Определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 02 марта 2012 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда
в составе председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Ларченко Н.М. и Гордиенко А.Л.
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларченко Н.М.
гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 декабря 2011 г. по делу по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка в интересах ФИО1, несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах ФИО1, несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства проведена проверка по факту нарушения жилищных прав жителей "адрес" Администрацией г.Новокузнецка, в ходе которой установлено, что ФИО1 "дата"г.р. проживает по "адрес" совместно с сыном ФИО2, на основании ордера N, выданного ей "дата"
Объектом найма является изолированное жилое помещение, состоящее из 1-комнаты, общей площадью 33,4 кв.м. Указанное жилое помещение не приватизировано, является муниципальной собственностью.
Жилой "адрес" заключением Межведомственной комиссии N от "дата"был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению администрации г.Новокузнецка от "дата" N жилой дом, расположенный по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Однако Администрацией г.Новокузнецка мер по переселению граждан не принято.До настоящего времени жителям дома другие благоустроенные жилые помещения не представлены, вследствие чего они продолжают проживать в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Ссылка Администрации г.Новокузнецка на то, что по мере поступления денежных средств из бюджетов всех уровней будет произведен снос указанного дома и предоставление зарегистрированным в нем гражданам жилых помещений, несостоятельна. Нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют о бездействии Администрации города в части исполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилищного фонда, соответствию жилых помещений установленным требованиям, что грубо нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в указанном доме.
Жители "адрес" обратились в прокуратуру Центрального района г.Новокузнецка с заявлением об оказании им помощи в восстановлении их нарушенных жилищных прав.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г.Новокузнецка, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного по "адрес", непринятию мер по предоставлению гражданам жилых помещений взамен непригодных для проживания. Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ФИО1, ФИО2 изолированное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 1-ой комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 33,4 кв.м., в черте города Новокузнецка. Установить ответчику срок для совершения указанных действий до "дата"
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка ФИО7 настаивала на заявленных требованиях.
Истец ФИО1 настаивала на заявленном требовании.
Представитель Администрации г.Новокузнецка ФИО8, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
3-е лицо Межведомственная комиссия Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не направила своего представителя.
Решением суда от 13 декабря 2011 года постановлено:
Признать незаконным бездействие Администрации г.Новокузнецка, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда, неприятию мер по предоставлению жилых помещений гражданам взамен занимаемых ими, признанных непригодными для проживания.
Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить вне очереди ФИО1, ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка, размером не менее 26 кв.м. общей площади, состоящие не менее чем из двух комнат.
В кассационной жалобе представитель Администрации города Новокузнецка ФИО8 просит решение суда отменить, указывая, что суд незаконно обязал администрацию города предоставить истцам жилое помещение не менее 26 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, поскольку согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Суд, обязывая Администрацию города Новокузнецка предоставить ФИО1, ФИО2 жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, вышел за пределы требований истца.
Судом надлежащим образом не был исследован вопрос о нуждаемости истцов в жилом помещении.
У Администрации г. Новокузнецка в настоящее время отсутствует финансовая возможность и законные основания для расселения жильцов дома по "адрес" и предоставления им жилых помещений согласно действующего законодательства.
Суд не учел, что расселение жильцов дома по "адрес" во внеочередном порядке в настоящее время, повлечёт нарушение прав других граждан проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с "дата". Все граждане равны перед законом и нет доказательств того, что жильцы дом "адрес" нуждаются в переселении в первую очередь. Указывает на то, что жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу только "дата"
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав прокурора Зотову Г.Г., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.347 ч.1 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на основании ордера от "дата" является нанимателем одной комнаты, общей площадью 33,4 кв.м. по "адрес". С правом проживания в указанном жилом помещении в ордер включен ее сын ФИО2
На основании заключения Межведомственной комиссии N от "дата" жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Межведомственной комиссией было установлено, что двухэтажный жилой дом на 16 квартир, 1976 года постройки. Общая площадь 782,6 кв.м. Общий износ 82%. Канализование - надворный туалет деформирован с потерей вертикальности, отсутствует водонепроницаемый выгреб. Отсутствует специально оборудованная площадка для установки контейнеров для сбора ТБО. Фундамент имеет глубокие трещины, наружная стена деформирована с потерей вертикальности. Осадка отдельных участков фундамента, развитие деформации фундамента. В подъездах на стенах, потолке трещины, частично разрушен штукатурный слой. Продуваемость и промерзание стен, выпучивание стен и прогибы, неравномерная осадка. Перекос оконных и дверных косяков. Крыша протекает. Перекрытия провисают, прогибаются. Пол зыбкий при ходьбе, гниль, изломы, перекосы. Лестничные марши деревянные, имеются щели, сгнившие доски. На момент обследования в подполе стоит вода. Организация проветривания жилых помещений невозможна. Ветхость электрических сетей.
Основанием является изменение окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидимелогических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха (л.д.15-16).
Распоряжением Администрации г.Новокузнецка от "дата" N жилой дом, расположенный по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу ( "...").
"дата" N Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области было установлено в ходе проверки фактического состояния находящегося в эксплуатации жилого дома по "адрес" несоответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу.
Филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области" в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе был составлен акт от "дата". расследования (обследования) жилого дома по "адрес" и установлено несоответствие требованиям СанПиН 2.1.2.2261-07 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 14.07.2010) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции" Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.
Постановлением Совета народных депутатов г.Новокузнецка N 7/57 от 27.09.2005 г. "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что следует обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить истцам жилое помещение состоящее не менее чем из 2-х комнат, так как нет согласия истцов на заселение одной комнаты лицами разного пола, они не являются супругами, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка., общей площадью не менее 26 кв.м.
Доводы кассационной жалобы, что суд незаконно обязал администрацию города предоставить истцам жилое помещение не менее 26 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, поскольку в данном случае предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 33,4 кв. м., не опровергают правильность выводов суда. Кроме того, сами истцы на нарушение их прав при рассмотрении их требований не жалуются.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 86 ЖК Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч. 1 ст. 89 ЖК Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как следует из положений ст. 89 ЖК РФ она подлежат применению при обращении с иском о выселении граждан органа государственной власти или органа местного самоуправления. Поскольку по данному делу с иском в интересах граждан обратился Прокурор о предоставлении жилого помещении ввиду непригодности жилого помещения для проживания. Непригодность подтверждена соответствующими заключениями компетентных органов, суд мотивировал свои выводы относительно применения норм ст.57 ЖК РФ тем, что требования заявлены прокурором в интересах граждан о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности для проживания.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истицы на предоставление последней жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 ЖК, т.е. вне очереди, является обоснованным.
Доводы о необходимости предоставления доказательств со стороны истца об отсутствии другого жилого помещения, нуждаемости не могут служить основанием для отмены судебного решения. Представитель ответчика присутствовал в судебном заседании, ходатайств о необходимости предоставления в этой части дополнительных доказательств не заявлял, сомнений относительно этого не высказывал, замечаний на протокол судебного заседания в установленном законом порядке не подавал. Суд рассмотрел дело в соответствии со ст.56 ГПК РФ в соответствии с представленными доказательствами. Доводы о нарушении норм процессуального законодательства при рассмотрении данного дела также являются необоснованными.
При рассмотрении исков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении им жилых помещений взамен непригодных для проживания и подлежащих сносу положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
В рассматриваемом случае положения ст. 89 ЖК РФ о предъявляемых к предоставляемому в связи со сносом дома жилому помещению требованиях подлежат применению с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае признания занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, право на получение жилых помещений вне очереди по норме предоставления жилой площади.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Ссылка на неправильное применение ст.39 ГПК РФ не может быть принята во внимание, поскольку согласно п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" обращено внимание судов, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон, следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета для переселения граждан из ветхих домов проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ. Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
Поэтому ссылка в жалобе на положения Федерального закона от 21.07.2007г. N 185-ФЗ "О Фонде действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не может быть принята во внимание.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансовой возможности для расселения жильцов дома по "адрес", являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Законность и обоснованность решения суда проверена в пределах доводов жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Н.М. Ларченко
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.