Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Корытниковой Г.А. и Шаклеиной Г.Н.,
при секретаре Сергеевой Т.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе УПФ РФ в г. Осинники Кемеровской области на решение Осинниковского городского суда от 01 февраля 2012 года
по делу по иску Усановой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии Управления ПФР в г. Осинники,
УСТАНОВИЛА:
Усанова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решение комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N; обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом уточнений исковых требований, периоды ее работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли - сада N "адрес",
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника ясли -сада N "данные изъяты"
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада " "данные изъяты"
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли-сада N "данные изъяты"
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N"
и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в ее пользу уплаченную государственную пошлину в сумме "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет. Решением комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении ей пенсии было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Комиссия Управления ПФР в г. Осинники не включила в специальный стаж указанные выше периоды работы, указав, что отсутствует документальное подтверждение выполнения нормы педагогической нагрузки на полную ставку заработной платы за указанные периоды работы, а представленные ею архивные справки о стаже не содержат информации, что работа в должностях музыкального работника и музыкального руководителя выполнялась в объеме, установленном за ставку заработной платы 24 часа в неделю.
Считает не включение данных периодов необоснованным, поскольку у неё есть справки подтверждающие, что в указанные периоды работы она выполняла педагогическую работу в ясли-садах в объеме, установленном за ставку заработной платы - 24 часа в неделю. При включении в специальный стаж спорных периодов работы, стаж её педагогической деятельности составит на день обращения за назначением пенсии, то есть ДД.ММ.ГГГГ - 24 года 5 месяцев 22 дня. После ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в "данные изъяты" N в "адрес" в должности социального педагога. Работа в данной должности в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате включается в специальный стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781. Требуемый ей для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей она выработала ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ у нее наступило право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Определением суда производство по делу в части исковых требований об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя музыки в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N" принят отказ от иска, производство по данным исковым требованиям прекращено (л.д.90-93).
В судебном заседании истец Усанова Л.А. на удовлетворении требований настаивала.
Представитель УПФР в г. Осинники Фатенкова Н.В., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Полагает, что отсутствуют документы, подтверждающие выполнение истцом в спорные периоды трудовой деятельности в объеме 24 часа педагогической нагрузки в неделю. Таким образом, стаж Усановой Л.А. на дату подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ, составляет 18 лет 2 месяца 12 дней, при требуемых 25 лет.
Представитель третьего лица - Управления образования Администрации Осинниковского городского округа в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - МОУ "Основная общеобразовательная школа N" в судебное заседание не явился.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 01 февраля 2012 года постановлено: "Исковые требования Усановой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии Управления ПФР в г. Осинники удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Усановой Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области включить Усановой Л.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли-сада N "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника ясли-сада N "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского сада " "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли-сада N "данные изъяты"
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области назначить Усановой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.".
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда в г. Осинники Бобровская Г.В., просит решение суда отменить. Указывает, что в соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсионный орган производит оценку пенсионных прав заявителя на дату его обращения за назначением трудовой пенсии. Истец в судебном заседании не оспаривала, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии её стаж не достигал требуемых 25 лет.
Ссылается на то, что поскольку на момент обращения истца в УПФР г. Осинники Кемеровской области её стаж составлял менее 25 лет, то у суда не имелось оснований для изменения даты назначения пенсии с более позднего срока. Указывает, что в силу норм материального права пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее дня приобретения права на него.
На апелляционную жалобу Усановой Л.А. поданы возражения, согласно которым просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании Усанова Л.А. наслаивала на доводах, изложенных в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Извещены.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Усанову Л.А., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Разрешая заявленные Усановой Л.А. требования, суд сделал обоснованный вывод о включении спорных периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, из материалов дела видно, что Усанова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена на должность музыкального руководителя в я/с N "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ переведена в я/с N "данные изъяты" музыкальным работником (л.д.22),
ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность музыкальным работником в я/с N "данные изъяты" N комбината " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д.22-23),
с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность музыкального работника в д/сад " "данные изъяты", уволена ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗоТ РФ (перемена места жительства)(л.д.24),
с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность музыкального руководителя 1 категории в ясли-са "адрес" "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 31 п. 5 КЗоТ КазССР в порядке перевода в "данные изъяты"
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в пункте 1 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность музыкальный руководитель в пункте 1.8 раздела "Наименований учреждений" - "Дошкольные образовательные учреждения": детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Должности "музыкальный работник" Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, не предусмотрены.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.
Как правильно указал суд первой инстанции, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.2003 года N 39 установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель", предусмотренному Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Таким образом, работа Усановой Л.А. в спорные периоды в должности музыкального руководителя, музыкального работника детского сада и яслей-садов подлежит зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась работа.
Судом первой инстанции установлено, что в оспариваемые периоды работы, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Усанова Л.А. выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку (должностной оклад). Этот вывод суда подтвержден пояснениями истца, из которых следует, что в спорные периоды она выполняла педагогическую работу в ясли - садах в объеме, установленном за ставку заработной платы - 24 часа в неделю (л.д.78), что соответствует норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. N 94 (в т.ч., с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 г. N 400), а также Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденными постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 г. N 88. Выполнение истцом нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), также подтверждается, имеющимися в материалах дела архивными справками (л.д. 11, 13-14, 16).
Разрешая спор, суд также пришел к выводу, что подлежит включению в специальный стаж и период работы истца в должности социального педагога в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида N", поскольку в этот период работы, истец выполняла учебную нагрузку в объеме 36 часов в неделю за ставку заработной платы при норме 36 часов в неделю.
Данные выводы суда являются обоснованными, постановленными на основе норм материального права и в соответствии с материалами дела.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята в муниципальную специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида N на должность социального педагога (12 разряд) с правом ведения часов ОБЖ, с ДД.ММ.ГГГГ указанное учреждение именуется как Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N", где работает по настоящее время в указанной должности (л.д.28-31).
Согласно справке Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N" от ДД.ММ.ГГГГ N, Усанова Л.А. по настоящее время работает в "данные изъяты"" и выполняет нагрузку 1 ставки- 36 часов в неделю.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что после вынесения оспариваемого решения об отказе в назначении трудовой пенсии истец продолжает работать в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких данных, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда о том, что с учетом всех спорных периодов, которые подлежат включению в стаж Усановой Л.А. для назначения трудовой пенсии по старости, право на получение льготной пенсии возникло у последней только 11.10.2010 года (то есть после обращения истца в Пенсионный фонд) в связи с чем, именно с этого периода она имеет право получать трудовую пенсию по старости.
Доводы апелляционной жалобы о порядке учета спорных периодов работы в специальный стаж, дающих право на назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку представленных сторонами доказательств.
Доводы жалобы в части необоснованности выводов суда об изменении даты назначения пенсии не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норма материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Из материалов дела следует, что с заявлением в суд Усанова Л.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), то есть в период, когда у неё уже возникло право на получение трудовой пенсии; в связи с чем выводы суда являются обоснованными.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 01 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ в г. Осинники - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Э.Евтифеева
Судьи: Г.А. Корытникова
Г.Н. Шаклеина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.