Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Евтифеевой О.Э. и Пастухова С.А.,
при секретаре Козловой Н.О.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по кассационной жалобе Сухоруковой Г.Ф. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2011 года
по делу по иску Сухоруковой Г.Ф. к Лысак Н.М. об установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, разделе наследственного имущества, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Сухорукова Г.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти ее матери - Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ; признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ после смерти К. на наследственное имущество: земельный участок и индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес", выданное нотариусом Осинниковского нотариального округа Кемеровской области Перехода В.В.; разделе наследственного имущества в виде указанного жилого дома по 1/2 доли между ней и ответчиком; взыскании с ответчика в ее пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" и по оформлению доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N на представителя в размере "данные изъяты" (л.д. 30-32).
Требования мотивированы тем, что после смерти ее матери Ф., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Данный дом принадлежал ее матери на основании решения исполнительного комитета Осинниковского городского Совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ. Она своевременно не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону. Однако фактически приняла наследство после смерти матери, распорядившись имуществом умершей: раздала ее вещи родственникам и знакомым; взяла себе на память платки, фотографии, холодильник; пользовалась огородом. Ее сестра К., также, приняла наследство после смерти матери, но право собственности на дом не оформила, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследником после смерти К. является ее дочь - Лысак Н.М. Считает, что, также, являясь наследником по закону первой очереди, имеет право на наследственное имущество после смерти своей матери- Ф.
В ходе судебного разбирательства Сухорукова Г.Ф. на удовлетворении требований настаивала, просила также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере "данные изъяты".
Представитель Сухорукова Г.Ф. - Росс Н.А., действующая на основании нотариальной доверенности (л.д.53) поддержала исковые требования своей доверительницы, считает их обоснованными, полагает, что Сухорукова Г.Ф. совершила действия по принятия наследства.
Ответчик Лысак Н.М. исковые требования не признала. Пояснила, что ее матерью является К. У ее матери было двое детей: она и брат "адрес" Однако брат умер ранее, мать оформила наследство после смерти брата на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Мать проживала в соседнем доме по адресу: "адрес", с бабушкой - Ф. ДД.ММ.ГГГГ Ф. умерла. Хоронили бабушку ее дочь К. и ее внучка В. После смерти бабушки К. осталась проживать в доме бабушки. Вторая дочь бабушки - Сухорукова Г.Ф. после смерти бабушки никаких ее вещей не забирала, забрала только свой холодильник, который ранее давала бабушке во временное пользование. ДД.ММ.ГГГГ К. умерла. В марте 2011 года она обратилась к нотариусу города Осинники с заявлением о принятии наследства после смерти матери, ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на жилой дом ее бабушки. Считает, что наследство после смерти бабушки приняла только ее мать - К. Истец наследство после смерти бабушки не принимала, никаких вещей себе не брала.
Представитель ответчика - адвокат Гильфанова A.M., действующая на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29) поддержала возражения своей доверительницы. Считает, что истец не доказала в судебном заседании факт принятия наследства после смерти своей матери.
Представители третьих лиц - МРИ ФНС N 5 по Кемеровской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, заинтересованное лицо - нотариус Перехода В.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Сухоруковой Г.Ф. отказано.
В кассационной жалобе Сухорукова Г.Ф. просит решение суда отменить. Указывает, что она фактически приняла наследство после смерти матери: забрала холодильник, платки, фотографии, сделала ремонт в доме, вкладывала деньги на похороны, пользовалась огородом, домом. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей С., О., В. Указывает, что ранее было вынесено в её пользу решение, которое было отменено по процессуальным основаниям - не привлечения к участию в деле Лысак Н.М. При рассмотрении данного дела в новом составе суда новых обстоятельств не было установлено, в связи с чем ей необоснованно отказано в удовлетворении заявления. К кассационной жалобе представлены дополнения, поступившие в суд кассационной инстанции
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Сухорукову Г.Ф., поддержавшую доводы жалобы и дополнений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Сухорукова Г.Ф. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства открывшегося после смерти её матери Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании свидетельства о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти К. на наследственное имущество: земельный участок и индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес", ул. "адрес" по ? доли между ней и Лысак Н.М. (л.д. 3-5).
Из материалов дела следует, что на основании решения Исполнительного комитета Осинниковского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ N было решено зарегистрировать домовладение за гражданкой Ф. по адресу: "адрес" (л.д. 9-10). Распоряжением Администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ N Ф. был передан в собственность земельный участок площадью "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес" (л.д.80-82).
На основании распоряжения администрации г. Осинники N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня наименований улиц и районов размещения индивидуальных гаражей на территории г. Осинники" земельный участок с расположенным на нем жилым домом, принадлежащим Ф. на основании решении исполнительного комитета Осинниковского городского Совета депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, имеет почтовый адрес: "адрес" (ранее "адрес" "адрес") (л.д.16).
Таким образом, земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес" находились в собственности Ф.
Согласно свидетельству о рождении Р. (в последующем Сухорукова Г.Ф. - свидетельство о регистрации брака на л.д. 11) является дочерью Ф. (л.д.12)
Согласно свидетельству о рождении родителями Ж. (в последующем К. - согласно свидетельствам о регистрации браков на л.д. 72-73) является дочерью Ф. (л.д. 72)
Согласно свидетельству о рождении К. является матерью М. (л.д. 73), в последующем М. при регистрации брака присвоена фамилия Лысак Н.М. (л.д. 74).
Согласно свидетельству о смерти Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Как было установлено в судебном заседании, наследниками первой очереди после смерти Ф. являлись её дочери: Сухорукова Г.Ф. и К.
Из ответов нотариусов на л.д. 14, 89, 90, следует, что с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, открывшегося после смерти Ф., никто из наследников не обращался. Однако, в судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент смерти Ф. и после её смерти в доме по адресу: "адрес", ул. "адрес" проживала К. (л.д. 36-37), нотариусом Осинниковского нотариального округа Перехода В.В. в порядке ст. 1053 ГК РФ установлен факт принятия наследства К. после смерти Ф., о чем указано в свидетельстве о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за N (л.д. 93).
Согласно свидетельству о смерти К. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
После её смерти с заявлением о принятии наследства по закону ДД.ММ.ГГГГ обратилась дочь К. - Лысак Н.М. (л.д.70).
Нотариусом Осинниковского нотариального округа "адрес" было выдано, в том числе и свидетельство о праве наследства по закону N от ДД.ММ.ГГГГ, оставшегося после смерти К.- Лысак Н.М. в виде земельного участка площадью 820 кв.м. с кадастровым номером N находящегося по адресу: "адрес", ул. "адрес" индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: "адрес", ул. "адрес" (л.д.93).
В выдаче Сухоруковой Г.Ф. свидетельства о праве на наследство, открывшегося после смерти Ц отказано, поскольку заявление подано по истечение установлено ст. 1154 ГК РФ срока, о чем сообщено нотариусом в письме от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 14).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Сухоруковой Г.Ф. суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятия ею наследства после смерти Ф.
Данные выводы суда судебная коллегия полагает обоснованными, подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Как правильно указал суд, поскольку правоотношения возникли ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие ГК РФ, при разрешении спора необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ".
Согласно ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из пояснений участников процесса наследниками после смерти Ф. были её дочери Сухорукова Г.Ф. и К.
Согласно ранее действовавшего законодательства наследники считаются принявшими наследство, если в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (день смерти наследодателя) они либо фактически вступили во владение наследственным имуществом, либо подали нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшегося после смерти Ф., никто из наследников не обращался (л.д. 14, 89). Однако, поскольку К. на момент смерти Ф. проживала вместе с наследодателем, и после её смерти осталась проживать по адресу: "адрес", ул. "адрес"., то она фактически приняла наследство, так как вступила во владение наследственным имуществом, что было установлено нотариусом в порядке, установленном ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.
В обосновании требований о фактическом принятии наследства, оставшегося после смерти Ф., Сухорукова Г.Ф. суду пояснила, что после смерти её мамы ( Ф.) взяла себе на память холодильник "Саратов" и 2 косынки, а также фотографии. Однако, данные обстоятельства, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения, были опровергнуты пояснениями Лысак Н.М., Ч., В., Т., Ш., К. (л.д.112-115), которые пояснили, что холодильник "Саратов" Сухорукова Г.Ф. давала Ф. во временное пользование, забрала сразу после смерти Ф., других вещей не забирала.
Также, в обоснование требований Сухорукова Г.Ф. пояснила, что в доме по адресу: "адрес", ул. "адрес" они с мужем делали ремонт, а с ДД.ММ.ГГГГ стали пользоваться огородом. Однако, данные обстоятельства не свидетельствуют о фактическом принятии наследства, поскольку указанные действия были произведены по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства, что следует, в том числе и из пояснений свидетелей (л.д.114).
Довод Сухоруковой Г.Ф. о том, что в спорном доме она проживала до 1958 года (до вступления в брак) не имеет правового значения для разрешения данного спора.
В доводах жалобы Сухорукова Г.Ф. также указывает, что фактически приняла наследство ещё и потому что, что вкладывала деньги в похороны матери Ф., пользовалась домом, огородом, что подтверждается показаниями свидетелей С., О., В.
Однако, данные доводы заявителя опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судебная коллегия находит определение суда законным и обоснованным. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, разрешил поставленной вопрос в соответствии с требованиями закона.
Доводы, изложенные в жалобе и дополнениях, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, были предметом судебной проверки в суде рассмотрения дела в суде первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сухоруковой Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В. Фролова
Судьи: О.Э.Евтифеева
С.А. Пастухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.