Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Корытниковой Г.А. и Шаклеиной Г.Н.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г.
при секретаре Сергеевой Т.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 февраля 2012 года
по делу по иску прокурора г. Осинники в интересах Г. к Администрации Осинниковского городского округа об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Осинники обратился в суд в интересах Г. с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просит обязать ответчика предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ, с учетом состава его семьи по договору социального найма жилое помещение, не менее 39 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Требования мотивированы тем, что Г., ДД.ММ.ГГГГ являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители умерли, находился на полном государственном обеспечении в "данные изъяты" а в дальнейшем проходил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования "данные изъяты". В августе 2009 г. Г. вступил в брак и имеет двоих несовершеннолетних детей - Н., ДД.ММ.ГГГГ и А., ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, из числа детей сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, в настоящее время N. Считает, что Г., в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма.
В судебном заседании представитель прокурора г. Осинники Мальнева О.А., поддержала заявленные в интересах Г. исковые требования в полном объеме. В дополнение к изложенному в иске объяснила, что в настоящее время Г. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни предоставленного по договору социального найма. Ранее, на основании Постановления администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ N за ним было закреплено жилое помещение, по адресу: "адрес". Однако, распоряжением главы г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в указанное Постановление, которым было отменено закрепление жилого помещения и указано, что жилого помещения подлежащего закреплению за Г. не имеется. Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 г. N 260 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным Кодексом РФ" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 13 кв.м. общей площади на 1 человека. Но так как администрацией Осинниковского городского округа обязанность предоставить жилье Г. не была исполнена своевременно, полагает, что в настоящее время ему должно быть предоставлено жилое помещение с учетом состава его семьи, двое из которых его несовершеннолетние дети, то есть из расчета не менее 39 кв. м. общей площади.
Г. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора г. Осинники, просил обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему, как сироте и имеющему на своем иждивении двоих несовершеннолетних детей, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, общей площадью не менее 39 кв.м.
Представитель ответчика - Администрации Осинниковского городского округа - Кругляк Л.С, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 45) исковые требования прокурора г. Осинники не признала. Объяснила, что Г. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на очереди в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий - N, в списке лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья - N. Однако предоставление жилого помещения возможно только при наличии свободных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и отвечающих санитарным и техническим нормам. В настоящее время Администрация Осинниковского городского округа не имеет возможности предоставить в ближайшее время Г. благоустроенное жилое помещение в черте Осинниковского городского округа, в виду отсутствия в муниципальной собственности свободных жилых помещений, а финансирования предоставления жилья из областного бюджета недостаточно, чтобы обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся. Также пояснила, что по исковым требованиям прокурора г. Осинники о предоставлении Г. жилого помещения общей площади не менее 39 кв.м., возражений не имеет, и Г. будет обеспечен жильем в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, по мере высвобождения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Третье лицо - М., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних Н., ДД.ММ.ГГГГ и А., ДД.ММ.ГГГГ, и представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства управления образования Администрации Осинниковского городского округа, в судебное заседание не явились.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 февраля 2012 года постановлено: "Исковые требования прокурора г. Осинники в интересах Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа Кемеровской области предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом состава его семьи по договору социального найма жилое помещение не менее 39 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Осинниковского городского округа из бюджета Кемеровской области.".
В апелляционной жалобе представитель Администрации Осинниковского городского округа Кругляк Л.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, просит решение суда отменить. Ссылается на то, что только Г. в силу требований ЖК РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма; предоставление жилого помещения с учетом членов его семьи - основано на ином толковании норм материального права. Указывает, что жилое помещение будет предоставлено Г. в порядке очередности, поскольку на сегодняшний день не хватает финансирования из областного бюджета для приобретения жилья для всех нуждающихся.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Зотову Г.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч. 1, 2 ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Жилое помещение предоставляется лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом
В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из материалов дела следует, что Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители Н. и Д. умерли. (л.д.9, 10).
На основании распоряжения Администрации г. Осинники N-р от ДД.ММ.ГГГГ "Об опеке, изменении фамилии, назначении пособий опекаемым, определении в детское учреждение", несовершеннолетний Г. был определен на полное государственное обеспечение и ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации г. Осинники направлен в "данные изъяты"" "данные изъяты" N), в котором пребывал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8, 22). Так же Г. обучался в "данные изъяты" что подтверждается свидетельством, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).
С ДД.ММ.ГГГГ Г. состоит в зарегистрированном браке с М., и имеет на своем иждивении двоих несовершеннолетних детей - Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19, 20, 47).
Из материалов дела следует, что за Г. закрепленное жилое помещение отсутствует (л.д.33-34).
ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился в администрацию г. Осинники с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.11)
Постановлением Администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий" Г. с составом семьи 3 человека, как лицо из числа детей-сирот, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.36-37).
Постановлением Администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ N "О принятии (об отказе в принятии) граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Г. с составом семьи 3 человека, как лицо из числа детей-сирот, был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.34-35).
Согласно ответу главы г. Осинники, направленному прокурору г. Осинники ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Осинниковского городского округа не имеет возможности предоставить Г. в ближайшее время благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, поскольку в муниципальной собственности города Осинники такое жилое помещение в настоящее время отсутствуют (л.д.38).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Осинники, действовавшего в интересах Г., суд пришел к выводу, что поскольку Г. относится к числу лиц- детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет ни в собственности, ни иного закрепленного за ним жилого помещения, окончил пребывать в образовательном учреждении, и не обеспечен жильем, состоит на учете граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то он имеет право на предоставление жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и правилам, в пределах нормы предоставления. При этом, руководствуясь нормами права, регулирующими порядок предоставления жилых помещений вне очереди, суд не указал в резолютивной части решения суда о том, что жилое помещение подлежит предоставлению вне очереди. Выводы суда в указанной части не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.
Кроме того, суд пришел к выводу, что Г. по договору социального найма в порядке, установленном указанными выше нормативными актами, жилое помещение должно быть предоставлено с учетом членов его семьи (3 человека). При этом, из мотивировочной части решения суда следует, что он на иждивении имеет несовершеннолетних детей: Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимая во внимание, что на очередь Г. поставлен ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека, а А. родился ДД.ММ.ГГГГ выводы суда о том, что на момент разрешения спора судом Г. имеет состав семьи 3 человека - не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, выводы суда о том, что жилое помещение подлежит предоставлению по норме с учетом членов семьи, постановлены на неправильном толковании норм материального права.
Так, ранее было указано, что в соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из системного толкования норм данного Федерального закона и пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют только лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, размер предоставляемой жилой площади должен определяться без учета иных членов их семьи.
Также следует отметить, что другими нормативно-правовыми актами также не предусмотрено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма лицу, являющемуся ребенком лица, оставшегося без родительского попечения.
При указанных обстоятельствах, решение суда является не законным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года N 260 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации города Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых жилищным кодексом РФ" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м. общей площади на 1 человека.
Поскольку жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, судебная коллегия приходит к выводу, что Г., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 13 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания.
Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым отметить, что наличие на иждивении Г. двух несовершеннолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время у Администрации г. Осинники не хватает финансирования из областного бюджета для приобретения жилья для всех нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете и являются расходным обязательством субъектов РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 09 февраля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение: обязать Администрацию Осинниковского городского округа Кемеровской области предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 13 кв.м. в городе Осинники, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Председательствующий: О.Э. Евтифеева
Судьи: Г.А. Корытникова
Г.Н. Шаклеина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.