Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Усовой Н.М. и Кравченко Е.Г.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска Безруковой О.Н. на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Матюшина М.Н. к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Матюшин М.Н. указал, что "Дата обезличена" решением территориального органа Управления ПФР в Свердловском районе г. Иркутска ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, поскольку ответчик не включил в стаж на соответствующих видах работ период работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности учителя трудового обучения, учителя технологии Областного государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния" по причине несоответствия наименования учреждения Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Решение пенсионного органа истец считал незаконным и нарушающим его конституционные права на пенсионное обеспечение.
Матюшин М.Н просил суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "Дата обезличена"; признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" период его трудовой деятельности с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности учителя трудового обучения, учителя технологии Областного государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния"; обязать Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты первоначального обращения - "Дата обезличена".
В судебном заседании истец Матюшин М.Н. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ГУ Управления ПФР в Свердловском районе г.Иркутска Безрукова О.Н., исковые требования Матюшина М.Н. не признала.
Представитель третьего лица - Областного государственного специального учебно-воспитательного казенного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния, г.Иркутска в судебное заседание не явился.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 марта 2012 года исковые требования Матюшина М.Н. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об отказе Матюшину М.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязал УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска зачесть в страховой стаж на соответствующих видах работ период трудовой деятельности Матюшина М.Н. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности учителя трудового обучения, учителя технологии Областного государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния".
Обязал Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска назначить Матюшину М.Н. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "Дата обезличена"
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска Безрукова О.Н. просит отменить решение суда по данному делу, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полагает, что основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работникам образования является точное соответствие наименований должности и учреждения, в которых был занят работник, наименованиям должности и учреждения, предусмотренных Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781. Суд не учел, что ни в одном из утвержденных Списков не указано учреждение в котором работал истец в спорные периоды времени. Кроме того, указывает, что в силу своего правового статуса Пенсионный фонд РФ является правоприменительным органом и не вправе расширительным образом толковать нормы права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кравченко Е.Г., пояснения истца Матюшина М.Н., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит основания для отмены судебного акта, постановленного по делу.
Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к соответствующей трудовой деятельности относится работа в должности учителя школ всех наименований, специальных (коррекционных) школ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных (коррекционных) школ закрытого типа.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период по настоящее время истец осуществлял и осуществляет трудовую деятельность в должности учителя трудового обучения, учителя технологии Областного государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния".
"Дата обезличена" истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако в стаж на соответствующих видах работ ответчиком не зачтен период работы истца с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в должности учителя трудового обучения, учителя технологии Областного государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния" по причине несоответствия наименования учреждения Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Матюшина М.Н., при этом исходил того, что Областное государственное специальное учебно-воспитательное казенное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния, г.Иркутска фактически исполняло функции нескольких учреждений, прямо предусмотренных указанным Списком.
Разрешая спор, суд установил все обстоятельства, имеющие значение для дела: наличие у истца достаточного специального трудового стажа, неправомерный отказ ответчика в досрочном назначении трудовой пенсии; правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения: ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; оценил собранные доказательства в полном соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основаны на положениях ст.19, ч.ч.1 и 2 ст.39 Конституции РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании норм материального права, правильно примененных судом первой инстанции, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Указание в апелляционной жалобе на то, что основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работникам образования является точное соответствие наименований должности и учреждения, в которых был занят работник, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных Списками, не заслуживает внимания судебной коллегии, поскольку право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может быть поставлено в зависимость от иного, по сравнению с указанными в Списках, наименования учреждения, в котором Матюшин М.Н. работал в спорный период, поскольку нормативно-правовыми актами, действующими в сфере образования предусмотрено, что понятие "школы всех наименований" носит общий характер по отношению к наименованию указанного учреждения и, по сути, включает его в себя.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены судебного акта, а поэтому проверенное по доводам жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Иркутска Безруковой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Н.М. Усова
Е.Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.