Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Потловой О.М.,
судей: Овчаренко О.А., Гребенщиковой О.А.,
при секретаре Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2011 года
по иску Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Междуреченске Кемеровской области (далее - УПФР в г.Междуреченске) о признании незаконным решения комиссии УПФР в г.Междуреченске от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", назначении и перерасчете доплаты к трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" N 340-1 от 20.11.1990 г. с учетом стажа на соответствующих работах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря, подземного машиниста горных выемочных машин шахты "Долинская" производственного объединения "Карагандауголь".
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в г.Междуреченске с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, полагая, что, относясь к категории лиц, приобретших право на пенсионное обеспечение по ст. 78 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (ныне п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ) при наличии 25 лет специального стажа подземной работы, он приобрел право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Е. требования поддержал.
Представитель УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - О. возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2011 года постановлено:
"Признать незаконным решение комиссии УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Признать за Е. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с зачетом в его специальный стаж периода работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря, машиниста горных выемочных машин шахты "Долинская" производственного объединения "Карагандауголь".
Обязать УПФР в г. Междуреченске назначить Е. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Взыскать с УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области в пользу истца 200 рублей - возврат государственной пошлины".
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР в г.Междуреченске Ш. проси решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение.
Указывает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве подземного электрослесаря, подземного машиниста горных выемочных машин шахты "Долинская производственного объединения " "данные изъяты"" не включен в подсчет специального стажа для назначения доплаты к пенсии, т.к. в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г. Доказательств уплаты страховых взносов за спорный период истцом не представлено.
Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", она имеет иную правовую природу. Доплата выплачивается за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности Российской Федерации взносов по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Считает, что при вынесении решения судом были неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормативные правовые акты, а поэтому решение суда как не соответствующее закону подлежит отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2011г. - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001г. периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" - для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005г. N 01-1/6-04 "О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г." - для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.05.2010 г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.
Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ - в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 Статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что Е. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" N 340-1 от 20.11.1990г. с учетом стажа на соответствующих работах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря, подземного машиниста горных выемочных машин шахты "Долинская" производственного объединения "Карагандауголь".
Согласно протоколу заседания комиссии УПФР в г.Междуреченске, на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ стаж истца на соответствующих видах работ составляет 21 год 02 месяца 22 дня -работника неведущих профессий (без учета спорного периода).
Представленной в материалы дела копией трудовой книжки подтверждается период работы истца на шахте "Долинская" производственного объединения "Карагандауголь" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря, подземного машиниста горных выемочных машин.
Решением комиссии УПФР в г. Междуреченске от ДД.ММ.ГГГГ N Е. отказано в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа, дающего право на доплату.
Поскольку исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. N 84 -ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", производится в таком же порядке, как и при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следовательно, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о зачете данного периода в стаж, дающий право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. N 84 -ФЗ, так как иное толкование материального закона привело бы к ущемлению прав истца.
Факт осуществления Е. работы в организации угольной промышленности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря, машиниста горных выемочных машин шахты "Долинская" производственного объединения "Карагандауголь", т.е. в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с полным рабочим днем под землей в режиме полной рабочей недели, подтверждается допустимыми доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Данное обстоятельство не отрицается и самим ответчиком.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что имеются необходимые условия для включения спорного периода работы истца в стаж работы, дающей право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Доводы кассатора о том, что спорный период работы истца не может быть включен в специальный стаж, т.к. уплаты за этот период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилось, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата, исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Данным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положений во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральному законодателю в целях обеспечения, в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя; впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения, за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Признавая обоснованными требования истца о включении спорного периода в льготный стаж, и обязывая ответчика назначить истцу доплату к пенсии с учетом указанного стажа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие сведений о начислении и уплате страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должно повлечь за собой нарушение пенсионных прав Е., гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.
Данный вывод судебная коллегия считает правильным. Истец не должен нести неблагоприятные последствия в связи с ненадлежащим выполнением работодателем своих обязанностей в отношении страховых взносов.
Доводы в кассационной жалобе о том, что у истца недостаточно специального стажа, исчисленного с применением п. 4 Правил, предусмотренных Правительством РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, для возникновения права на доплату к пенсии, являются необоснованными.
Поскольку ответчик при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии, по иному исчислил специальный стаж истца, чем при назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, что не основано на законе, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных работников организаций угольной промышленности" от 10.05.2010г. N 84-ФЗ исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, при назначении трудовой пенсии данный период был зачтен истцу в специальный стаж, что также подтверждается сведениями о специальном стаже, представленными ответчиком из пенсионного дела истца, следовательно, суд первой инстанции обоснованно включил данный период работы истца в специальный льготный стаж, дающий право для получения доплаты к пенсии.
Доводы кассационной жалобы начальника УПФР в г.Междуреченске не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку все они были предметом исследования в ходе судебного разбирательства и им судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами ответчика.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г., - ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ УПФР в г.Междуреченске - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: О. А. Овчаренко
О.А. Гребенщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.