Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ананиковой И.А.,
судей Жилкиной Е.М. и Быковой Н.А.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Областное жилищно-коммунальное хозяйство", Муниципальному учреждению "Администрация города Тулуна" о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения по апелляционным жалобам мэра городского округа Ю.В. Карих и представителя ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" К.И. Алферовой на решение Тулунского городского суда от 17 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Тулунский межрайонный прокурор указал, что прокуратурой с привлечением специалистов проведена проверка на опасных производственных объектах, расположенных на территории муниципального образования "город Тулун", исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что водозаборные сооружения "Красный Яр" расположены в городской черте в 1 километре от жилой застройки микрорайона "Гидролизный" на берегу реки Ия в юго-восточном направлении. В технологическом процессе по очистке питьевой воды (обеззараживания) используется жидкий хлор. Водозаборные сооружения обеспечивают питьевой водой микрорайоны города: "Угольщиков", "Гидролизный", "Сосновый бор", Жукова", пос. "Стекольный" и центральную часть города.
Канализационно - очистные сооружения" расположены в районе пос. ЛЭП-500. В технологическом процессе по дезинфекции (обеззараживанию) сточных вод с применением жидкого хлора происходит уничтожение в них патогенных микробов и устранение опасности заражения ими водоема при спуске в него очищенных сточных вод.
Фильтровальная станция пос.Стекольный расположена в городской черте. В технологическом процессе по очистке питьевой воды используется жидкий хлор.
Фильтровальная станция пос. Стекольный, водозаборные сооружения "Красный яр", канализационно-очистные сооружения согласно свидетельствам о государственной регистрации права находятся в собственности муниципального образования "город Тулун". По договору аренды "Номер обезличен" от "Дата обезличена" указанные объекты были переданы в аренду Открытому акционерному обществу "Областное жилищно- коммунальное хозяйство" сроком на 10 лет.
Проверкой на указанных объектах выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, в том числе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: на всех химически опасных объектах отсутствует локальная система оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации связанной с выходом химически опасного вещества - хлора.
Прокуратурой на устранение указанных нарушений законодательства о необходимости создания локальной системы оповещения указывалось в представлениях на имя мэра городского округа и директора Западного филиала ОАО "Облжилкомхоз", однако мер по устранению нарушений законодательства до настоящего времени не принято.
Кроме того, водозаборные сооружения "Красный Яр", канализационно-очистные сооружения, фильтровальная станция пос. Стекольный включены в перечень объектов, потенциально подверженных террористической угрозе, утвержденный Распоряжением Губернатора Иркутской области 29.01.2010 г. N 3с.
На основании договора аренды "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" обязано обеспечить государственную охрану арендуемых объектов. Неисполнение собственниками и владельцами потенциально опасных объектов требований федерального законодательства в части создания локальных систем оповещения не позволит в полной мере обеспечить оперативное оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, и может привести к большому количеству жертв.
Отсутствие государственной охраны на объектах жизнеобеспечения создает угрозу жизни, здоровью жителей муниципального образования, а также не обеспечивает надежность объектов от возможных террористических проявлений.
Прокурор, с учетом уточнения, просил суд признать незаконными бездействия МУ "Администрация города Тулуна" и ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах: фильтровальной станции "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен", канализационно-очистных сооружениях г.Тулун, ЛЭП-500.
Обязать MУ "Администрация город Тулуна" и ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" в срок до 01 июля 2012 года создать локальные системы оповещения на фильтровальной станции "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен"; канализационно-очистных сооружениях г.Тулун, ЛЭП-500.
Признать незаконным бездействие ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" по государственной охране на объектах фильтровальной станции "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен", канализационно-очистных сооружениях г.Тулун ЛЭП - 500.
Обязать ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" в срок до 01 мая 2012 года обеспечить государственную охрану на объектах фильтровальной станции "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен", канализационно-очистных сооружениях г.Тулун, ЛЭП - 500.
В судебном заседании старший помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. поддержала требования иска в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МУ "Администрация города Тулуна" Цыганова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением суда исковые требования Тулунского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" К.И. Алферова просит решение суда отменить и прекратить производство по делу в части требований: 1) о признании незаконным бездействия ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах; 2) об обязании ответчика в срок до 01 июля 2013 года создать локальные системы оповещения на фильтровальной станции г. "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен". канализационно-очистных сооружениях г. Тулун, ЛЭП-500; 3) о признании незаконным бездействие ответчика по государственной охране на объектах фильтровальной станции "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" "Адрес обезличен" канализационно-очистных сооружениях г. Тулун ЛЭП - 500; 4) обязании в срок до 01 мая 2012 года обеспечить государственную охрану на данных объектах; взыскании с ответчика в доход государства госпошлины в размере "данные изъяты".
В обоснование доводов жалобы указано, что в силу п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Договором аренды "Номер обезличен" от "Дата обезличена" на арендатора не возложена обязанность осуществлять капитальный ремонт помещения (здания), он не имеет права осуществлять мероприятия, связанные с капитальным ремонтом (проводить систему пожаротушения, пожарной сигнализации, прорубать эвакуационные выходы и т.п.), т.е. работы, требующие разработки и согласования. В связи с чем, выводы суда о возложении на ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" обязанности по созданию локальных систем оповещения, обязании в срок до 01 мая 2012 года обеспечить государственную охрану на данных объектах необоснованны.
Заявитель жалобы указывает, что право выбора субъекта охраны и заключения договора на охрану объекта принадлежит собственнику объекта (имущества), или лицу, у которого имущество находится в законном владении. Учитывая, что штат укомплектован сторожами и средствами связи, необходимости в заключении договора по государственной охране на водозаборном сооружении "Красный Яр", водозаборном сооружении пос. Стекольный (фильтровальная станция), канализационно-очистных сооружениях пос. ЛЭП-500, по мнению представителя ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство", не имеется.
Кроме того представитель ответчика указывает, что взыскание с ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" государственной пошлины в размере "данные изъяты" противоречит ч.2 ст.333.18 Налогового кодекса РФ, поскольку в силу указанной статьи, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты.
В апелляционной жалобе мэр городского округа Ю.В. Карих просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, основанием для начала работ по созданию локальной системы оповещения является приказ руководителя потенциально опасного объекта. На основании договора аренды "Номер обезличен" с "Дата обезличена" потенциально опасные объекты находятся во временном владении и пользовании ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство". В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор (ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство") обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. В связи с чем, по мнению заявителя жалобы, выводы суда в части возложения на МУ "Администрация города Тулуна" обязанности по созданию локальной системы оповещения, необоснованны. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что при принятии решения суд руководствовался ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые касаются полномочий органов местного самоуправления муниципального района и поселения, тогда как, муниципальное образование - город Тулун наделено статусом городского округа.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Тулунского межрайонного прокурора Кравченко Е.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.А., пояснения прокурора Дудиной В.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Муниципальными образованием "город Тулун" "Дата обезличена" с ОАО "Облжилкомхоз" был заключен договор аренды, в соответствии с которым ОАО "Облжилкомхоз" предоставлено имущество, находящееся в собственности муниципального образования "город Тулун" во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей на территории г. Тулуна услугами холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод сроком на 10 лет.
В соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества от 3 июля 2009 г., являющимся приложением к указанному договору, ОАО "Облжилкомхоз" были переданы, в числе прочих, двухэтажное здание фильтровальной станции (с дозатором хлоргаза) по адресу "Адрес обезличен", нежилое здание хлораторной (с хлоратором АХА-1000 - 2 шт.) по адресу "Адрес обезличен", нежилое хлораторной станции здание (с дозатором хлора) по адресу "Адрес обезличен". Как следует п. 9 "Опасные производственные объекты системы водоподготовки" Перечня типовых видов опасных производственных объектов, Приложение 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Гостехнадзора от 5 марта 2008 г. N 131, склад хлора, площадка ( цех, участок) подготовки воды являются потенциально-опасным объектом.
В соответствии с пунктами 1,2,3 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. Установить зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.
Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов, и бюджетом муниципального образования - "город Тулун" на 2010г, 2011 г.г. были предусмотрены расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Собственником объектов: двухэтажное здание фильтровальной станции (с дозатором хлоргаза) по адресу "Адрес обезличен", нежилое здание хлораторной (с хлоратором АХА-1000 - 2 шт.) по адресу "Адрес обезличен", нежилое здание хлораторной станции (с дозатором хлора) по адресу "Адрес обезличен", является Муниципальное образование - "город Тулун".
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. В статье 6 Устава Муниципального образования "город Тулун" к вопросам местного значения поселения отнесены, в частности, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тулуна; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Тулуна; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Тулуна.
Поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и обоснованно возложил обязанность по созданию и поддержке в постоянной готовности локальных систем оповещения на фильтровальной станции по адресу "Адрес обезличен", водозаборных сооружениях "Красный Яр" по адресу "Адрес обезличен", канализационно-очистных сооружениях по адресу "Адрес обезличен" на Муниципальное учреждение "Администрация города Тулуна" и ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство".
Вывод суда в решении обоснован, а доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и к позиции, ранее занятой ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка с учетом всех установленных по делу обстоятельств.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда от 17 февраля 2012 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий: И.А.Ананикова
Судьи: Е.М.Жилкина
Н.А.Быкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.