Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего: Зубковой Е.Ю.,
судей: Усовой Н.М., Ананиковой И.А.,
при секретаре: Людвиг Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 23 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску Батрамеевой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть в стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований с учетом уточнений истец указала, что "Дата обезличена" она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в УПФ РФ (ГУ) в Ангарском Муниципальном образовании Иркутской области. УПФ РФ (ГУ) в АМО ИО "Дата обезличена" вынесло решение, а "Дата обезличена" дополнительное решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Считает, данное решение незаконным, поскольку периоды работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.; с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в период прохождения курсов повышения квалификации, находясь в должности В., не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как указанные должность и учреждение не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 г.г.
Также указала, что работая в должности В., она выполняла трудовые обязанности В.. Учреждения, в которых она работала, реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отказе Батрамеевой Г.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", периоды работы:
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.;
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.;
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в период прохождения курсов повышения квалификации, находясь в должности В.; обязать УПФ РФ (ГУ) в Ангарском МО Иркутской области зачесть указанные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику - с "Дата обезличена".
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 23 декабря 2011 года исковые требования Батрамеевой Г.В. удовлетворены.
Ответчик - УПФ РФ (ГУ) в Ангарском МО Иркутской области не согласилось с решением суда и подало кассационную жалобу, в которой указало, что решение суда незаконно, поскольку суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального права.
Принимая решение, УПФ РФ руководствовалось пп.19 п.1 и п.2 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ"; "Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"; "Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". Согласно указанным нормам права Списки учреждений и должностей, работа в которых предоставляет право на назначения пенсии на льготных условиях определенной категории граждан, в том числе, педагогическим работникам, утверждает Правительство РФ. Таким образом, для зачета в стаж, лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пп.19 п.1 ст.27 Закона необходимо несколько условий, одним из которых является работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками.
Считает, что суд не установил факт того, что Батрамеева Г.В. работала в указанные периоды в должности и учреждении, наименование которых буквально соответствуют наименованиям должностей и учреждений, указанных в Списках. Считает, что УПФ РФ (ГУ) правильно установило, что указанные периоды работы не подлежат зачету в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как наименование должности ( В.) и учреждения (детский комбинат), в которых работала истец, буквально не соответствуют наименованию должностей и учреждений, предусмотренных Списками.
Просит решение Ангарского городского суда Иркутской области от 23 декабря 2011 года отменить.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., пояснения представителя ответчика УПФ РФ в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области - Савченко В.С., действующей на основании доверенности, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения истца Батрамеевой Г.В., просившей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор, суд установил, что решением УПФ РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Батрамеевой Г.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа - "данные изъяты" при требуемом 25 лет. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы:
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.;
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности В.;
- с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в период прохождения курсов повышения квалификации, находясь в должности В.; поскольку указанные должность и учреждение не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 г.г.
Вместе с тем, суд обоснованно пришел к выводу, что Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, включают наименование учреждений - детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), и наименование должностей - воспитатель. Следовательно, действие Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд обоснованно пришел к выводу, что детский комбинат "Номер обезличен" Иркутского завода карданных валов являлся дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет, следовательно, Батрамеева Г.В., работая в должности В. в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" осуществляла педагогическую деятельность. Тот факт, что в наименовании учреждения в определенный период времени не содержалось понятия "детский сад", не может служить основанием, для отказа включить указанный период работы в стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, суд установил, что Батрамеева Г.В. была принята на работу в детский сад-ясли "Номер обезличен" Прибайкальской геолого-геофизической экспедиции на должность В.. Вместе с тем, суд установил, что фактически во время работы в детском саду-яслях "Номер обезличен" Прибайкальской геолого-геофизической экспедиции: с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", Батрамеева Г.В. работала в должности В., осуществляя в указанные периоды работы педагогическую деятельность. Также суд установил, что во время работы в детском саду-яслях "Номер обезличен" Батрамеева Г.В. направлялась на курсы повышения квалификации - с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Разрешая данный спор, суд произвел системный анализ нормативных актов, на которых основано решение, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к правильному выводу, что периоды работы Батрамеевой Г.В. в должности В. подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку фактически Батрамеева Г.В. работала в должности В. в данном учреждении.
В силу ст. 19 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд установил, что на день обращения в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии - "Дата обезличена" педагогический стаж Батрамеевой Г.В. составил 25 лет (с учетом указанных периодов), что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда об обязании ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить Батрамеевой Г.В. пенсию с "Дата обезличена".
Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, что спорные периоды работы не подлежат зачету в педагогический стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как наименование должности ( В.) и учреждения (детский комбинат), в которых работала истец, буквально не соответствуют наименованию должностей и учреждений, предусмотренных Списками, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Фактически в кассационной жалобе отражена правовая позиция, поддержанная ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, указаний на какие-либо нарушения, допущенные при этом судом, жалоба не содержит.
Решение суда подробно мотивировано, доводы сторон оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 23 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску Батрамеевой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть в стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию, оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
И.А. Ананикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.