Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Евтифеевой О.Э. и Лавник М.В.,
при секретаре Сударевой Н.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по кассационному представлению прокурора Промышленновского района и кассационной жалобе Очередного Н.П. на решение Промышленновского районного суда от 21 ноября 2011 года
по делу по иску прокурора Промышленновского района в интересах Очередного Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по непредоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную льготу в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Очередного Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по непредоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную льготу в полном объеме.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе Очередного Н.П. на отказ в предоставлении ему в полном объеме льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение.
Очередной Н.П. обратился в МУ "Управление социальной зашиты населения" Промышленновского района с просьбой предоставить льготу в виде снижения на 50% размеров оплаты за холодное водоснабжение, предоставив справку, выданную администрацией Калинкинского сельского поселения о степени благоустройства своего жилого дома. В предоставлении ему льготы по оплате в размере 50% на весь объем водопотребления по установленным нормативам, МУ "УСЗН" было отказано.
Проверкой установлено, что, предоставляя льготу Очередному Н.П., который является инвалидом 2 группы, и для которого согласно действующему законодательству предусмотрены меры социальной поддержки в виде снижения оплаты за холодное водоснабжение, МУ "Управление социальной защиты населения" учитывается не весь объем потребляемой льготником холодной воды согласно установленным органами местного самоуправления нормативам потребления, исключается при этом расход воды на баню, полив приусадебных участков.
Предоставление льготы в таком объеме нарушает права гражданина, отнесенного к льготной категории, и не основано на законе.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Отказ в предоставлении льготы по оплате за холодное водоснабжение в части норматива расхода воды на баню, полив приусадебного участка, мотивированный тем, что вода на использование в указанных целях поступает не в жилое помещение, а в подсобное, не основан на законе, поскольку вышеназванные нормативные акты связывают предоставление льгот по расходам на водоснабжение с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных), и не ставит это в зависимость от того, в жилое помещение вода поступает, либо в подсобное.
В судебном заседании прокурор Мугинова О.М. поддержала исковые требования, настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Очередной Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что является инвалидом 2 группы. Ему положена льгота на оплату коммунальных услуг, холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение у него есть только в жилом доме, установлен счетчик на воду. В доме имеется ванна. Только на эти расходы ему предоставляется льгота. На баню и на полив огорода льготу не предоставляют. Но в баню воду он носит из дома. Поэтому считает, что ему незаконно отказали в предоставлении льготы на воду, которая поступает не в жилое помещение. Ежемесячно оплачивает за 5 кубов воды. Считает, что ему необоснованно отказали в предоставлении льготы 50% на оплату холодного водоснабжения. Просит суд обязать ответчика предоставить ему льготу на оплату холодного водоснабжения в размере 50%.
Представитель ответчика Степанова Н.Д., действующая на основании доверенности от 10.10.2011 года (л.д. 12), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что Очередной Н.П. стоит на учете как инвалид 2 группы и получает льготу 50% на оплату коммунальных услуг и услуг по холодному водоснабжению, водоотведению. В Калинкинском сельсовете установлены нормативы водопотребления на 1 сотку земли, на 1 голову скота. Предоставляют Очередному Н.П. льготу в размере 50 % на холодное водоснабжение с учетом степени благоустройства его жилого дома: ванна, канализация. По закону у инвалида нет нормы потребления, поэтому предоставляют льготу по нормативу. Если было потреблено воды более норматива, то необходимо предоставить документ об оплате потребленной услуги, и ему будет произведен перерасчет, и возмещена оплата за перерасход. Если инвалид потребил воды по счетчику меньше норматива, то ему все равно предоставляется льгота по нормативу. Она сделала запрос в ООО "Водолей" и ей ответили, что у Очередного установлен счетчик, и он потребляет воды меньше нормы в месяц. При этом ему предоставляется льгота по нормативу, с учетом степени благоустройства дома с канализацией и ванной.
Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 21 ноября 2011 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленновского района в интересах Очередного Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по непредоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную льготу в полном объеме - отказать полностью.".
В кассационном представлении помощник прокурора Промышленновского района Мугинова О.М. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение (л.д. 26-27). Указывает, что не согласны с выводом суда о том, что коммунальной услугой по холодному водоснабжению является только круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Суд также необоснованно указал, что законодательством Российской Федерации предусмотрена коммунальная услуга по холодному водоснабжению только в жилое помещение. Решением Совета народных депутатов Калинкинского сельского поселения от 25.11.2010 N 11 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе на холодное водоснабжение. Под холодным водоснабжением как коммунальной услугой понимается не только снабжение водой в жилом доме, но и на иные нужды - полив, поение скота, баня личного пользования. Также указывает, что отказ в предоставлении льготы по оплате за холодное водоснабжение в части норматива расхода воды на баню, полив приусадебного участка, мотивированный тем, что вода на использование в указанных целях поступает не в жилое помещение, необоснован, поскольку другого ввода воды, кроме как в жилой дом, у Очередного Н.П. нет, и вода, поступившая в жилое помещение, используется Очередным Н.П. и для бани, и для полива.
В кассационной жалобе Очередной Н.П. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение (л.д. 32-33). Указывает, что суд при вынесении решения не применил нормы права, регулирующие условия предоставления льготы. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Начальником УСЗН администрации Промышленновского муниципального района Мясоедовой Т.В. на кассационную жалобу принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения (л.д. 36-39).
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав Очередного Н.П., настаивавшего на доводах кассационной жалобы, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., полагавшего решение подлежащим отмене, представителя ответчика Степанову Н.Д., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно удостоверению (л.д. 14-15) Очередной Н.П. является инвалидом II группы, проживает в квартире "адрес" д. Калинкино Промышленновского муниципального района. Жилой дом оборудован канализацией, ванной, имеет приусадебный участок и баню для личного пользования.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки (абз. 13 ст. 28.2 ФЗ N 181-ФЗ).
В п. 22 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27 июля 2005 года N 99-0З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей -инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Из сведений, имеющихся в справке N 741 от 06.08.2010г. (л.д. 8) и справке на л.д. 10 следует, что Очередному Н.П. предоставляется льгота по оплате за холодное водоснабжение из расчета норматива потребления 4,6м3 в размере 27,14 руб., что соответствует расчету: (11,8 руб. * 4,6) * 50%, где 11,8 - установленный тариф, 4,6 - установленный норматив потребления, 50% - размер предоставляемой льготы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что законодательством Российской Федерации предусмотрена коммунальная услуга по холодному водоснабжению только в жилое помещение, требование о предоставлении льготы по коммунальной услуге в виде холодного водоснабжения в баню и для полива приусадебного участка не основано на законе.
Данный вывод суда судебная коллегия полагает не соответствующим нормам материального права, постановленным без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в соответствии с которыми нормативы потребления устанавливаются в зависимости от степени благоустройства жилого дома (п. 9 "Правил?"). Согласно п. 27 "Правил?" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно - гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 к решению Совета народных депутатов Калинкинского сельского поселения от 25.11.2010г. N 11 "Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно - коммунальные услуги" установлены нормативы потребления холодного водоснабжения, в частности: норматив потребления в жилом доме, оборудованном водопроводом, канализацией, ванной, без горячей воды; в бане (на одного человека); на полив приусадебных участков в летний период времени за 1 сотку в месяц. Таким образом, установлен норматив потребления с учетом комфортности жилого помещения, санитарно - гигиенических потребностей, хозяйственных нужд. Выводы суда о том, что при предоставлении льготы не подлежит учету норматив водопотребления, установленный для водопотребления в бане и для полива приусадебных участков, поскольку водоснабжения в данном случае осуществляется не в жилое помещение, не соответствует требованиям законодательства, т.к. скидка установлена на оплату коммунальных услуг, полученных инвалидом. В ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ не содержится указания на условия предоставления льготы по оплате коммунальных услуг в зависимости от целевого использования потребляемой воды (жилой дом, баня или полив приусадебного участка). Вывод суда о том, что законодательством предусмотрена коммунальная услуга по холодному водоснабжению только в жилое помещение не соответствует характеру правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, поскольку водоснабжение используется для личного потребления, не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, относится к коммунальным услугам согласно п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307.
Кроме того, судебная коллегия полагает преждевременным выводы суда о том, что коммунальная услуга Очередным Н.П. оплачивается на основании приборов учета, фактическое водопотребление ниже норматива, поскольку указанные выводы суда не основаны на материалах дела. Судом не дана оценка доводам сторон, содержащим противоречия о порядке расчета оплаты за коммунальную услугу по водоснабжению, порядке исчисления и предоставления льготы, не приведено мотивов, на основании которых приняты во внимание пояснения одной из сторон.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что при вынесении решения судом не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не основаны на материалах дела, противоречат нормам материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому данное решение подлежит отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение.
Вынести новое решение по делу не представляется возможным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 21 ноября 2011 года отменить, кассационное представление прокурора Промышленновского района и кассационную жалобу Очередного Н.П. - удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий: Г.А. Корытникова
Судьи: О.Э.Евтифеева
М.В. Лавник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.