Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Третьяковой В.П., Гребенщиковой О.А.
при секретаре: Арикайнен Т.В.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО " "данные изъяты"" на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 января 2012 года
по заявлению Открытого акционерного общества " "данные изъяты"" на представление прокурора Центрального района об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно - коммунальных услуг
УСТАНОВИЛА:
ОАО " "данные изъяты"" обратилось в суд с жалобой на представление прокурора Центрального района об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно - коммунальных услуг.
Просит суд признать представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг N от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; отменить представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг N от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что по заявлению РЮА прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО " "данные изъяты"" было введено ограничение режима потребления электороэнергии жителю квартиры "адрес" в связи с образованием у него задолженности за электроэнергию.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Центрального района было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг, с которыми они не согласны, поскольку довод прокурора о том, что ОАО " "данные изъяты"" является "исполнителем коммунальных услуг" на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N307 от 23.05.2006 года, является несостоятельным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. В этой связи ОАО " "данные изъяты"", являясь ресурсоснабжающей организацией, и не соответствует понятию "исполнитель", закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В данном случае собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, приобретают электрическую энергию непосредственно у ресурсоснабжающей организацией. При данной форме управления порядок электроснабжения граждан регулируется "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФN 530 от 31.08.2006 года. Таким образом, ОАО " "данные изъяты"" был соблюден порядок введения ограничения, предусмотренного действующим законодательством. Они не являются "исполнителем коммунальных услуг", следовательно, не могли нарушить порядок уведомления потребителя, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Более того, уведомление о наличии задолженности и необходимости принятия мер по ее погашению было вручено РЮА. в присутствии контролера, что свидетельствует о соблюдении порядка уведомления. Считает, что действия ОАО " "данные изъяты"" по ограничению электроснабжения в отношении РЮА за потребленную электроэнергию правомерны и полностью соответствуют действующему законодательству.
Представитель ОАО " "данные изъяты"" ОСВ заявленные требования поддержал.
Помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка ПЕВ. возражала против заявленных требований.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении заявленных требований ОАО " "данные изъяты"" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОАО " "данные изъяты"" ОСВ просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не применены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006года.
ОАО " "данные изъяты"" не является "исполнителем коммунальных услуг", а является только ресурсоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, следовательно, не могло нарушить порядок уведомления потребителя, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N307 от 23.05.2006г., которые регламентируют порядок ограничения электроснабжения исполнителями коммунальных услуг.
Считает, что действия ОАО " "данные изъяты"" по ограничению потребителя РЮА. за неоплату потреблённой электроэнергии правомерны и полностью соответствую действующему законодательству.
Кроме того, п.80 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает основания для введения ограничения электроснабжения при наличии просрочки за 3 расчетных периода, а не 6 как указано прокурором.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав мнение прокурора, просившего решение оставить без изменения, представителя ОАО " "данные изъяты"" ПДН, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" выбрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол N заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ года - л.д.50).
ДД.ММ.ГГГГ года жильцу квартиры N РЮА. вручено уведомление ОАО " "данные изъяты"" о том, что на ДД.ММ.ГГГГ года у нее имеется задолженность за потребленную электрическую энергию в сумме 2 197,48 рублей, ей предлагается в срок до ДД.ММ.ГГГГ года погасить имеющуюся задолженность, в случае неоплаты после ДД.ММ.ГГГГ года будет введено полное ограничение потребления электрической энергии (л.д. 11).
Иных уведомлений РЮА. не направлялось.
Потребление электрической энергии в квартире РЮА полностью ограничено ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с актом ограничения режима, отключение от электроснабжения произведено на площадке в подъезде (л.д.12).
РЮА погасила всю имеющуюся у него задолженность.
ДД.ММ.ГГГГ года энергоснабжение квартиры РЮА. возобновлено согласно акту возобновления электроснабжения (л.д.63).
РЮА. обратилась в прокуратуру Центрального района г. Новокузнецка с жалобой, в которой изложил обстоятельства отключения электроэнергии (л.д.54).
В представлении от ДД.ММ.ГГГГ. N прокурор Центрального района г. Новокузнецка просит принять меры по устранению
допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь указанных нарушений действующего законодательства; решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению выявленных нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности (с приложением копии соответствующего приказа) сообщить в установленный законом месячный срок в прокуратуру района.
В представлении указано на то, что при введении полного ограничения предоставления коммунальных услуг в виде электроснабжения в отношении РЮА. ОАО " "данные изъяты"" были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг. ОАО " "данные изъяты"" руководствовался нормами "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ N530 от 31.08.2006г., которые в данном случае, по мнению прокурора, не подлежат применению (л.д.8-10).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что при уведомлении и введении полного ограничения потребления электрической энергии в отношении жильца РЮА. ОАО " "данные изъяты" были нарушены требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
С данным выводом судебная коллегия согласна находит его законным и обоснованным.
Так, договоры поставки электроэнергии, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст.ст. 539 - 548 ГКРФ.
В соответствии с п.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированными настоящим Кодексом применяются законы и иные акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу ч.2 ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом каждым собственником помещения от своего имени заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно ч.ч.2, 4 ст.154 ЖК РФ для собственника помещения в многоквартирном доме плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.8 ст.155 ЖК РФ).
Таким образом, для собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, отношения, связанные с предоставлением и оплатой коммунальных услуг в виде электроснабжения, основаны на нормах жилищного законодательства.
Исходя из положений ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, и не зависит от формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, способа управления многоквартирным домом. При этом также предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Исходя из установленных обстоятельств на момент вручения РЮА. уведомления о наличии задолженности по оплате электроэнергии, действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что на правоотношения между ОАО " "данные изъяты"" и РЮА. в части предоставления ей коммунальных услуг в виде электроснабжения распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
На основании пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:
- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
При этом пунктами 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, из приведенных положений законодательства прямо следует, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" при непосредственном управлении, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
Как указано в п.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N530 от 31.08.2006г., на применении которых настаивает ОАО "Кузбассэнерго", настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Таким образом, поскольку в данном случае отношения ресурсоснабжения связаны с предоставлением гражданам коммунальных услуг в сфере жилищных правоотношений, то на эти правоотношения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии регулируют гражданские правоотношения без учета особенностей, установленных жилищным законодательством, поэтому не могут применяться в отношениях с гражданами - потребителями коммунальных услуг в виде электроснабжения.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в число коммунальных услуг входит электроснабжение.
Подпунктом "а" пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Согласно статье 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
С учетом того, что в уведомлении для оплаты задолженности был предоставлен срок в 15 дней, а не 1 месяц, и в последующем никаких уведомлений РЮА. больше не направлялось, как это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, суд сделал правильный вывод о том, что при введении режима полного ограничения потребления электрической энергии РЮА ОАО " "данные изъяты"" были нарушены требования пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N 307, а Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года, ОАО " "данные изъяты" руководствовался необоснованно.
При разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, подлежащего применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО " "данные изъяты"", являясь ресурсоснабжающей организацией, не выступает "исполнителем", как это указано в п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю представляются коммунальные услуги, вследствие чего при форме управления многоквартирным домом - непосредственное управление - порядок энергоснабжения граждан регулируется "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ N530 от 31.08.2006 года, отклоняются судебной коллегией по вышеприведенным основаниям.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, которые не были бы предметом рассмотрения суда и которым не дана надлежащая правовая оценка в решении, апелляционная жалоба не содержит. Доводы жалобы основаны на ином толковании и применении норм материального права, с чем судебная коллегия не может согласиться.
Поскольку каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, то у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО " "данные изъяты"" без удовлетворения.
Председательствующий: Пискунова Ю.А.
Судьи: Третьякова В.П.
Гребенщикова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.