Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Чудиновой Т.М. и Раужина Е.Н.,
при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новокузнецка Ахунзяновой Р.Д. (доверенность от 10.01.2012 года) на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 февраля 2012 года
по иску К. к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Требования мотивированы тем, что она является матерью несовершеннолетнего Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, был поставлен на учет в Комитет образования и науки г. Новокузнецка (по Новоильинскому району) для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования.
В результате работы комиссии по распределению путевок в МДОУ г. Новокузнецка в 2010 и 2011 годах ее сыну было отказано в получении путевки для определения его в качестве воспитанника в МДОУ г. Новокузнецк.
ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в Комитет образования и науки г. Новокузнецка по Новоильинскому району с заявлением о предоставлении сыну путевки для определения его в качестве воспитанника в МДОУ г. Новокузнецка в группу полного дня.
Истица считает, что с сентября 2010 года и по настоящее время Комитетом образования и науки г. Новокузнецка в лице отдела образования Новоильинского района в отношении несовершеннолетнего сына были неоднократно совершены неправомерные действия, которые выразились в отказе в предоставлении сыну доступа к бесплатному дошкольному образованию; наложено ограничение на гарантированную государством общедоступность бесплатного дошкольного образования, что фактически привело к закрытию для сына доступа к вышеуказанному образованию и повлекло за собой нарушение его конституционных прав и свобод.
В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования "закрытие для кого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени или типа" а также "ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования" является дискриминацией и признается недопустимым. Европейской Конвенцией о защите прав человека и протоколами к ней, а также Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами Российской Федерации запрещается отказ в доступе к образованию.
Однако ее сыну Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Комитетом образования и науки г. Новокузнецка было неоднократно отказано в получении доступа к бесплатному дошкольному образованию.
Организация общедоступного образования на территории муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления, исполнительным органом которого на территории города Новокузнецка является Администрация г. Новокузнецка. Создание Администрацией г. Новокузнецка структурного подразделения - Комитета образования и науки, в полномочия которого входит решение вопросов в области образования, не освобождает Администрацию г. Новокузнецка от исполнения обязанностей, возложенных на нее в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Истица просила суд обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в группе полного дня в МДОУ N г. Новокузнецка либо в любом другом, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания Н., в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
В судебном заседании истица на требованиях настаивала.
Представитель Администрации г. Новокузнецка и Комитета образования и науки г. Новокузнецка Дериглазов В.А. (доверенности от 06.02.2012 г. и от 16.08.2011 г.), иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 февраля 2012 года постановлено:
Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ " Ц" "данные изъяты" в группе полного дня в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка Ахунзянова Р.Д. (доверенность от 10.01.2012 года) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что, делая вывод о том, что Администрация города Новокузнецка является надлежащим ответчиком, суд не учел, что действующим законодательством (Федеральным законом от 06.10.2002 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании") не предусмотрена обязанность предоставлять место в конкретном дошкольном образовательном учреждении.
По вопросу предоставления места в другие детские сады истица не обращалась ни в Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка, ни в Администрацию города Новокузнецка.
Органами местного самоуправления Новокузнецкого городского округа принимаются все возможные меры для организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа в пределах предусмотренных бюджетом города денежных средств.
Отсутствие места в МДОУ " Ц" и наличие очереди в указанное дошкольное учреждение нельзя расценить как неисполнение Администрацией города Новокузнецка обязанности обеспечения доступного дошкольного образования в отношении несовершеннолетнего Н..
Суд не учел, что истица не обращалась в Администрацию города Новокузнецка с вопросом о предоставлении ее сыну места в муниципальном дошкольном учреждении - МДОУ N, а обращалась в Комитет образования и науки Администрации города, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
В компетенцию Комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка входит организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Новокузнецкого городского округа.
В письме Отдела образования Новоильинского района Комитета образования Администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ N истице не отказывают в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении - МДОУ N, а указывают, что вопрос будет рассматриваться при комплектовании учреждений на 2012-2013 учебный год в порядке очереди. В процессе рассмотрения истцу была предложена возможность реализации права на получение бесплатного дошкольного образования, истец отказался от него.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе. Комплектование муниципальных дошкольных учреждений свыше установленной численности является грубейшим нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги ответственным за организацию предоставления муниципальной услуги является Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка.
Судом первой инстанции необоснованно подменяются понятия "бесплатное дошкольное образование" и "предоставление места в дошкольном образовательном учреждении".
Согласно заявленным требованиям истица просит о предоставлении доступа к дошкольному образованию в виде получения места в конкретном дошкольном образовательном учреждении - МДОУ N с тем, чтобы его ребенок мог находиться в данном образовательном учреждении целый день (в группе полного дня), то есть о предоставлении несовершеннолетнему Н. социальной услуги в виде присмотра и ухода.
При этом действующим законодательством предусмотрено право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование и не предусмотрена общедоступная и бесплатная услуга по присмотру и уходу за детьми.
К. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Администрации г. Новокузнецка Ахунзянову Р.Д. (доверенность от 10.01.2012 г.) и представителя Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка Дериглазова В.А. (доверенность N3211 от 16.08.2011 г.), поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда отменить, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666, действовавшего до 30.04.2012 г., в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", согласно п.п. 25,26 которого, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дошкольные образовательные учреждения функционируют в соответствии с нормами о комплектовании.
В г. Новокузнецке действуют Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, на основании которых прием детей в Учреждение осуществляется в порядке очередности.
Пунктом 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п. 2.1.3. Положения о Комитете образования и науки Администрации города Новокузнецка", утвержденного Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 N 6/103, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Новокузнецка, является одной из основных задач Комитета, является отраслевым органом Администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Новокузнецка от 30 июня 2010 г. N 66, в соответствии со ст. 39 Устава г. Новокузнецка, сводным реестром муниципальных услуг (работ) города Новокузнецка, утвержденным Постановлением Главы города Новокузнецка от 22.12.2009 N 92, Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (работ), утвержденным Постановлением Главы города Новокузнецка от 22.12.2009 N 93, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
Указанным регламентом предусмотрены административные процедуры постановки на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, согласно которым:
3.1. Прием заявлений, постановка на учет детей, претендующих на устройство в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
3.1.1. Для формирования списков детей, претендующих на устройство в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, (далее - Учреждение) районными отделами образования Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка (далее - отделы образования) ведется очередность.
3.1.2. Отделы образования осуществляют прием письменных заявлений родителей (законных представителей) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту. К заявлению прилагаются копии свидетельства о рождении ребенка, справки, подтверждающие преимущественное право на зачисление ребенка в Учреждение.
3.1.3. Заявления регистрируются в "Журнале учета заявлений на предоставление места в Учреждении", листы которого нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью отдела образования.
3.1.4. Отдел образования учитывает желание родителей (законных представителей) в выборе Учреждения при наличии в нем свободных мест, но вправе предоставить место в любом другом Учреждении района.
3.1.5. Формирование списков на комплектование Учреждений на новый учебный год производится из числа детей, стоящих на очереди, в сроки с 1 апреля по 1 июля ежегодно.
3.1.6. На период формирования списков детей для зачисления в Учреждения с 1 апреля по 1 июля каждого года приостанавливается прием заявлений на постановку на очередь.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном К., что подтверждается свидетельством о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет для определения в муниципальное образовательное учреждение в МДОУ " Ц", реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
К. обращалась с письменным заявлением в отдел образования Новоильинского района по вопросу предоставления места в детском саду.
На данное обращение истицей был получен ответ за N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей населения в услугах дошкольных учреждений.
Как следует из ответа, на период правил приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования прием детей в Учреждение осуществляется в порядке очередности. На период комплектования учреждения на 2011-2012 учебный год очередь Н. была общая - 290, среди детей 2009 года рождения - 74.
На 2011-2012 учебный год в детский сад было принято 78 детей из них 14 детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 9 детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения выбыли из очереди по разным причинам. После комплектования детского сада N на 2011-2012 учебный год очередь Н. стала: общая -201, среди детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения -51.
Также сообщено о том, что вопрос о предоставлении места Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будет рассматриваться при комплектовании учреждений на 2012-2013 учебный год в порядке очереди.
Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что основанием для непредставления места несовершеннолетнему Н. послужило действительное отсутствие свободных мест в детском МДОУ " Ц" на 2011-2012 учебный годы.
При этом судом не установлено, что действия Отдела образования Новоильинского района Комитета образования и науки Администрации г. Новокузнецка по комплектованию МДОУ " Ц" в 2011 - 2012 годах не соответствовали вышеприведенным правовым актам, которыми предусмотрен порядок их осуществления. Каких-либо нарушений при комплектовании указанного учреждения также выявлено не было.
Между тем, разрешая требования по существу, и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Администрацию города Новокузнецка обязанности по предоставлению ее сыну Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступа к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении города.
Вывод суда основан на том, что ответчиком необоснованно не было предоставлено возможности для реализации права истицы на получение доступа к бесплатному дошкольному образованию ее ребенку, тогда как такое право гарантировано законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они постановлены без учета юридически значимых обстоятельств по делу.
В соответствии с положениями ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация К. конституционных прав ее сына на бесплатное дошкольное образование должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Н., либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Предоставление места в детском саду Н., стоящему в общей очереди в МДОУ " Ц" под N 201, в очереди детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения - N51, повлечет за собой нарушение прав детей, которые были поставлены в очередь ранее Н..
Данные аспекты судом первой инстанции не были учтены, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Равным образом судом первой инстанции не учтены обстоятельства того, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010), которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в МДОУ детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к МДОУ вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оснований для предоставления несовершеннолетнему Н. как первоочередного, так и внеочередного места в МДОУ " Ц", не имелось.
Из дела объективно усматривается, что истице не отказано в реализации права ее сына Н. на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, предоставление истице места для ее сына незамедлительно повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение, т.е. права истицы и ее ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не нарушено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований также не имелось.
Каких-либо иных доказательств, а также законных оснований, предусматривающих, что Н. незамедлительно должен быть обеспечен местом именно в МДОУ " Ц" не имеется.
Ссылки истицы на ее право на труд, а также на затруднительное материальное положение семьи не свидетельствует о незаконности действий ответчиков.
При таком положении, решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене по основаниям п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что собранные по делу доказательства позволяют установить все обстоятельства, юридически значимые для разрешения спорных правоотношений, то судебная коллегия считает возможным, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К., принимая при этом во внимание вышеизложенные правовые основания, по которым заявленные требования не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 февраля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении требований К. к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказать.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Т.М. Чудинова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.