Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Потловой О.М.,
судей: Лавник М.В., Гребенщиковой О.А.,
при секретаре Сударевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело по кассационной жалобе Матвеева Ю.В.
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2011 года
по иску Матвеева Ю.В. к Межмуниципальному отделу МВД "Междуреченский" о взыскании выходного пособия,
УСТАНОВИЛА:
Матвеев Ю.В. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу МВД "Междуреченский" о взыскании выходного пособия в размере 19090, 50 рублей.
Требования мотивированы тем, что приказом начальника ГУ МВД России по Кемеровской области от "данные изъяты" он был уволен из органов внутренних дел с должности дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по г. Мыски по п. "е" ч 1ст. 58 Положения о службе в ОВД (по сокращению штатов при реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе).
В соответствии с приказом МВД России от "данные изъяты" ему выплачено единовременное пособие при увольнении в размере "данные изъяты"
Полагает, что ответчик в нарушение ст. 178 ТК РФ не произвел ему выплату выходного пособия в размере "данные изъяты", предусмотренную при условии расторжения трудового договора по п.2 ч. 1 ст. 81 ТКРФ.
В судебное заседание Матвеев Ю.В. не явился.
Представитель МО МВД России "Междуреченский" Кормщикова А.О. исковые требования не признала.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Матвееву Ю.В. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей 28 ноября 2011 года, Матвеев Ю.В. просит решение суда отменить, указывая, что Трудовой кодекс стоит на первом месте по сравнению с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, следовательно, сначала должны учитываться нормы именно Трудового кодекса РФ, следовательно, положения ст. 178 ТК РФ распространяются абсолютно на всех работников, в том числе и на увольняемых из органов внутренних дел.
Считает, что сотрудники органов внутренних дел имеют право на дополнительные гарантии, и это предусмотрено специальными нормативными правовыми актами, в связи, с чем выходное пособие в соответствии со ст. 178 ТК РФ должно начисляться в первую очередь, а затем - дополнительно единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении на основании специальных приказов и нормативных правовых актов.
Не согласен со ссылкой суда на нормы ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О полиции", поскольку рассматриваемые спорные правоотношения возникли до действия данной редакции закона, а, кроме того, он никогда не являлся сотрудником полиции.
Считает незаконным отказ в удовлетворении его ходатайства об истребовании у ответчика справки о размере его среднемесячной заработной платы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела суд дал правильное толкование норм материального права и правильно их применил.
В соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1, сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Матвеев Ю.В. состоял на службе в органах внутренних дел на основании контрактов от "данные изъяты" в должности дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по г. Мыски.
Приказом начальника ГУ МВД России по Кемеровской области от "данные изъяты" Матвеев Ю.В. уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ 31.05.2011 г., с начислением единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2011 г. в размере "данные изъяты" денежного содержания и ежеквартальной денежной премии за "данные изъяты" денежного содержания, пропорционально отработанному времени (л.д. 5)
Приказом также была определена выслуга лет для выплаты единовременного пособия, которая составила "данные изъяты" Единовременное пособие было выплачено Матвееву Ю.В. при увольнении по сокращению штатов. Согласно справке МОВД "Междуреченский" размер единовременного пособия составил "данные изъяты"
При рассмотрении данного спора суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для признания за истцом дополнительного права на выплату выходного пособия по нормам трудового законодательства судом не установлено.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае с учетом особого правого статуса на сотрудников органов внутренних дел, к которой относится и должность истца, распространяются положения специального законодательства, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел, в том числе и Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года N 4202-1, Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", которыми урегулирован вопрос о выплате пособия в связи с сокращением штатов.
Истец не отрицал того обстоятельства, что пособие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 ему выплачено в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что положения ст. 178 ТК РФ распространяются абсолютно на всех работников, в том числе и на увольняемых из органов внутренних дел, а выплата выходного пособия сотруднику при увольнении в связи с сокращением штатов из органов внутренних дел не регламентирована специальными нормами, судебная коллегия находит основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 5 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Вместе с тем как установлено судом с учетом особого правого статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой службы в органах внутренних дел, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел регулируются специальными нормами - Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции", в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, ...
При этом Постановление Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособиям лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел" регулирует, в том числе и вопросы выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудников внутренних дел по любым основаниям, в том числе и при увольнении по сокращению штатов.
Так, п.п. "б" пункта 17 данного постановления предусмотрено выплачивать при увольнении со службы единовременно пособие:
лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы 3 и 4 пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров.
Единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
При этом размер единовременного пособия исчисляется из кратности месячных окладов денежного содержания, а не средним заработком, как это установлено в ч.1 ст.178 ТК РФ.
На основании Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом от 14 декабря 2009 г. N 960 (в ред. Приказа МВД РФ от 12.01.2011 г. N 8), денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлено Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы). Денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных средств - Министром внутренних дел Российской Федерации (ст.1).
При этом размер единовременного пособия исчисляется из кратности месячных окладов денежного содержания, а не средним заработком, как это установлено в ч.1 ст.178 ТК РФ.
Согласно ст. 178 ТК РФ при увольнении работника по сокращению штата предусмотрена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохранение среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения на период трудоустройства.
Таким образом, правоотношения, связанные с компенсацией при увольнении сотрудников милиции, в том числе в связи с сокращением штатов учреждения, регулируются специальным нормативным актом, а ч.1 ст.178 ТК РФ к таким отношениям не применима.
Сотрудник милиции, уволенный в связи с сокращением штатов, в данном случае имеет право на получение единовременного пособия в размере 15 месячных окладов денежного содержания, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы, и соответственно не имеет право на получение выходного пособия при увольнении в размере среднего заработка.
Вместе с тем, из буквального толкования ч.1 ст.178 ТК РФ следует, что выходное пособие на период трудоустройства подлежит выплате в размере среднего заработка в том случае, если работник при увольнении имел право на получение выходного пособия.
В данном случае истец при увольнении со службы не имел право на получение выходного пособия, так как он получил единовременное пособие при увольнении, которое к тому же в несколько раз превышает размер среднего заработка.
Как правильно указал суд, по своей правовой природе п.17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и ст.178 Трудового Кодекса РФ, предусматривающие право работника на получение выходного пособия и сохранение заработной платы, одинаковы по своей природе и направлены на поддержание материального положения работника при его увольнении на последующий период его трудоустройства либо оформления пенсии. При этом уровень гарантий при увольнении сотрудника милиции, предусмотренных Постановлением Правительства N 941 от 22 сентября 1993 г., является более существенным по отношению к работнику, уволенному по нормам трудового законодательства.
Поскольку отношения, связанные с выплатой единовременного пособия сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы в органах внутренних дел по сокращению штатов, урегулированы специальными нормами, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Матвеевым Ю.В. требований о выплате ему выходного пособия в размере среднего месячного заработка по правилам ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе истец не соглашается с выводом суда относительно применения норм материального права, указывая, что дополнительно к полученным суммам ему полагаются выплаты, предусмотренные ст.178 ТК РФ. Однако эти доводы не являются основанием к отмене решения суда. Судом установлено, что истец имел статус сотрудника органов внутренних дел, работая в должности дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по г.Мыски, и специальное звание: капитан милиции, поэтому судом правильно применены нормы материального права.
Ссылка суда в решении на нормы ст.34 Федерального закона от 07.02.2011 года N3-ФЗ "О полиции", а также отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании у ответчика справки о размере средней месячной заработной платы не повлияли на законность вывода суда об отказе в иске.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и не служат правовым основанием для его отмены, так как основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом судебного разбирательства и надлежащим образом оценены в решении суда.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным судом, представленные доказательства судом исследованы полно, всесторонне, им дана правильная оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Матвеева Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: М.В. Лавник
О.А. Гребенщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.