Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Ветровой Н.П., Молчановой Л.А.
при секретаре: Донцовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Новокузнецк на решение Центрального районного суда г.Новокузнецк от 23 января 2012 года по иску прокурора Центрального района г.Новокузнецк в интересах Лазаревой О. Г., Федотовой К.О., Лазарева И.В. к администрации "адрес" о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка обратился в суд в интересах Лазаревой О. Г., Федотовой К.О., Лазарева И.В. с иском к администрации "адрес" и с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда- жилого дома, расположенного по "адрес" в "адрес", не принятию мер по предоставлению гражданам жилых помещений взамен непригодных для проживания; выселить истцов из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"10, с одномоментным предоставлением им при выселении изолированного благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из 2-х комнат, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 33,5 кв.м., в черте "адрес"; установить срок для совершения указанных действий с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой "адрес" в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства проведена проверка по факту нарушения жилищных прав жителей дома по "адрес" в "адрес" администрацией "адрес", в ходе которой установлено, что Лазаревой О. Г. проживает по "адрес" - 10 в "адрес" совместно с сыном Лазарева И.В., дочерью Федотовой К.О. на основании ордера N, выданного ДД.ММ.ГГГГ Объектом найма является изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 33,5 кв.м. Указанное жилое помещение не приватизировано, является муниципальной собственностью. Жилой "адрес" в "адрес" заключением Межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом, расположенный по адресу "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании ст.86,87,89 ЖК РФ жителям "адрес" администрацией "адрес" должны быть предоставлены другие благоустроенные жилые помещения. Однако администрацией города мер по переселению граждан не принято. До настоящего времени другие благоустроенные жилые помещения не предоставлены, вследствие чего жители дома продолжают проживать многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Помощник прокурора "адрес" Казарова А.А., Лазаревой О. Г., действующая в своих интересах и как законный представитель в интересах Лазарева И.В., Федотовой К.О. исковые требования поддержали.
Представитель администрации "адрес" Козик М.А. исковые требования не признала.
Решением суда постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации "адрес", выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного по "адрес", непринятию мер по предоставлению Федотовой К.О., Лазарева И.В. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Обязать администрацию "адрес" предоставить Федотовой К.О., Лазарева И.В. одно на двоих изолированное благоустроенное жилое помещение - квартиру в "адрес", состоящую не менее чем из 2-х комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м.
В удовлетворении исковых требований "адрес" в интересах Лазаревой О. Г. отказать.
В удовлетворении исковых требований "адрес" в оставшейся части отказать.
В апелляционной жалобе представитель администрации "адрес" Козик М.А.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N) просит решение суда в части предоставления жилого помещения отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд незаконно обязал администрацию "адрес" предоставить истцам жилое помещение площадью не менее 26 кв.м., поскольку в силу ст.89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 33,5 кв.м.
Суд необоснованно пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеет правового значения для разрешения дела.
Данный вывод суда противоречит ст.57,52,49 ЖК РФ.
Суд не выяснил, относятся ли истцы к категории малоимущих граждан. При таких данных оснований для возложения на администрацию "адрес" обязанности по предоставлению жилья на основании ст.57 ЖК РФ не имеется.
Суд в нарушение ст.39 ГПК РФ самостоятельно изменил основание иска, поскольку истцы просили предоставить квартиру на основании ст.89 ЖК РФ.
Согласно п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрация "адрес" обязана в первую очередь организовать снос и расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ, а затем может использовать поступающие финансовые средства на снос и расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом по "адрес" комиссии аварийным, подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ
У администрации "адрес" в настоящее время нет финансовой возможности и законных оснований расселить жильцов дома по "адрес" и предоставить им жилые помещения согласно действующему законодательству.
Также суд не учел, что расселение жильцов дома по "адрес" во внеочередном порядке в настоящее время, повлечёт нарушение прав других граждан, проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с 2006 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора отдела прокуратуры "адрес" Тверикину Н.Н., полагавшую что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч.2 п.1).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления(ч.5 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, Федотова О.Г. (после регистрации брака Лазаревой О. Г.) является нанимателем жилого помещения в "адрес"10 на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ В указанном жилом помещении проживает и зарегистрирована совместно с сыном Лазарева И.В. и дочерью Федотовой К.О.(л.д.26).
На основании заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу(л.д.14).
Однако в перечень жилых домов, подлежащих сносу, указанный дом не включен.
Согласно ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Постановлением Совета народных депутатов "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 86 ЖК Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как следует из положений ст. 89 ЖК РФ она подлежат применению при обращении с иском о выселении граждан органа государственной власти или органа местного самоуправления. По данному делу с иском в интересах граждан обратился прокурор о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности жилого помещения для проживания. Непригодность подтверждена соответствующими заключениями компетентных органов, суд мотивировал свои выводы относительно применения норм ст.57 ЖК РФ тем, что требования заявлены прокурором в интересах граждан о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности для проживания.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление им жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 ЖК, т.е. вне очереди, является обоснованным.
Довод жалобы о том, что истцы не состояли и не состоят на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку было установлено, что спорный жилой дом признан аварийным, другого жилого помещения истцы, кроме Лазаревой О. Г. не имеют, поэтому нуждаются в жилом помещении во внеочередном порядке.
Доводы о недостаточности финансирования из федерального бюджета для переселения граждан из ветхих домов, являются несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, жилые помещения гражданам по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
Поэтому ссылка в жалобе на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не может быть принята во внимание.
Доводы, изложенные в жалобе о самостоятельном изменении судом оснований иска, также не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" указано, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон, следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Разрешая дело, су "адрес" инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, рассмотрел дело в соответствии с нормами процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецк от 23 января 2012 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную
жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий: Першина И.В.
Судьи: Молчанова Л.А.
Ветрова Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.