Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Потловой О.М.,
судей: Раужина Е.Н., Гребенщиковой О.А.,
при секретаре Сударевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.,
гражданское дело по кассационной жалобе администрации Междуреченского городского округа
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2011 года
по иску Краевой О.С. Краевой Н.С. к Администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Краева О.С., Краева Н.С. обратились в суд с иском к Администрации МО "Междуреченский городской округ" о предоставлении жилого помещения, просил обязать ответчика предоставить им каждой вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение размером не ниже установленной социальной нормы, на территории г.Междуреченска, в срок до 31.12.2011 г.
Требования мотивированы тем, что истцы относятся к категории детей оставшихся без попечения родителей. 21.05.1993г. решением Междуреченского городского суда они были отобраны у родителей Краева С.М. и Краевой Е.В. Распоряжением администрации города Междуреченска от 28.05.1993г. N 445р истцов направили в детское учреждение для дальнейшего воспитания и содержания.
В соответствии со справками, предоставленными Муниципальным образовательным учреждением Детский дом N 5 "Единство", Краева О.С. проживала в данном учреждении в период с "данные изъяты" Краева Н.С. с "данные изъяты" Вопрос о лишении родительских прав матери и отца Детский дом поставил перед судом спустя 12 лет в ноябре 2003 года.
"данные изъяты" Краева О.С., Краева Н.С. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и были включены в список внеочередного получения жилья.
Очередь на "данные изъяты". Как дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истцы имеют право на внеочередное обеспечения нас жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения.
В судебное заседание Краева О.С. и Краева Н.С. поддержали исковые требования в полном объёме.
Представители третьих лиц МУ Комитет по управлению имуществом МО "Междуреченского городской округ" и МОУ Детский дом N 5 в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Администрации "Междуреченский городской округ" в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица МУ "Комитет по жилищным вопросам" Тамачакова О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2011 года постановлено:
"Исковые требования Краевой О.С. Краевой Н.С. к Администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Междуреченского городского округа предоставить Краевой О.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м., за счёт средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации МО "Междуреченский городской округ" из бюджета Кемеровской области, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Междуреченского городского округа предоставить Краевой Н.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м., за счёт средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации МО "Междуреченский городской округ" из бюджета Кемеровской области, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
В кассационной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, передать дело на новое рассмотрение.
Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, а также не были выяснены и не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вынося решение о предоставлении жилого помещения за счет средств субвенции, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку истец требовал предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, не заявлял каких-либо требований о том, что реализация его права на жилище должна быть обусловлена указанием на его реализацию за счет субвенции.
Относительно кассационной жалобы Краевой О.С. и Краевой Н.С., а также представителем Главного финансового Управления Кемеровской области представлены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав пояснения истицы Краевой Н.С., возражавшей против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе и представленных возражениях, в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Судом первой инстанции установлено, что Краева О.С. и Краева Н.С. имеют статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоят на учете в Администрации Междуреченского городского округа, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, впервые выявлены как дети, оставшиеся без попечения родителей в Междуреченске, в настоящее время им жилое помещение, как детям, оставшимся без попечения родителей, не предоставлено.
Согласно п. 1.2 Постановления Городского Совета народных депутатов III созыва от 27.12.2005г. N 206 "Об утверждении учетной нормы, нормы представления площади жилого помещения, порогового значения дохода и стоимости имущества граждан" установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд сделал правильный вывод о том, что Администрацией Междуреченского городского округа Краевой О.С. и Краевой Н.С. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. каждой, расположенное в г.Междуреченске и отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, поскольку истцы являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют закрепленного за ними жилого помещения, и поэтому имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, на основании чего суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, с чем судебная коллегия согласна.
Доводы кассационной жалобы представителя Администрации Междуреченского городского округа о том, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, возможны только при соответствующем финансировании из областного бюджета и за счет средств областного бюджета, не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего спора и не влияют на объем закрепленных в законе прав Краевой О.С. и Краевой Н.С., как детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные доводы жалобы основаны на неверном применении и толковании норм материального права, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения должны предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей вне очереди по договорам социального найма.
В п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что "финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов".
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. N124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, 16.05.2006г. был принят Закон Кемеровской области N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 указанного закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст.6 ФЗ от 28.08.1995 г. N154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
При этом в соответствии со ст.38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.
Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону, и обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возложена в данном случае на Администрацию Междуреченского городского округа за счет средств, выделяемых на эти цели в виде субвенций из бюджета области, на что правильно указал суд первой инстанции. При этом денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным Кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.
Иные доводы жалобы касаются наличия межбюджетных отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ и не влияют на реализацию права граждан по предоставлению жилого помещения.
Другие доводы жалобы кассатора были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении по ним даны мотивированные ответы.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: Е.Н. Раужин
О.А. Гребенщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.