Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Валовой Г.В.,
судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Широковой М.В. на решение Братского городского суда Иркутской области от 26 октября 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Братска о признании отдельных норм нормативного правового акта муниципального образования города Братска противоречащими закону и недействующими,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Братска в обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) мэром города Братска принято постановление (номер обезличен) "Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность" (далее по тексту - Порядок). Постановление мэра города Братска было опубликовано в газете " Б. " от (дата обезличена) (номер обезличен).
В данное постановление были внесены изменения постановлениями администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), в соответствии с которыми пункты 1.10 и 1.11 Порядка изложены в новой редакции. Постановление администрации города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) было опубликовано в газете " Б. " от (дата обезличена) (номер обезличен), постановление администрации города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) было опубликовано в газете " Б. " от (дата обезличена) (номер обезличен).
Данное постановление является нормативно-правовым актом, так как оно издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Таким образом, принятие данного решения находится в пределах компетенции и предоставленных полномочий исполнительного органа муниципального образования г. Братска - главы МО города Братска. Вместе с тем, отдельные нормы данного решения противоречат закону и подлежат отмене по следующим основаниям:
Пунктом 1.10 Порядка предусмотрено, что при использовании работником и членами его семьи проезда любым видом транспорта (кроме такси и личного транспорта) возмещение стоимости проезда производится по фактическим расходам, но не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда.
В соответствии с пунктом 1.11 Порядка оплата стоимости проезда производится по возвращении работника и членов его семьи из отпуска на основании представленных билетов, других проездных документов или справки транспортной организации о стоимости проезда.
Согласно пункту 1.14 Порядка оплата стоимости проезда в отпуск личным транспортом производится исходя из стоимости проезда на момент выезда кратчайшем путем в плацкартном вагоне пассажирского поезда (без доплаты за скорость) на основании справки транспортной организации.
Пункты 1.10, 1.11, 1.14 Порядка вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства, а поэтому они подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ при издании органами местного самоуправления в связи с принятием настоящею Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, согласно которым при изменении после (дата обезличена) порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Действующий ранее в г. Братске порядок предоставления работникам организаций, финансируемых из бюджета г. Братска компенсации расходов на оплату стоимости проезда (в редакции постановлений мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен). от (дата обезличена) (номер обезличен) и от (дата обезличена) (номер обезличен)) соответствовал требованиям законодательства.
Соответствовали требованиям законодательства порядок и условия компенсации на оплату стоимости проезда, утвержденные постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) до внесения в него изменений постановлением администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен). Однако, после внесения изменений, условия предоставления работниками указанной компенсации были существенно ухудшены.
Трудовой кодекс РФ, которым регламентируется реализация конституционного права на отдых, предусматривает порядок предоставления работодателями ежегодного оплачиваемого отпуска своим работникам и компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ равенство прав и возможностей работников является одним из основных принципов трудовых отношений.
Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, является минимально допустимым уровнем, по сравнению с которым положение работников иных организаций не может быть ухудшено.
Таким образом, пункты 1.10, 1.11 и 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции постановлений администрации г. Братска (дата обезличена) (номер обезличен). от (дата обезличена) (номер обезличен)) существенно ухудшают положение работников организаций, финансируемых из бюджета г. Братска, уменьшают размер гарантий и компенсаций по сравнению с тем, что было установлено Трудовом кодексом РФ, другими федеральными законами, в связи с чем, прокурор полагал, что они не подлежат применению.
Прокурор просила суд признать пункты 1.10 и 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции постановлений администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен)), противоречащими закону и недействующими с момента их принятия.
В ходе рассмотрения гражданского дела заявитель Прокурор г. Братска представил уточненное заявление, согласно которому просил суд признать постановление администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) о внесении изменений в пункты 1.10, 1.11 и 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) противоречащими закону и недействующими с момента их принятия.
Кроме того, в ходе рассмотрения гражданского дела заявитель Прокурор г. Братска представил уточненное заявление, согласно которого просит суд признать пункты 1.10, 1.11 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен)), п. 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) противоречащими закону и недействующими с момента их принятия.
В судебном заседании представитель заявителя ст. помощник прокурора г. Братска Широкова М.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Братска по доверенности Егоркин А.В. заявленные требования прокурора г. Братска не признал, суду пояснил, что период с ** по **. был критическим, в связи с кризисом в стране снизилось финансирование. Государственная Дума утвердила бюджет в **. - значительно меньше, чем в **
В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Постановление мэра города Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) принято в пределах полномочий органов местного самоуправления и в соответствии с действующим законодательством.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного выше Федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены условия при изменении после (дата обезличена) порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Полагал, что проезд в отпуск - это гарантия, связанная с выполнением трудовой функции, которой не может быть дана денежная оценка, более того, проезд в отпуск не является льготой или выплатой в натуральных формах, в связи с чем, его замена деньгами не возможна в принципе.
Постановление мэра города Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) не направлено на изменение порядка реализации льгот и выплат, оставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме.
Представитель Администрации г. Братска просил суд в удовлетворении заявленных требований Прокурору г. Братска отказать.
Решением суда отказано в удовлетворении требований Прокурора г. Братска к Администрации г. Братска о признании противоречащими закону и недействующими с момента их принятия пунктов 1.10, 1.11 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен)), п. 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен).
На решение суда прокурором Широковой М.В. принесено кассационное представление, в котором она просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что вывод суда о том, что п.п. 1.10, 1.11, 1.14 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), не противоречит нормам трудового кодекса РФ и закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", является необоснованным.
Ранее действующими правовыми нормами соответствовали требованиям законодательства порядок и условия компенсации на оплату стоимости проезда, утвержденные постановлением мэра г. Братка от (дата обезличена) (номер обезличен) до внесения в него изменений постановлением администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен). После внесения изменений, условия предоставления работникам указанной компенсации были существенно ухудшены.
При таких обстоятельствах, полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении требований прокурора г. Братска к Администрации г. Братска.
В отзыве на кассационное представление Администрация г. Братска считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационного представления, заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Зайцевой С.А., поддержавшей кассационное представление прокурора г. Братска, проверив решение суда в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия находит обжалованное решение подлежащим отмене, в части как принятое с нарушением норм материального права, в отмененной части судебная коллегия находит возможным принять новое решение об удовлетворении требований прокурора.
В соответствии со ст. 313 ТК РФ Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Как предусмотрено ч. 8 ст. 325 ТК РФ, действующей в редакции на момент рассмотрения дела, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Статьей 6 ТК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс Российской федерации или иной федеральный закон.
Как предусмотрено ст. 327 ТК РФ, в действующей на момент рассмотрения дела редакции, гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 33 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009 г.) предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 05.08.2004)), при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года; при изменении после 31декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судебная коллегия находит, что из системного толкования положений ст. ст. 6, 313, 325 ч. 8, 327 ТК РФ, ст. 33 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009 г.), ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно является денежной выплатой, следует вывод о том, что органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, при этом, органы местного самоуправления принимая нормативные акты, регулирующие размер, условия и порядок данных компенсационных выплат должен учитывать, что гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года.
Статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля 2004 г.), действовавшая в редакции на 31декабря 2004года, предусматривала, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы.
Судом установлено, что реализуя полномочия, предоставленные федеральным законодателем, мэром города Братска было принято постановление (номер обезличен) от (дата обезличена) "Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность", которым был утвержден Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность.
Это постановление было опубликовано в газете "Братские вести" от (дата обезличена) (номер обезличен).
В соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст. 1.36 Устава Муниципального образования г. Братска, в указанный выше нормативный акт были внесены изменения постановлениями администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), в соответствии с которыми пункты 1.10 и 1.11 Порядка были изложены в новой редакции. (Постановление администрации города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) было опубликовано (дата обезличена) в газете " Б. " от (дата обезличена) (номер обезличен), постановление администрации города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) было опубликовано (дата обезличена) в газете " Б. " от (дата обезличена) (номер обезличен))
Согласно постановлению администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), пункты 1.10. и 1.11. Порядка действовали в следующих редакциях: "1.10. При использовании работником и членами его семьи проезда любым видом транспорта (кроме такси и личного транспорта), возмещение стоимости проезда производится по фактическим расходам, но не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда. При отсутствии железнодорожного сообщения возмещение стоимости проезда производится не выше стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования и (или) водным путем в каютах: а) V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров; б) II категории речного судна всех линий сообщения; в) I категории судна паромной переправы. При приобретении электронного проездного документа компенсация стоимости проезда производится в размерах, не более установленных настоящим пунктом, на основании оформленного проездного документа и документа, подтверждающего произведенную оплату перевозки, оформленного на установленном бланке строгой отчетности или оформленного посредством контрольно-кассовой техники (чек).";
"1.11. Оплата стоимости проезда производится по возвращении работника и членов его семьи из отпуска на основании представленных билетов, других проездных документов или справки транспортной организации о стоимости проезда.".
Как следует из материалов дела, прокурор просит признать незаконными пункты 1.10. и 1.11. Положения, действовавшие в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (л.д. 15), которые на момент рассмотрения дела действуют в редакции постановления администрации г. Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) (л.д. **).
Учитывая, что нормы пунктов 1.10. и 1.11. Положения (в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен)) действовали в период с (дата обезличена) (с момента опубликования) по (дата обезличена) (момента принятия постановлением администрации г. Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен), которое не отменено и не обжаловано на момент рассмотрения данного дела) и регулировали складывающиеся в результате их применения правоотношения, что могло привести к нарушению прав лиц, работающих в организациях, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, судебная коллегия находит возможным проверить их законность относительно периода действия этих норм в обжалованной редакции.
Сравнительный анализ положений ст. 325 ТК РФ, в редакции, действовавшей на (дата обезличена), и пункта 1.10. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), действовавших в редакции постановления постановлению администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), приводит к выводу о несоответствии этого пункта ч. 2 ст. 153 указанного выше Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ в части установления ограничения размера выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, поскольку такое ограничение на (дата обезличена) не было предусмотрено Трудовым кодексом РФ и ст. 33 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а установление указанного выше ограничения существенно нарушает гарантии, обеспечивающие право на отдых лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в организациях, финансируемых за счет местного бюджета.
Судебная коллегия находит, что положения ч. 2 ст. 153 указанного выше Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ содержат ограничения, направленные на обеспечение сохранения и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, предусматривают, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим закону и недействующим с момента его принятия пункта 1.10. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), подлежит отмене.
Судебная коллегия находит возможным в отмененной части принять новое решение: "Признать противоречащим закону и недействующим с момента его принятия пункт 1.10. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в части слов: "но не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда".
Подлежит отмене решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении его заявления о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункта 1.11. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) (в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен)), как принятого судом в нарушении норм материального права.
Системный анализ положений ст. 325 ТК РФ, в редакции, действовавшей на (дата обезличена), и пункта 1.11. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), действовавших в редакции постановления постановлению администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), приводит к выводу о несоответствии этого пункта ч. 2 ст. 153 указанного выше Федерального закона от (дата обезличена) N122-ФЗ, поскольку этим пунктом был установлен порядок оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета - по возвращению работника и членов его семьи из отпуска, который на (дата обезличена) не был предусмотрен Трудовым кодексом РФ и ст. 33 Закон РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а изменение этого порядка существенно нарушает гарантии, обеспечивающие право на отдых лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на отдых, в организациях, финансируемых за счет местного бюджета.
Вместе с тем, как было указано выше, положения ч. 2 ст. 153 указанного выше Федерального закона от (дата обезличена) N122-ФЗ содержат ограничения, направленные на обеспечение сохранения и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, предусматривают, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Судебная коллегия находит возможным в отмененной части принять новое решение: "Признать противоречащим закону и недействующим с момента его принятия пункт 1.11. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен).".
Из заявления и уточненного заявления прокурора следует, что прокурор просит признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п. 1.14. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен).
Судебной коллегией установлено, что на момент рассмотрения дела пункт 1.14. действует в редакции постановления администрации г. Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) и действие этого пункта распространены на правоотношения, возникшие с (дата обезличена)
Таким образом, прокурор считает незаконным пункт 1.14. действует в редакции постановления администрации г. Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен), которым установлено: "1.14. Оплата стоимости проезда в отпуск личным транспортом производится исходя из стоимости проезда на момент выезда кратчайшем путем в плацкартном вагоне пассажирского поезда (без доплаты за скорость) на основании справки транспортной организации. При этом под личным автотранспортом понимается автотранспортное средство, находящееся в личной собственности работника или члена его семьи, фактически проживающим с работником. Документами, подтверждающими проезд к месту проведения отпуска личным транспортом, также являются: 1) копия паспорта транспортного средства и (или) иного документа, содержащего сведения о технических данных транспортного средства; 2) документ, подтверждающий проведение отпуска в другой местности. К документам, подтверждающим проведение отпуска в другой местности, относятся: 1) документ, подтверждающий регистрацию граждан в органах местного самоуправления или внутренних дел по месту проведения отпуска; 2) документ, подтверждающий пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении; 3) абзац девятый исключен; 4) иные документы, подтверждающие факт пребывания в месте проведения отпуска.".
Сравнительный анализ положений ст. 325 ТК РФ в редакции, действовавшей на (дата обезличена), и положений п. 1.14. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), действующей в редакции постановления администрации г. Братска Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен), приводит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования прокурора в части признания незаконным и не действующим с момента принятия п. 1.14. указанного выше Положения, поскольку из его содержания, в действующей на момент разрешения дела редакции, не усматривается нарушения прав лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, по сравнению с их правами на такую компенсацию, установленными на (дата обезличена).
Поэтому в этой части решение суда судебная коллегия находит правильным, а доводы кассационного представления прокурора основанными на неправильном толковании норм материального прав.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч. 1,4, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Братска о признании отдельных норм нормативного правового акта муниципального образования города Братска противоречащими закону и недействующими отменить, в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия пунктов 1.10. и 1.11. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен).
В отмененной части принять новое решение:
"Признать противоречащим закону и недействующим с момента его принятия пункт 1.10. Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в части слов: "но не выше стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого поезда".
"Признать противоречащим закону и недействующим с момента его принятия пункт 1.11. Порядка компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от (дата обезличена) (номер обезличен), в редакции постановления администрации г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен).".
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Валова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.