Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новиковой М.К. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на первоочередное получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии на одного человека, обязании выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из одного человека
по апелляционной жалобе представителя истца Новиковой М.К. - Горнакова В.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 марта 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Новикова М.К. в обоснование исковых требований указала, что с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" она проживала и работала в п. Надеждинск, который находился в районе Крайнего Севера в Катангском районе Иркутской области и был закрыт (упразднен) по решению органов государственной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством РФ в период с 1997-2001г.г. В период мероприятий в 1997-2001г.г. по ликвидации ПНГРЭ и закрытию п. Надеждинск ей пришлось выехать не по своей воле из данного населенного пункта в другую местность, в поисках нового места жительства и работы, в связи с чем, в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей", у нее возникло право на выделение ей жилищной субсидии в виде жилищного сертификата в первоочередном порядке, как гражданину, выезжающему из населенного пункта, находящегося в районе Крайнего Севера и закрывающегося по решению органов государственной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством РФ. Это право сохраняется независимо от отказа в его реализации органами государственной власти в установленном законом порядке. Оно гарантированно ей государством и охраняется законом. По вопросу обращения в орган местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего севера в отношении жителей закрывающегося поселка полагала, что это прямая обязанность государства, составлять, уточнять и обновлять списки граждан, выезжающих из закрываемых государством населенных пунктов. Данная норма о постановке граждан на учет на получение жилищной субсидии распространяется на граждан, которые добровольно решили переселиться из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в более благоприятные районы проживания.
На основании изложенного просила суд признать за ней право на первоочередное получение жилищного сертификата на получение жилищной субсидии на одного человека, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выделить жилищный сертификат для получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на семью из одного человека.
В судебное заседание истец Новикова М.К. не явилась, ее представитель Горнаков В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - Яковлев Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 15.03.2012 в удовлетворении исковых требований Новиковой М.К. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Горнаков В.Н. просит решение суда отменить, указав, что судом необоснованно не принята в качестве допустимого доказательства справка с места жительства истца в п. Надеждинск в связи с отсутствием в ней указания на название улицы и номер дома, поскольку при строительстве этого поселка не было ни только наименования улиц, а отсутствовало и название самого поселка. Улицам давались названия по мере застройки территории поселки, поэтому суд неправомерно возложил обязанность внесения в паспорт и в карточку регистрационного учета жителей поселка название улицы и номера дома. Представленными суду материалами подтверждено проживание истца в п. Надеждинск с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Кроме того указывает на несогласие с выводом суда о начале мероприятий по закрытию поселка Надеждинск не ранее 1999 года.
Не влияет на права Новиковой М.К. довод ответчика о том, что Новикова М.К. не была включена в списки жителей поселка Надеждинск, утвержденных Постановлением мэра Катангского района "Дата обезличена" "Номер обезличен" и дополнительные списки, поскольку указанные списки составлялись относительно лиц, проживающих в поселке на "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена". Истица же выехала из поселка в начале 1999 года и не могла быть включена в указанные списки.
Не должен влиять на выводы суда и аргумент ответчика о том, что Новикова М.К. не обращалась в органы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на предмет постановки на учет на очередь на получение жилищной субсидии, так как она выехала из поселка не по своей воле, а в связи с решением органов государственной власти по закрытию поселка, и именно на государство возложена обязанность компенсировать истцу утрату имевшегося в поселке жилья.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Яковлев Д.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.3271 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив приведенные доводы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст.1 ФЗ N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим ФЗ РФ, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 4 ФЗ N 125-ФЗ право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование социальных выплат для приобретения жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Постановлением губернатора Иркутской области 05.01.1998 N 2-п "О мерах по ликвидации п. Надеждинск Катангского района", в связи с решением о ликвидации Преображенской нефтегазоразведочной экспедиции Государственного унитарного геологического предприятия Востсибнефтегазгеология Министерства природных ресурсов РФ, приведшим к полной незанятости населения п. Надеждинск в Катангском районе постановлено, считать необходимым ликвидировать п.Надеждинск в Катангском районе, обратиться в Правительство РФ для согласования данного вопроса. Для решения практических вопросов по ликвидации поселка была создана рабочая комиссия, состав которой согласован с Министерством природных ресурсов РФ.
Совместным Постановлением администрации Иркутской области от 26.04.1999 N 272-п и Министерства природных ресурсов РФ от 22.03.1999 N16 для решения практических вопросов по ликвидации п. Надеждинск Катангского района и переселения жителей поселка была создана рабочая группа. Председателем Комитета природных ресурсов РФ по Иркутской области по согласованию с заместителем главы администрации Иркутской области была утверждена смета затрат на содержание, переселение жителей закрывающегося п. Надеждинск на 1999-2000 годы.
В соответствии с постановлением мэра Катангского района Иркутской области от 11.03.1999 N 29 "О составлении списков на получение целевых жилищных субсидий для жителей п. Надеждинск" был утвержден Список жителей п. Надеждинск, зарегистрированных и проживавших в данном поселке по состоянию на 01.01.1999. На основании данного Списка граждан, выезжающих из закрывающегося п. Надеждинск и фактически проживающих в данном поселке в период его ликвидации, Администрацией Иркутской области осуществлялось предоставление жилищных субсидий.
В указанных Списках жителей п. Надеждинск Новикова М.К. не значится.
С момент выезда из п. Надеждинск Катансгского района Иркутской области Новикова М.К. не обращалась в органы социальной защиты населения по своему месту жительства с заявлением о постановке на учет на предоставление жилищной субсидии и о включении ее в список получателей жилищной субсидии в первоочередном порядке, как гражданина, выехавшего из закрытого поселка Надеждинск Катангского района Иркутской области, не представила предусмотренный законом пакет документов, на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не состояла.
Как следует трудовой книжки Новиковой М.К., с "Дата обезличена" она работала в Усть-Кутском РайПО ... в магазине.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что процедура закрытия (ликвидации) п. Надеждинск и переселения из него граждан фактически началась не ранее 1999 года. Истцом Новиковой М.К. не представлено доказательств, подтверждающих, что в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", как ей указано в иске, она проживала в .... и вынужденно выехала из указанного поселка в связи с его упразднением (закрытием) в период ликвидационных мероприятий. Кроме того, ей не представлено доказательств того, что она встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет лиц, претендующих на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют об отсутствии у Новиковой М.К. права на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке и оснований для удовлетворения ее исковых требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом доказано, что ее выезд из п. Надеждинск был связан с закрытием поселка, ссылка на ненадлежащую оценку судом представленной в обоснование этого обстоятельства справки с места жительства истца, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку оценка всех представленных по делу доказательств в совокупности сделана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с оценкой суда первой инстанции представленных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не имеет правового значения то обстоятельство, что Новикова М.К. не была включена в списки жителей поселка Надеждинск, утвержденных Постановлением мэра Катангского района 11.03.1999 N 29 и дополнительные списки, что Новикова М.К. не обращалась в органы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за постановкой ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу судебного решения, в связи с этим оснований для ее удовлетворения не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 марта 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Горнакова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.А. Попова
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.