Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Курпас И.С.,
судей: Хомутовой И.В., Проценко Е.П.,
с участием прокурора: Бесхлебной Г.Н.,
при секретаре: Лосковиченко И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В.
гражданское дело по кассационной жалобе администрации г.Кемерово,
по кассационной жалобе Кемеровского городского Совета народных депутатов,
на решение Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2011 года,
по заявлению прокурора г.Кемерово о признании решения Кемеровскою городского Совета народных депутатов от 25.02.2011г. "Об утверждении инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы" противоречащим закону.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кемерово обратился в суд с заявлением о признании решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.02.2011г. "Об утверждении инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы" противоречащим закону.
Свои требования мотивировал тем, что 25.02.2011 Кемеровским городским Советом народных депутатов было принято данное решение.
Проект принятого решения в прокуратуру для подготовки заключения его соответствия закону не представлялся. Как указано в преамбуле решения Кемеровского городского Совета N440, нормативный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом N131-Ф3 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N2110-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Прокурор полагает, что МАУ "Кемеровские автодороги" в соответствии со своим уставом не относится к организациям коммунального комплекса. В связи с чем, полагает, что приняв решение от 25.02.2011 N 440 по утверждению инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы", Кемеровский городской Совет создал новую норму регулирования порядка установления тарифов для организаций коммунального комплекса, выйдя за пределы предоставленных полномочий.
20.04.2011 прокурором города в Кемеровский городской Совет был направлен протест о признании решения N440 утратившим силу. Ответом Кемеровского городского Совета от 20.05.2011 N371 прокурору сообщено, что вопрос по рассмотрению протеста откладывается на сентябрь 2011 в связи с необходимостью внесения изменений в уставные документы МАУ и оформления документов на водопользование. Таким образом, нарушение порядка тарифного регулирования до настоящего времени не устранено. В то же время, инвестиционная программа, утвержденная решением Кемеровского городского Совета N440, в соответствии со ст.11 ФЗ N210-ФЗ является правовым основанием для установления тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифа организации коммунального комплекса на подключение МАУ "Кемеровский автодороги" - решение Кемеровского городского Совета N446 от 04.03.2011; основанием заключением публичных договоров на подключение неограниченного количества хозяйствующих субъектов с субъектом, не соответствующим, в том числе требованиям п.2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, согласно которому "по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель) обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этот объекта к подключению и оплатить услуги по подключению".
Просил признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов N440 от 25.02.2011 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы" противоречащим закону, недействующим со дня его вступления в силу. (л.д. 2-8).
Определением Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 29 июня 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица были привлечены: Глава г.Кемерово и МАУ "Кемеровские автодороги" (л.д. 34).
Решением Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2011 года постановлено:
Требования прокурора г. Кемерово удовлетворить.
Признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов N440 от 25.02.2011 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы" противоречащим закону, недействующим со дня его вступления в силу (л.д. 72-76).
В кассационной жалобе Администрация г.Кемерово, в лице представителя - Ткачева М.Д., действующего по доверенности от 03 февраля 2011 года, сроком до 31 декабря 2011 года (л.д. 38), просит отменить решение суда от 28 июля 2011 года.
Считает, что спорное решение целиком и полностью соответствует действующему законодательству, а именно положениям ФЗ РФ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", и решение суда не содержит указаний на не соответствия спорного решения нормам права.
Кроме того, суд применил закон не подлежащий применению, поскольку водный кодекс не регулирует отношения, связанные с правовым статусом организаций коммунального комплекса
Суду первой инстанции ответчиками предоставлены документы, подтверждающие статус МАУ "Кемеровские автодороги" как организации коммунального комплекса, однако судом им дана неправильная оценка.
Полагают также, что поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт уже применялся, то в соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ 348 от 29.11.2007г. суд может признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 77-79).
В кассационной жалобе Кемеровский городской Совет народных депутатов, в лице представителя - Капишникова А.Г., действующего по доверенности от 26 мая 2011 года (л.д. 109), просит отменить решение суда от 28 июля 2011 года.
Считает, что представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Данные положения делают необоснованным вывод суда об отсутствии у Кемеровского городского Совета народных депутатов полномочий по принятию решения N440.
Наличие либо отсутствие разрешение на водопользование не влияет на законность утверждения инвестиционной программы и не подтверждает, что МАУ "Кемеровские автодороги" не является организацией коммунального комплекса, поскольку для ее утверждения по 210-ФЗ не требуется наличие такой разрешительной документации, кроме того 18.05.2011 г. в Устав МАУ "Кемеровские автодороги" внесены изменения. Дополнен вид деятельности: "эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения водоотведения и очистки ливневых стоков".
МАУ "Кемеровские автодороги "ходатайствовал перед судом об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств, однако судом в удовлетворении данного ходатайства было отказано, таким образом судом ответчикам не были предоставлены условия для предоставления дополнительных доказательств.
Кроме того суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие у МАУ "Кемеровские автодороги "разрешения на водопользование не учел то, что наличие либо отсутствие такового не влияет на законность утверждения инвестиционной программы" (л.д. 81-90).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя Кемеровского совета народных депутатов - Капишникову А.Г., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Бесхлебную Г.Н., возражающую по доводам жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, в соответствии с п.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 25.02.2011 Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение N440 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального автономного учреждения "Кемеровские автодороги" по развитию системы водоотведения и очистки ливневых сточных вод на территории города Кемерово на период с 2011 по 2015 годы". Решение опубликовано в Приложении "Вестник Кемеровского городского Совета народных депутатов" к газете "Кемерово", N 9, 04.03.2011.
Проект принятого решения в прокуратуру для подготовки заключения его соответствия закону не представлялся.
Как указано в преамбуле решения горсовета N440, нормативный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом N131-Ф3 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В ходе рассмотрения дела по существу МАП ""Кемеровские автодороги" представлено решение КУМИ г.Кемерово N1630 от 18.05.2011 г. о внесении изменений и дополнений в Устав МАУ "Кемеровские автодороги". В настоящее время в Уставе организации определено, что предметом деятельности является, в том числе, эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения водоотведения и очистки сточных вод, включая выполнение работ по содержанию, ремонту, строительству, реконструкции и модернизации сетевой ливневой канализации, услуг по отводу ливневых сточных вод с территории городского округа в сети ливневой канализации, оказание услуг по подключению к системе ливневой канализации и др. Также организацией представлены сведения о том, что МАУ "Кемеровские автодороги" занесено в реестр организаций коммунального комплекса г.Кемерово.
Ст.1 ФЗ N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливаются основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Под организацией коммунального комплекса, в соответствии со ст.2 ФЗ N210-ФЗ понимается - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Для организации коммунального комплекса разрабатывается и утверждается в соответствии со ст.11 ФЗ N210-ФЗ инвестиционная программа, одним из результатов выполнения которой является прибыль или убыток, полученный организацией коммунального комплекса от реализации товаров и услуг.
Таким образом, основным видом деятельности организации коммунального комплекса является эксплуатация системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоотведения и очистки сточных вод. Организация может быть отнесена к коммунальному комплексу при наличии одновременно трех признаков в совокупности: обладания статусом юридического лица; непосредственное осуществление эксплуатации системы (систем) коммунальной инфраструктуры либо иных объектов; осуществление эксплуатации системы (систем) коммунальной инфраструктуры должна для производства товаров и услуг в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии со ст.120 ГК РФ, ст.2 ФЗ РФ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", муниципальные автономные учреждения могут быть созданы лишь в сферах, установленных законом, в которых требуется выполнение работ или оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
Автономное учреждение является некоммерческой организацией, т.е. организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Кроме того, нормами права, регулирующими правоотношения по пользованию водными ресурсами, а так же сброс загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предусмотрено, что лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Как усматривается из Устава, МАУ "Кемеровские автодороги" непосредственно указанным видом деятельности оно не занимается, разрешение на водопользование не имеет.
Нет в материалах дела и сведений о том, на основании каких критериев МАУ включено в реестр организаций коммунального комплекса г.Кемерово.
Инвестиционная программа, утвержденная решением Кемеровским городским Совета N440, в соответствии со ст.11 ФЗ N210-ФЗ, является правовым основанием для установления тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифа организации коммунального комплекса на подключение МАУ "Кемеровский автодороги" - решение Кемеровского городского Совета N446 от 04.03.2011; основанием заключением публичных договоров на подключение неограниченного количества хозяйствующих субъектов с субъектом, не соответствующим, в том числе требованиям п.2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению".
При таких данных, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы кассационных жалоб по указанным мотивам не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда в обжалованной части.
Доводы жалобы о том, что наличие либо отсутствие разрешение на водопользование не влияет на законность утверждения инвестиционной программы и не подтверждает, что МАУ "Кемеровские автодороги" не является организацией коммунального комплекса, поскольку для ее утверждения по 210-ФЗ не требуется наличие такой разрешительной документации, а так же, что 18.05.2011 г. в Устав МАУ "Кемеровские автодороги" внесены изменения, не могут быть приняты судебной коллегией.
Само по себе внесение изменений в Устав организации в предмет ее деятельности и включение организации в реестр организаций коммунального комплекса г. Кемерово не являются безусловным основанием для отнесения данной организации к коммунальному комплексу. В соответствии с ФЗ N 210 ?ФЗ такая организация должна непосредственно осуществлять эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры для производства коммунальных услуг в целях обеспечения тепло-, водоснабжения. Кемеровским Горсоветом не представлены доказательства, свидетельствующие, что при принятии оспариваемого решения были учтены указанные требования закона. Кроме того данные изменения вносились в Устав МАУ " Кемеровские автодороги" после вступления в законную силу оспариваемого акта.
Довод кассаторов о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Водного Кодекса РФ не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку вопрос о том, является ли МАУ "Кемеровские автодороги" водопользователем по смыслу, придаваемому этому понятию ст.1 ВК РФ, обсуждался в судебном процессе при разрешении вопроса о принадлежности данного учреждения к организациям коммунального комплекса. Данный вопрос разрешен судом первой инстанции правильно, поскольку суд исходил из документов, имеющихся и действующих на момент принятия оспариваемого акта.
Данный вопрос разрешен судом первой инстанции с учетом доказательств, представленных сторонами. Как видно из материалов дела ответчику была дана возможность предоставить иные доказательства, а потому довод о том, что третьим лицом МАУ " Кемеровские автодороги" не были представлены в судебное заседание своевременно дополнительные документы, не может служить основанием для признания решения суда необоснованным, с учетом того, что содержание копий документов, приложенных к кассационной жалобе не опровергает вывод, сделанных судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда, в обжалованной части, является законным и обоснованным и оснований для его отмены в этой части, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Что касается ссылок кассатора на то, что судом первой инстанции нарушены положения ст. 253 ГПК РФ, то они не нашли подтверждения. Судом оспариваемый акт признан недействующим с момента вступления его в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.