Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
Председательствующего Корытниковой Г.А.
Судей Лавник М.В., Шаклеиной Г.Н.,
при секретаре Сударевой Н.В.
Заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А. гражданское дело
по кассационной жалобе Юргинского городского округа Администрации г.Юрги в лице представителя Белоусовой Е.В.
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2011 года
по заявлению Журавкова В.В. об оспаривании действий решения органа местного самоуправления ? Администрации г. Юрги,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Журавков В.В. обратился в Юргинский городской суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления -Администрации г. Юрги от дата NППОО-65 о прекращении публичного мероприятия Юргинского городского отделения политической партии ЛДПР от дата.
Требования мотивированы тем, что дата им в Администрацию г.Юрги было представлено уведомление о проведении дата публичного мероприятия в форме открытой, мирной акции с привлечением молодежи по экстремальным видам спорта. Указанное уведомление соответствовало требованию ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", - в связи с чем было согласовано главой Администрации г.Юрги (решение от дата N03-15/6672).
Решением же Администрации г. Юрги от дата NППОО-65 публичное мероприятие Юргинского городского отделения политической партии ЛДПР от дата прекращено. Считает указанное решение незаконным, так как оснований для его прекращения, в соответствии со ст. 17 ФЗ от 19.06.2004 г N54-ФЗ (в редак. от 07.02.2011 г) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не было. Обжалуемое решение мотивировано неисполнением п.6 ст.53 ФЗ от 12.06.2002 г N67-ФЗ (в ред. От 25.07.2011 г) "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ", а именно обязанность при проведении агитационных публичных мероприятий использовать территории, принадлежащие гражданам и организациям только на основании договора. Однако, проводимое дата мероприятие не носило агитационного характера. Он не является членом политической партии - ЛДПР, не занимает должность координатора Юргинского городского отделения указанной партии. Ни является он и кандидатом на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления. Проводимое дата публичное мероприятие являлось открытой, мирной акцией с привлечением молодежи по экстремальным видам спорта и преследовало цель свободного выражения и формирования мнения о здоровом образе жизни у молодых людей.
В судебном заседании заявитель Журавков В.В. подтвердил доводы и обоснования заявленных им требований.
Представитель заявителя по доверенности (л.д.12-13) Щербак А.А. поддержал доводы Журавкова В.В.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.Юрги по доверенности (л.д. 17) Белоусова Е.В., просила отказать в удовлетворении заявленных Журавковым В.В. требований.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.Юрги доверенности (л.д. 16) Герейн А.В., просил отказать в удовлетворении заявленных Журавковым В.В. требований.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2011 года постановлено:
Требование Журавкова В.В. о признании незаконным решения Администрации города Юрги о прекращении публичного мероприятия Юргинского городского отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" от 16.10.2011 года, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Юрги устранить допущенное нарушение прав и свобод Журавкова В.В. при проведении публичного мероприятия Юргинского городского отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России", в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Юргинский городской округ Администрации г.Юрги в лице представителя Белоусовой Е.В.указывает, что выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства; не соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела определены неправильно.
Просит решение Юргинского городского суда от 17.11.2011 года по делу N 2-2179/11 отменить, дело отправить на новое рассмотрение.
На кассационную жалобу принесены возражения Журавковым В.В. в лице представителя Толочкина С.В. (л.д.70).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Администрации г.Юрги в лице представителя Белоусовой Е.В., возражения Журавкова В.В. в лице представителя Толочкина С.В., заслушав представитля Журавкова В.В. - Щербак А.А., полагавшего. Что решение суда законно и обоснованно, проверив в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа), уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собрания - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
По смыслу части 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона форма проведения публичного мероприятия может быть избрана его организатором самостоятельно.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.
В силу статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественным объединениям для осуществления уставных целей предоставлен широкий круг прав, включая право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Реализация права граждан на мирные собрания не может ставиться в зависимость от участия в тех или иных объединениях, поскольку иное вступало бы в противоречие со статьей 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство прав и свобод гражданина без какой-либо дискриминации, в том числе по принадлежности к общественным объединениям. Любое общественное объединение, отвечающее установленным требованиям к статусу организатора публичного мероприятия, обладает правом на подачу уведомления о проведении пикетирования, с участием двух и более человек, в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирования подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ.
Cудом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что письмом И.О. Главы города Юрги от дата организатору публичного мероприятия Журавкову В.В. разрешено (согласовано по срокам, времени, месту проведения) в городском парке культуры и отдыха им. А.С.Пушкина, проведение открытой, мирной акции с привлечением молодежи, по экстремальным видам спорта (л.д.8).Письмом заместителя Главы города по профилактике правонарушений и координации деятельности правоохранительных органов, уполномоченным представителем Администрации г.Юрги в целях оказания организаторам публичных мероприятий содействия в проведении публичных мероприятий на территории Юргинского городского округа от дата NППОО-65 в адрес организатора публичного мероприятия Журавкова В.В. указано на нарушение им п.6 ст.53 ФЗ от 12.06.2002 г N67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г) "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ", а именно обязанность при проведении агитационных публичных мероприятий использовать территории, принадлежащие гражданам и организациям только на основании договора. В соответствии со ст. 17 ФЗ N54-ФЗ от 19.06.2004 г (в ред. от 07.02.2011 г) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предложено незамедлительно прекратить мероприятие. В случае неподчинения требованиям, администрация будет вынуждена обратиться в ОВД по г.Юрге для прекращения публичного мероприятия (л.д. 10).Копия письма Журавкова В.В. в адрес директора ООО "Парк культуры" от дата на (л.д.9) подтверждает уведомление Арендатора о проводимой на территории Парка акции в соответствии с ФЗ N54 от 19.06.2004 г дата с 14.00 до 15.3районе спортивной площадки.
Доказательств того, что публичное мероприятие, проводимое В.В. Журавковым, носило характер агитационных публичных мероприятий Администрацией г.Юрги не представлено в суд первой инстанции, отсутствуют таковые и в кассационной жалобе.
Целью проведения публичного мероприятия являлось не предвыборная агитация в период избирательной компании, открытая, мирная акция с привлечением молодежи по экстремальным видам спорта с целью свободного выражения и формирования мнения о здоровом образе жизни у молодых людей. ЛДПР предоставило финансовую поддержку проводимого мероприятия, а именно усилители звукового сопровождения мероприятия и прочее.
Как верно указано в решении от 17 ноября 2011 года использование флагов с логотипами ЛДПР, маек и кепок с символикой ЛДПР при проведении публичного мероприятия не является свидетельством мероприятия агитационного характера и в соответствии с п.2.ст.6 ФЗ N54 не запрещено при проведении публичного мероприятия.
При установленных обстоятельствах дела, суд обоснованно полагал, что распространение действия ФЗ от 12.06.2002 г N67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г) "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ", на отношения по проведению публичного мероприятия дата на территории парка культуры и отдыха г.Юрги неправомерно.
В статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ст. 16 ФЗ N54 от 19.06.2004 г "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Нарушений ФЗ N54 от 19.06.2004 г (в ред. от 07.02.2011 г) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", заявителем при проведении публичного мероприятия дата судом первой и кассационной инстанции не установлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правильно указал, что письмо, подписанное уполномоченным должностным лицом (л.д.10) содержит прямое указание на незамедлительное прекращение мероприятия, проводимого Журавковым В.В., а в случае неподчинения требованиям, содержит указание на то, что администрация будет вынуждена обратиться в ОВД по г.Юрге для его прекращения. Из пояснений заявителя, представителя заинтересованного лица Герейна А.В. судом первой инстанции установлено, что публичное мероприятие 16.10.2011 г на территории парка им. А.С. Пушкина в г.Юрге не было проведено.
Таким образом, суд первой инстанции установив, что Администрацией г.Юрги в лице полномочного представителя - заместителя Главы города по профилактике правонарушений и координации деятельности правоохранительных органов, назначенного уполномоченным представителем Администрации г.Юрги в целях оказания организаторам публичных мероприятий содействия в проведении публичных мероприятий на территории Юргинского городского округа необоснованно прекращено публичное мероприятие Юргинского городского отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России" от дата, учитывая, что администрация г.Юрги тем самым создала препятствия для надлежащей реализации заявителем права, установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации, и данное право подлежало защите и восстановлению в судебном порядке в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", суд первой инстанции исходя из положений статьи 258 ГПК РФ обоснованно полагал необходимым удовлетворить требование заявителя о признании указанного решения незаконным.
С учетом изложенного, решение суда представляется законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не влекут его отмену по изложенным выше основаниям.
Выводы суда в решении основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Судом полно, объективно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела и принято законное и обоснованное решение.
Доводы жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и не служат правовым основанием для его отмены, так как были предметом судебного разбирательства и надлежащим образом были оценены в решении суда.
Однако, учитывая, что оспаривались действия по запрету мероприятия с датой проведения дата, которая прошла на момент рассмотрения спора, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание об устранении допущенного нарушения в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу, поскольку данное действие не будет иметь правового значения как для событий имевших место, так и для планируемых в будующем.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, (в редакции, действовавшей на 01.01.2012 года) судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 17 ноября 2011 года оставить без изменения.
Исключить из резолютивной части указание на обязание Администрации города Юрги устранить допущенное нарушение прав и свобод Журавкова В.В. при проведении публичного мероприятия Юргинского городского отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России", в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Кассационную жалобу Юргинского городского округа Администрации г.Юрги в лице представителя Белоусовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Корытникова Г.А.
Судьи
Шаклеина Г.Н.
Лавник М.В.
С удал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.