Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Евтифеевой О.Э. и Пастухова С.А.
при секретаре Козловой Н.О.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 20 октября 2011 года
по делу по иску Н. к Администрации Кемеровского муниципального района, Департаменту образования и науки Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Н.. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района, просил обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты"., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированы тем, что он является сиротой. Распоряжением Береговой сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ ему был назначен опекун Т. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кемеровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, как лицо, из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, он, как ребенок-сирота, имеет право на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, в связи с чем просит суд обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты"., отвечающее санитарным и техническим нормам.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 22 августа 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области (л.д.27-28).
В судебном заседании Н. и представляющий его интересы Тарасенко В.Г., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), исковые требования поддержали.
Представитель Администрации Кемеровского муниципального района Долгих О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, (л.д. 29), исковые требования не признала, настаивала на доводах, изложенных в письменных возражениях (л.д. 31-33).
Представитель Департамента образования и науки Кемеровской области Аскендеров И.А., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), требования не признал, полагает, что Департамент не может выступать ответчиком по рассматриваемому делу, с учетом доводов, изложенных в возражениях (л.д. 38-39).
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 20 октября 2011 года постановлено: "Иск Н. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты" отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района за счет средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Отказать в иске Н. к Департаменту образования и науки Кемеровской области о предоставлении жилого помещения.".
В кассационной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района Долгих О.Н. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на ст. 4 Закона Кемеровской области от 06.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Суду при разрешении спора необходимо было исходить из принципа исполнимости решения суда. Указывает, что в 2011 году в бюджете Кемеровской области и соответственно в бюджете района и предусмотрены субвенции на обеспечение исполнения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), в сумме 2 200 000 (два миллиона двести тысяч) рублей. Указывает, что в настоящее время на учете состоит 316 человек и средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для предоставления жилых помещений всем нуждающимся, имеющим право на внеочередное предоставление жилья. Полагает, что администрация района не имеет возможности и правовых оснований для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения Н.., не нарушив при этом прав иных лиц. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требований к Департаменту образования и науки Кемеровской области, поскольку обязательство по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является солидарным.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о рождении, выданному ОЗАГС "адрес", истец Н. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе мать указана Л.С., в графе отец - Л.( л.д.7)
Согласно свидетельству о смерти, Л. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), Л.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Распоряжением главы Берегового сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Т. была назначена опекуном над несовершеннолетним Н. (л.д.10).Решением комиссии по жилищным вопросам Кемеровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Н. был принят на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что подтверждается справкой N 3003 от 07.04.2011г. (л.д. 9), согласно которой на 10.08.2011 года Н. состоит в указанной очереди под номером N
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Кемеровской области N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилое помещение предоставляется лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 Закона.
Согласно ч. 3 ст. 3 указанного закона, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Частью второй статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно распоряжению Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.01.2007 года, установлена норма предоставления площади жилого помещения предоставленного по договору социального найма в размере "данные изъяты"
Из приведенных выше норм закона следует, что Н. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в размере не менее "данные изъяты" При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.
При таких данных, суд правильно разрешил спор и обязал Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты" в границах населенного пункта.
Доводы жалобы о том, что суду при разрешении спора необходимо было исходить из принципа исполнимости решения суда и учесть, что расходы по реализации мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей -сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете и являются расходным обязательством субъектов РФ.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований к Департаменту образования и науки Кемеровской области постановлен на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с Законом Кемеровской области N 67-ОЗ от 16.05.2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленного по договору социального найма и принятие решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с требованиями п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильного применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда города Кемерово от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В. Фролова
Судьи: О.Э. Евтифеева
С.А. Пастухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.