гарантией в виде освобождения от уплаты за отопление.
Дума Братского района приняла решение от 6 марта 2007 года N 133 "О порядке оплаты расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности", которым предусмотрена оплата коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Считали частичную компенсацию расходов на отопление незаконной. Просили суд взыскать с администрации муниципального образования "Братский район" в пользу истцов не компенсированную часть расходов на отопление.
Истцы Куканова Г.А., Любикова A.M. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец Калаушкина Г.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания. Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Братский район" по доверенности Седлецкий Д. П. в судебном заседании исковые требования истцов не признал. Представитель третьего лица - МУЗ "БЦРБ" по доверенности Евтушенко К.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Представитель третьего лица - управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братскому району по доверенности Кукаева С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Представитель третьего лица - МУП "КЖКХ", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года исковые требования Любиковой А.М., Кукановой Г.А., Калаушкиной Г.А. удовлетворены.
С администрации муниципального образования "Братский район" взысканы в пользу Любиковой А.М. компенсация расходов на отопление в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки; в пользу Кукановой Г.А. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек; в пользу Калаушкиной Г.А. - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
В кассационной жалобе ответчик - администрация муниципального образования "Братский район" просит решение суда отменить, полагая, что суд при постановлении решения нарушил нормы материального и процессуального права, неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела.
Считает, что требования Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), не допускающие ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, были соблюдены при принятии как Закона Иркутской области от 30 ноября 2007 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных учреждениях", так и решения Думы Братского района Иркутской области от 6 марта 2007 года N 133 "О порядке оплаты расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности". Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, не ухудшает условия их представления, так как совокупный объем финансирования этих льгот и выплат после 1 января 2005 года не уменьшался, условия предоставления указанных льгот не ухудшены.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истцы просят суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сазонова П.А., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, по доводам кассационной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении данного гражданского дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к правильному выводу, что частичная компенсация расходов на отопление ведет к существенному снижению ранее достигнутого уровня предоставления социальных гарантий, а обязанность обеспечить этот уровень для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, а также пенсионеров из их числа возлагается в данном случае на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что Куканова Г.А. состоит в трудовых отношениях с МУЗ "БЦРБ", Любикова A.M. и Калаушкина Г.А. также состояли в трудовых отношениях с МУЗ "БЦРБ", были уволены в связи с выходом на пенсию, в МУЗ "БЦРБ" проработали более "данные изъяты" лет, пользовались льготами по оплате за отопление и продолжают проживать в сельской местности.
В соответствии со статьей 63 (частью второй) Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом N 122-ФЗ были внесены изменения в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации: часть вторая статьи 63 признана утратившей силу, в статью 63 введена часть шестая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Суд правильно применил статью 153 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых этим Федеральным законом нормах, этот Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных этим Федеральным законом. При издании органами местного самоуправления в связи с принятием этого Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Суд установил, что истцы пользуются мерами социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Законом Иркутской области от 30 ноября 2007 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных учреждениях".
Данные меры социальной поддержки, осуществляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, носят дополнительный характер по отношению к мерам социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, поскольку в отношении указанных работников обязанность устанавливать такие меры (по состоянию на 2011 год) возложена федеральным законодателем на органы местного самоуправления за счет средств соответствующего местного бюджета.
Ввиду этого суд обоснованно взыскал не полученную истцами часть компенсации расходов на отопление с администрации муниципального образования "Братский район".
С учетом изложенного судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что условия предоставления льгот указанной категории граждан в муниципальном образовании "Братский район" не были ухудшены.
Выводы суда подробно мотивированы, в решении суда приведен анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, со ссылками на конкретные нормы, которые применены судом правильно.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правовую оценку и не могут являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, а также статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Братский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
П.А. Сазонов
Н.М. Усова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.