Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Курпас И.С.,
судей: Молчановой Л.А., Пастухова С.А.
при секретаре Левицкой С.Е.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Курпас И.С. гражданское дело по кассационным жалобам администрации Междуреченского городского округа в лице представителя Козиной Н.А. и Главного финансового управления Кемеровской области в лице представителя Румянцевой Н.С. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 ноября 2011г.
по иску Щербаковой Д.А. к администрации Междуреченского городского округа, МУ "УРЖКК" о предоставлении благоустроенного жилого помещения
УСТАНОВИЛА:
Щербакова Д.А. обратилась в суд с иском к администрации Междуреченского городского округа, МУ "УРЖКК" о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что она является лицом из числа детей-сирот. Её мать умерла 30.11.2003г., отец умер 08.05.2003г. При жизни по решению Междуреченского городского суда от 01.12.1997г. её родители были лишены родительских прав. Распоряжением администрации города Междуреченска от 05.09.1997г. N 1305-р она была направлена в детское учреждение для дальнейшего воспитания и содержания. Она проживала в данном учреждении в период с 23.01.1998г. по 31.08.2007г. Гарантийным письмом МУУО "Комитет образования" за ней было закреплено жилое помещение по адресу "адрес" однако позже установлено, что правовые основания для закрепления данного жилого помещения отсутствовали.
С 20.07.2007г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и была включена в список внеочередного получения жилья. Очередь на ноябрь 2011г. N 222.
Как лицо из числа детей-сирот, в соответствие с Жилищным Кодексом РФ и ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она имеет право на внеочередное обеспечения жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения.
Просила суд обязать ответчиков предоставить ей вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение размером не ниже установленной социальной нормы, на территории г. Междуреченска, в срок до 31.12.2011г.
В судебном заседании истица Щербакова Д.А. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика МУ "УРЖКК" в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрация Междуреченского городского округа Козина Н.А. (доверенность в деле) исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МУ "Комитет по жилищным вопросам" Тамачакова О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Главного финансового управления Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Комитета образования г. Междуреченска Васильева Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Щербаковой Д.А.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 ноября 2011г. постановлено:
Исковые требования Щербаковой Д.А. к администрации Междуреченского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Междуреченского городской округа предоставить Щербаковой Д.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м за счёт средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа Козина Н.А., действующая на основании доверенности N469 от 20.04.2011г., с правом обжалования судебных постановлений, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе указывает, что, вынося решение о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения за счет субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области, суд не рассмотрел вопрос о том, выделяются ли администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области такие субвенции.
Кроме того, суд не обязал администрацию Кемеровской области перечислить администрации Междуреченского городского округа субвенции на эти цели.
Судом также не установлено, какая численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоит в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" и в связи с чем сформировалась указанная очередь. Основной причиной наличия указанной очереди, является недостаточное выделение субвенций из бюджета Кемеровской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых, т.к. финансирование осуществляется в рамках лимитов согласно утвержденного Закона Кемеровской области от 03.12.2010 N 118-03 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов". В настоящее время численность детей-сирот, детей оставшимся без попечения родителей состоящих в очереди на получение жилья в настоящее время МУ "Комитет по жилищным вопросам" более 300 человек. Так же судом не выяснен вопрос о расходовании администрацией Междуреченского городского округа в 2011 году выделенных субвенций согласно Закона Кемеровской области от 03.12.2010 N 118-03 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".
На кассационную жалобу Щербаковой Д.И. и представителем Главного финансового управления КО Румянцевой Н.С. принесены возражения, в которых просят оставить без удовлетворения кассационную жалобу администрации Междуреченского городского округа.
В кассационной жалобе представитель Главного финансового управления Кемеровской области Румянцева Н.С., действующая на основании доверенности N19 от 25.11.2010г. с правом обжалования судебных постановлений, просит изменить решение суда, исключив из его резолютивной части указание "за счет средств субвенций на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области". В жалобе указывает, что Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. N124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регламентирован порядок исполнения своей обязанности по предоставлению жилья детям сиротам, в виде возмещения расходов органами местного самоуправления.
В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам местного самоуправления также передаются и финансовые средства для их реализации.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Таким образом, Администрация г. Междуреченска не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
При этом в решении суда содержится указание на целевую субвенцию. Однако Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия "целевой субвенции".
Также указывает, что в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Бюджетные правоотношения, возникающие между органами местной самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения.
На кассационную жалобу Щербаковой Д.А. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ГФУ КО - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав Щербакову Д.А., просившую решение суда оставить без изменений, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены в обжалуемой части.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
Из содержания приведенных норм закона следует, что необходимым условием для предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Судом установлено, что Щербакова Д.А. является лицом из числа детей-сирот. Мать Щербаковой Д.А. умерла 30.11.2003г., отец умер 08.05.2003г. (л.д.11, 12).
При жизни родителей Щербаковой Д.А. по решению Междуреченского городского суда от 01.12.1997г. родители истицы были лишены родительских прав (л.д.9,10).
Распоряжением администрации города Междуреченска от 05.09.1997г. N 1305-р истица была направлена в детское учреждение для дальнейшего воспитания и содержания (л.д.7), проживала в данном учреждении в период с 23.01.1998г. по 31.08.2007г.
С 20.07.2007г. истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и была включена в список внеочередного получения жилья, очередь на ноябрь 2011г. N 222. (л.д.15).
Возлагая на администрацию Междуреченского городского округа обязанность предоставить Щербаковой Д.А. жилое помещение вне очереди, суд исходил из того, что последняя имеет право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с приведенным законодательством и обязанность по реализации указанного права Щербаковой Д.А. лежит на администрации Междуреченского городского округа.
В кассационной жалобе не оспариваются установленные судом обстоятельства дела, но представитель администрации Междуреченского городского округа утверждает, что предоставление жилого помещение Щербаковой Д.А. должно производиться в соответствии с очередностью и с учетом финансирования из бюджета области. По мнению кассатора, судом не учтено, что основной причиной наличия очереди на получение жилья, является недостаточное выделение субвенций из бюджета области на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако доводы кассационной жалобы противоречат приведенным нормам права, которые правильно применены судом первой инстанции.
Так исходя из буквального понимания ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законов Кемеровской области, примененных судом, следует, что указанной категории лиц жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди и эта обязанность лежит на органе местного самоуправления по месту жительства такого лица. При этом обеспечение вне очереди жилым помещением таких детей закон не ставит в зависимость от каких-либо условий, в том числе и в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от достаточности предоставленных из областного бюджета денежных средств.
Поэтому позиция суда первой инстанции является правильной, соответствующей закону и обстоятельствам дела, а доводы жалобы представителя администрации Междуреченского городского округа о том, что судом не рассмотрен вопрос о количестве выделяемых субвенций на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несостоятельными.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями предусмотрен порядок обеспечения детей сирот жилыми помещениями путем приобретения органами местного самоуправления жилых помещений за счет субвенции областного бюджета. Также возможна передача жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета.
При этом органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
Как следует из резолютивной части решения, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на администрацию Междуреченского городского округа не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета субъекта федерации - Кемеровской области, как это и предусмотрено ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования Щербаковой Д.А., обязав Администрацию Междуреченского городского округа предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Кемеровской области.
Таким образом, довод жалобы представителя ГФУ Кемеровской области об исключении фразы "за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Междуреченского городского округа из бюджета Кемеровской области" не может быть принят во внимание.
Федеральным законодателем в ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, так как судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подробно мотивированы и основаны на законе.
Руководствуясь ч.1 ст.347,ст.361 (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 ноября 2011г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: И.С. Курпас
Судьи: Л.А. Молчанова
С.А. Пастухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.