Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Русиновой А.В.
судей: Латушкиной Е.В., Зайцевой Е.Н.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
при секретаре: Ветровой А.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Русиновой А.В. дело по кассационным жалобам представителя администрации Кемеровского муниципального района и представителя администрации Кемеровской области на решение Кемеровского районного суда от 19 декабря 2011 года
по иску прокурора Кемеровского района в интересах ФИО1 к администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кемеровского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит обязать предоставить ФИО1, 1 февраля 1990 года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту его жительства (в черте соответствующего населенного пункта) - на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилья.
Обосновал требования тем, что ФИО1 распоряжением администрации Кемеровского района от 26 января 1998 года устроен на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение.
В период с 1 мая 1998 года по 1 сентября 2007 года обучался в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями "Березовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида" Кемеровского района, является выпускником данного образовательного учреждения.
Жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма ФИО1 не имеет. ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в настоящее время ему 21 год, и он остался без попечения родителей до достижения им 18 лет, так как его отец - ФИО6 умер, мать - ФИО7 решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 20 октября 2000 года лишена родительских прав.
В соответствии с Федеральным законодательством ФИО1 имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 30 апреля 2008 года ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Решением Кемеровского районного суда от 19 декабря 2011 года на администрацию Кемеровского муниципального района возложена обязанность - предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту его жительства в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
В кассационной жалобе, поступившей в суд до 1 января 2012 года, представитель администрации Кемеровского муниципального района ФИО8, действующая по доверенности от 8 августа 2011 года с правом на обжалование, с решением суда не согласна, просит его отменить.
Считает, что установленные законом полномочия органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета области.
Кроме того, необходимо исходить из принципа исполнимости решения суда.
Администрация района предпринимала действия, направленные на исполнение возложенной на нее обязанности, однако, не имеет возможности и правовых оснований для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1, как это прямо предписано в законе, - за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете области для целей предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, остававшимся без попечения родителей, не нарушив при этом прав иных лиц.
Кроме того, жилое помещение должно предоставляться ФИО1 в соответствии с очередностью, иное приведет к нарушению прав лиц, имеющих такое же право на предоставление жилья, поставленных органом местного самоуправления на учет ранее истца.
В настоящее время ответчик не имеет объективной возможности предоставить ФИО1 жилое помещение.
В кассационной жалобе, поступившей в суд до 1 января 2012 года, представитель администрации Кемеровской области ФИО9, действующая по доверенности от 14 декабря 2009 года с правом на обжалование, просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения указания о том, что жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций на эти цели.
Считает, что указанный вывод противоречит как действующему законодательству, так и делает решение суда практически невыполнимым.
На кассационные жалобы участвовавшим в деле помощником прокурора Кемеровского района ФИО10 принесены возражения.
Против доводов кассационной жалобы представителя администрации Кемеровской области поданы возражения представителем администрации Кемеровского муниципального района ФИО8 (доверенность от 8 августа 2011 года).
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, выслушав ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, а также заключение прокурора Бесхлебной Г.Н., возражавшей против доводов жалоб, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции до 1 января 2012 года) законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что ФИО1 относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, вследствие чего включен администрацией Кемеровского района в апреле 2008 года в список лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения.
Возлагая на администрацию Кемеровского муниципального района обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение вне очереди, суд исходил из того, что последний имеет право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с приведенным законодательством и обязанность по реализации указанного права ФИО1 лежит на администрации Кемеровского муниципального района.
В кассационных жалобах не оспариваются установленные судом обстоятельства дела, но представитель администрации Кемеровского муниципального района утверждает, что предоставление жилого помещение ФИО1 должно производиться в соответствии с очередностью и с учетом финансирования из бюджета области. По мнению кассатора, судом не учтено, что из-за недостатка средств в бюджете на данные цели решение суда не может быть исполнено, а исполнение его вне установленной очередности нарушит права других лиц, имеющих аналогичное право.
Однако доводы кассационной жалобы противоречат приведенным нормам права, которые правильно применены судом первой инстанции.
Так исходя из буквального понимания ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законов Кемеровской области, примененных судом, следует, что указанной категории лиц жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди и эта обязанность лежит на органе местного самоуправления по месту жительства такого лица. При этом обеспечение вне очереди жилым помещением таких детей закон не ставит в зависимость от каких-либо условий, в том числе и в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от достаточности предоставленных из областного бюджета денежных средств.
Поэтому позиция суда первой инстанции является правильной, соответствующей закону и обстоятельствам дела, доводы, которые могли бы послужить основанием для отмены решения, в жалобе администрации Кемеровского муниципального района не названы.
Являются несостоятельными доводы жалобы представителя администрации Кемеровской области о незаконности указания в решении о том, что предоставление жилья ФИО1 производится за счет средств субвенций, выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
В ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом в силу ст. 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
С учетом приведенных правовых норм указание в решении, за счет каких средств орган местного самоуправления должен реализовать переданные ему государственные полномочия по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основано на законе. По этой причине доводы жалобы администрации Кемеровской области об исключении из решения то, что жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено за счет средств субвенций, выделяемых на эти цели из бюджета Кемеровской области, не может быть основанием для его изменения.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, так как судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подробно мотивированы и основаны на законе.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции до 1 января 2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского районного суда от 19 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя администрации Кемеровского муниципального района и представителя администрации Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Русинова
Судьи: Е.В. Латушкина
Е.Н. Зайцева
Решение о публикации
судебного акта на сайте Кемеровского областного суда
по делу N 33-1983
Принятое решение
Причина принятого решения
Подпись судьи об утверждении одного из принятых решений
Не публиковать
Опубликовать полностью
ххххххххххххххххххх
Опубликовать с удалением персональных данных участников
ххххххххххххххххххх
Опубликовать извлечение
Судья Кемеровского областного суда Русинова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.