Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С., Каракич Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования г. Братска - Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности от (дата обезличена) на решение Братского городского суда Иркутской области от 12 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора города Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению " Б.", Администрации муниципального образования города Братска о понуждении принять должные меры по обеспечению безопасности территории и населения города Братска от пожаров и устранению нарушений правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории г. Братска, в ходе которой установлено, что МКУ " Б." и администрацией МО г. Братска, в чьи полномочия входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Братска, не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенного пункта - города Братска.
Выявлено проверкой МКУ " Б." и администрацией города, в соответствии с требованиями п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, в 2010-2011 годах не были приняты достаточные меры к противопожарной профилактике, в том числе: к устройству защитных противопожарных полос вокруг населенного пункта, граничащего с лесным массивом (район Курчатовских и Галачинских коттеджей, дачно-потребительский кооператив " Р.", детский оздоровительный лагерь " П.", база отдыха " Ж."), что подтверждается информацией, предоставленной администрацией муниципального образования г. Братска; не проведена работа по посадке лиственных насаждений; не проведено удаление в летний период сухой растительности. Также, не исполнен пункт ** указанных выше Правил, в населенном пункте не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной краны. Таким образом, администрацией МО. Братска и МКУ " Б." не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Братска. В результате чего, на территории города Братска на (дата обезличена) зарегистрировано ** возгораний. Постановлением администрации МО г. Братска N 2055 от 29.09.2011 года, в связи с ухудшением лесопожарной обстановки на территории муниципального образования города Братска, в целях обеспечения безопасности населения города Братска, уменьшения возможного ущерба от лесных пожаров, на территории города Братска введен режим чрезвычайной ситуации.
Поскольку МКУ " Б." и администрацией города требования федерального законодательства не соблюдаются, тем самым нарушаются права неопределенного круга граждан, находящихся на территории муниципального образования город Братск на охрану их жизни, здоровья и других прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Соколов А.Ю. исковые требования поддержал. Суду указал на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имеет.
Представитель ответчика администрации МО г. Братска Обожина С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в связи с ухудшением лесопожарной обстановки на территории города Братска, связанной с увеличением площади очагов возгорания в городских лесах (дата обезличена) был введен режим чрезвычайной ситуации. (дата обезличена) режим чрезвычайной ситуации отменен в связи с ликвидацией очагов пожара. Полагала, что требование прокурора города Братска о ликвидации возгорания на территории города Братска в срок до (дата обезличена) не может быть удовлетворено.
В силу статьи пп. 63.4 ст. 81 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утверждены постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. N 377 содержание и порядок утверждения оперативных планов борьбы с лесными пожарами для органов местного самоуправления законодательством РФ не установлен. В целях реализации полномочия органов местного самоуправления по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах администрацией города Братска принято постановление от 19.04.2011 г. N 734 "О мерах по защите лесов от пожаров в (дата обезличена) в границах города Братска". Указанное постановление администрации города Братска является муниципальным правовым актом. Поэтому, полагала, что требование прокурора города Братска об уточнении оперативного плана борьбы с лесными пожарами, особое внимание обратить на организацию управления, концентрацию необходимых сил и средств, с учетом сложившейся чрезвычайной ситуации, изменений в лесном фонде, причин возникновения пожаров, а также динамики погодных условий в срок до 1 ноября 2011 года не подлежит удовлетворению.
Для выявления перечня объектов города Братска подверженных угрозе лесных пожаров директором муниципального учреждения " Ц." г. Братска Грашаева Е.М. направила запрос в Отдел надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области. В ответе на запрос был определен объект города Братска подверженный угрозе лесных пожаров - МУОК " П." загородная зона на расстоянии ** км. от г. Братска, район санатория " Ю.". В соответствии с информацией представленной Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области МУ "ГОЧС" г. Братска определила следующие места эвакуации населения при угрозе и возникновении природных пожаров на объектах, расположенных в лесной зоне г. Братска: место эвакуации для МУ " Д." - МОУ "СОШ (номер обезличен)" и место эвакуации для Архитектурно-этнографического музея " А." - МУК " М.". В связи с тем, что в городе Братске определены места эвакуации людей и материальных ценностей при угрозе и возникновении природных пожаров данное требование прокурора города Братска не подлежат удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления не обладают полномочиями осуществлять экологический надзор за лесами, в том числе в районах лесных пожаров. Данную функцию осуществляет уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории муниципального образования "город Братск" находится ** городских пожарных гидрантов, в том числе: Центральный округ - ** шт.; Падунский округ - ** шт.; Правобережный округ - ** шт., в жилом районе Сухой установлена емкость для тушения пожаров на ** куб.л. ООО " С." в ** году на текущий ремонт городских пожарных гидрантов в количестве ** шт. освоило ** тыс. рублей, в (дата обезличена) на текущий ремонт городских пожарных гидрантов в количестве ** шт. освоило ** тыс. рублей. В ** году было приобретено ** пожарных гидрантов на сумму ** тыс. рублей, в (дата обезличена) ** штук на сумму ** тыс. рублей.
На территории муниципального образования города Братска проводятся разъяснительная работа с населением о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности, что подтверждается графиками обучения населения мерам пожарной безопасности населения, утвержденные директором МУ " Ц." г. Братска, а также ведомостями обучения населения города Братска мерам пожарной безопасности; налажено взаимодействие с руководителями городских организаций по информированию населения посредством громкоговорящей связи, что подтверждается письмами и листовками. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ " Б." Михалев В.А., действующий на основании прав по должности, исковые требования признал. Суду пояснил, что пожар ликвидировался согласно оперативному плану мероприятий по защите лесов от пожара. Чрезвычайная ситуация возникла из-за аномальных погодных условий, так как жаркая осень, горожане отдыхают в лесу, одновременно появилось несколько очагов пожара. Тесно работали с природоохранными организациями, которые патрулировали леса и сразу сообщали о наличии новых очагов пожара. Техники для тушения пожаров хватало, к тушению пожаров были привлечены добровольцы, из местного бюджеты были выделены денежные средства на ГСМ. Считал, что необходимо корректировка плана мероприятий по защите лесов от пожара.
Представитель третьих лиц Главного управления МЧС России по Иркутской области и отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области Кочнев А.А., действующий на основании доверенности и прав по должности соответственно, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее опрошенный в судебном заседании, суду пояснил, что в настоящее время пожаров не территории г. Братска не имеется. Лесхоз не смог потушить пожары, так как не хватает техники и работников, всего ** единиц машин и штат работников из ** человек, поэтому в черте города пожары тушились хаотично. Считал, что причиной распространения пожаров явилось отсутствие финансирования, людей и техники. Минерализованные полосы выполнены всего на ** %, свалки в черте города не убраны. Полагал, что необходимо передать имеющийся план, поскольку в нем не указано количество людей, не определены места эвакуации людей за пределы города или бомбоубежище, необходимость в минерализованных полосах также не отпала.
Решением суда с учетом определения об исправлении описки, исковые требования прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию муниципального образования города Братска и Муниципальное казенное учреждение "Братский городской лесхоз" принять все необходимые меры по обеспечению безопасности территории и населения города Братска от пожаров и устранению нарушений правил пожарной безопасности в срок до (дата обезличена), а именно: уточнить оперативный план борьбы с лесными пожарами, особое внимание обратить на организацию управления, концентрацию необходимых сил и средств, с учетом сложившейся чрезвычайной ситуации, изменений в лесном фонде, причин возникновения пожаров, а также динамики погодных условий; определить места эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения угрозы воздействия опасных факторов, решить вопросы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; организовать надлежащее взаимодействие с администрациями соседних муниципальных образований, природоохранными, правоохранительными органами и другими организациями по профилактике и ликвидации лесных пожаров; принять меры к увеличению количества техники и оборудования, горюче-смазочных материалов и запасных частей, необходимых для своевременного тушения лесных пожаров; осуществлять непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районах лесных пожаров; обеспечить создание минерализованных полос на муниципальных объектах: в районах Курчатовских и Галачинских коттеджей, принять меры к созданию и восстановлению минерализованных полос на ведомственных объектах; в целях эффективной борьбы с лесными пожарами провести соответствующую подготовку необходимых противопожарных водоисточников.
Этим же решением в удовлетворении требований об обязании администрации муниципального образования города Братска и Муниципального казенного учреждения "Братский городской лесхоз" ликвидировать лесные пожары и совместно с другими органами исполнительной власти активизировать разъяснительную работу с населением о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности - отказано.
На решение суда представителем Администрации МО г. Братска Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности, подана кассационная жалоба, в которой она просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что суд при рассмотрении дела неправильно применил нормы материального и процессуального права, отказав в удовлетворении требований в части обязания администрации г. Братска принять необходимые меры по обеспечению безопасности территории и населения г. Братска от пожаров и устранению нарушений правил пожарной безопасности в срок до (дата обезличена) Кроме того, данное гражданское дело было рассмотрено в рамках искового производства, при этом судом было оставлено без внимания указание представителя администрации г. Братска о том, что постановление администрации г. Братска от 19.04.2011 г. N 734 "О мерах по защите лесов от пожаров в (дата обезличена) в границах города Братска". Является муниципальным правовым актом и должно и его законность должна быть проверена в рамках гл. 23, 25 ГПК РФ, а не в рамках искового производства.
Судом оставлена без внимания информация отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области МУ " **" г. Братска об определении мест эвакуации населения при угрозе и возникновении природных пожаров на объектах, расположенных в лесной зоне г. Братска. Кроме того, прокуратурой г. Братска не было представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность требований об определении мест эвакуации.
В ходе рассмотрения дела не было установлено, что администрация г. Братска не взаимодействует с администрациями соседних муниципальных образований, в связи с чем, решение суда в части обязания администрации г. Братска до (дата обезличена) организовать надлежащее взаимодействие с администрациями соседних муниципальных образований, природоохранными. Правоохранительными органами и другими организациями по профилактике и ликвидации лесных пожаров незаконно и необоснованно.
Требование прокурора по вопросу принятия мер к увеличению количества техники и оборудования, горючесмазочных материалов и запчастей, необходимых для своевременного тушения пожаров до (дата обезличена) основаны на пояснениях представителя третьих лиц, которые не подтверждены иными доказательствами.
Не учтено, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления не обладают полномочиями осуществлять экологический надзор за лесами, в том числе в районах лесных пожаров. Таким образом, решение суда в данной части также является незаконным и необоснованным.
Не согласна с выводом суда о солидарной ответственности МКУ " Б." и администрации города Братска. Считает, что суду надлежало указать в какой доле каждый из ответчиков должен исполнять решение суда. Требования прокурора об устранении нарушений в срок до (дата обезличена) является неисполнимым.
В решении суда имеется описка. Суд одновременно удовлетворил и отказал в удовлетворении требований прокурора в части обязания администрации г. Братска и МКУ "Братский городской лесхоз" совместно с другими органами исполнительной власти активизировать разъяснительную работу с населением о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности.
В возражениях на кассационную жалобу Прокурату г. Братска считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Валеевой Ю.Р. - просившую решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного решения.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд установил, что в связи с ухудшением лесопожарной обстановки на территории муниципального образования г. Братска, связанной с увеличением площади возгорания в городских лесах и нарушением условий жизнедеятельности людей, в целях безопасности населения города Братска, уменьшения возможного ущерба от лесных пожаров, на территории г. Братска введен режим чрезвычайной ситуации с (дата обезличена), который был отменен с (дата обезличена).
Осуществление мероприятий по охране и защите городских лесов от пожаров на территории г. Братска обеспечивает МУ " Б." на основании Устава, зарегистрированного (дата обезличена), в соответствии со Стандартами качества оказания бюджетных услуг в области лесного хозяйства, утвержденными постановлением администрации МО г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) "Об утверждении Стандартов качества оказания бюджетных услуг в области лесного хозяйства". Согласно Уставу МКУ " Б.", утвержденному Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска (распоряжение (номер обезличен) от (дата обезличена)) учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципального образования, одним из основных видов деятельности учреждения являете охрана лесов от пожаров, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред городским лесам
В муниципальном образовании г. Братска в целях проведения комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций подготовки к лесопожарному периоду (дата обезличена) Администрацией г. Братска приняты следующие постановления: "О мерах по защите лесов от пожаров (дата обезличена) в границах г. Братска" от (дата обезличена) (номер обезличен) и "О мерах по предупреждению пожаров и организации их тушения в весенне-летний пожароопасный период (дата обезличена)." от (дата обезличена) (номер обезличен), а также разработаны план мероприятий по защите лесов от пожаров в границах г. Братска в пожароопасный период (дата обезличена); оперативный план привлечения сил и средств на тушение лесных пожаров в границах г. Братска в пожароопасный период (дата обезличена) и план взаимодействия лесхозов, предприятий, организаций, учреждений и сил Братского городского звена территориальной подсистемы РСЧС в пожароопасный период (дата обезличена)
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что выявленные нарушения ответчиками не были устранены, что может привести к массовой гибели людей, суд правомерно удовлетворил частично заявленные прокурором требования.
Все выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на материалах дела, положениях ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и оснований для признании их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Довод о том, что судом рассмотрено дело в исковом производстве, а не в производстве из публичных правоотношений не ставить под сомнение законность принятого по делу решения и данное обстоятельство не может, при указанных выше обстоятельствах, быть принято в качестве основания по существу правильного решения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на иной оценке доказательств по делу, которые оценены судом с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда в решении мотивированы и их судебная коллегия находит правильными.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность обжалованного решения.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 12 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора города Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению " Б.", Администрации муниципального образования города Братска о понуждении принять должные меры по обеспечению безопасности территории и населения города Братска от пожаров и устранению нарушений правил пожарной безопасности - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.