Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Курпас И.С., Ветровой Н.П.
с участием прокурора Чичина С.С.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района на решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 марта 2012 года
по делу по иску прокурора Промышленновского района в интересах Очередным Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по не предоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную льготу в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Очередного Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по не предоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную льготу в полном объеме.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки было установлено, что, предоставляя льготу Очередному Н.П., который является инвалидом "данные изъяты", и для которого согласно действующему законодательству предусмотрены меры социальной поддержки в виде снижения оплаты за холодное водоснабжение, МУ "Управление социальной защиты населения" учитывается не весь объем потребляемой льготником холодной воды согласно установленным органами местного самоуправления нормативам потребления, исключается при этом расход воды на баню, полив приусадебных участков.
Предоставление льготы в таком объеме нарушает права гражданина, отнесенного к льготной категории, и не основано на законе.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей -инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Отказ в предоставлении льготы по оплате за холодное водоснабжение в части норматива расхода воды на баню, полив приусадебного участка, мотивированный тем, что вода на использование в указанных целях поступает не в жилое помещение, а в подсобное, не основан на законе, поскольку вышеназванные нормативные акты связывают предоставление льгот по расходам на водоснабжение с удовлетворением определенных потребностей (физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных), и не ставит это в зависимость от того, в жилое помещение вода поступает, либо в подсобное.
В судебном заседании прокурор Мугинова О.М. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Очередной Н.П. в судебном заседании также просил исковые требования удовлетворить.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района Степанова Н.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48), в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что размер оплаты коммунальных услуг, если имеется счетчик, исчисляется согласно индивидуальному прибору учета. Инвалидам предоставляется льгота - 50% на оплату жилого помещения и на оплату коммунальных услуг. У Очередного Н.П., согласно предоставленным справкам, имеется индивидуальный прибор учёта. Оплата производится согласно показаниям этого прибора, следовательно, и компенсация на оплату коммунальных услуг должна предоставляться в размере 50% от потребленных коммунальных услуг, причитающихся на долю инвалида. УСЗН предоставляет компенсацию согласно установленному нормативу на жилое помещение, так как показания счетчика Очередной Н.П. не предоставлял. Но, согласно справкам, потребление услуги у Очередного Н.П. ниже норматива, то есть меньше того, что ему оплачивает УСЗН, следовательно, Очередному Н.П. оплатили больше, чем положено по закону.
Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 марта 2012 года постановлено: "Заявленные исковые требования прокурора Промышленновского района Кемеровской области в интересах Очередным Н.П. к Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области о признании незаконными действий по не предоставлению льготы в виде снижения на 50% оплаты за холодное водоснабжение и обязании предоставить данную, льготу в полном объёме удовлетворить.
Признать незаконными действия Муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области по не предоставлению Очередным Н.П. в полном объёме льготы по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов" в виде компенсации оплаты холодного водоснабжения в размере 50% от всего норматива водопотребления.
Признать за Очередным Н.П. право на получение льготы по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов" в виде скидки в размере 50% на оплату холодного водоснабжения от всего норматива водопотребления.
Обязать Муниципальное учреждение "Управление социальной защиты населения" Промышленновского района Кемеровской области предоставить Очередным Н.П. в полном объёме льготу по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов" в виде скидки в размере 50% на оплату холодного водоснабжения от всего норматива водопотребления, в том числе на баню и на полив приусадебного участка.".
В апелляционной жалобе начальник Управления социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района Мясоедова Т.В. просит решение суда отменить. Полагает, что суд необоснованно при вынесении решения руководствовался Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку у Очередного Н.П. установлен прибор индивидуального учета воды, а значит нормативы потребления коммунальных услуг в данном случае не применимы.
Ссылаются на п. 16 данных правил, в соответствии с которыми при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Не согласны с выводом суда о том, что водоснабжение, установленное для водопотребления в бане и для полива приусадебного участка используется для личного потребления и относится к коммунальным услугам. Ссылаются на п. 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии с которым состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодного водоснабжения - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. В связи с чем считают, что скидка должна предоставляться на оплату холодного водоснабжения, используемого непосредственно в жилом помещении.
Указывают, что в соответствии с п. 31 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат утвержденных Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 24.12.2008 N 571 граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг, в случаях превышения фактического объема потребления коммунальных услуг нормативов потребления вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом компенсации. Перерасчет размера компенсации производится при представлении гражданином копий документов (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены) о начисленной плате за коммунальные услуги за прошедшие месяцы, но не ранее дня возникновения права на компенсацию. Инвалид Очередной Н.П. в Управление социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района квитанции о начисленной плате за коммунальные услуги не предоставлял и за перерасчетом компенсации по водоснабжению ни разу не обращался.
Помощником прокурора Промышленновского района Мугиновой О.М. на апелляционную жалобу принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Очередной Н.П. в удовлетворении жалобы возражал. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание уполномоченных представителей в судебное заседание не направили. Извещены.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав истца, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Очередной Н.П. согласно удостоверению (л.д. 14-15) является инвалидом "данные изъяты" проживает в "адрес". Жилой дом оборудован канализацией, ванной, имеет приусадебный участок и баню для личного пользования.
Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Из сведений, имеющихся в справке N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) и в справке на л.д. 10 следует, что Очередному Н.П. предоставляется льгота по оплате за холодное водоснабжение из расчета норматива потребления "данные изъяты" в размере "данные изъяты" что соответствует расчету: ( "данные изъяты". * "данные изъяты" * 50%, где "данные изъяты" - установленный тариф, "данные изъяты" - установленный норматив потребления для жилого дома с канализацией и ванной, 50% - размер предоставляемой льготы.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что для определения размера предоставляемой льготы подлежит учету норматив потребления холодного водоснабжения, установленный для потребления в жилом доме, в бане, и на полив приусадебного участка в летний период в расчете на 1 сотку. Действия ответчика по расчету предоставляемой льготы исходя из норматива, установленного для потребления в жилом доме (без учета норматива потребления, установленного для бани и полива приусадебного участка) признаны незаконными.
Указанные выводы суда судебная коллегия полагает обоснованными, постановленными в соответствии с нормами материального права, доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки (абз. 13 ст. 28.2 ФЗ N 181-ФЗ).
В п. 22 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27 июля 2005 года N 99-0З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки урегулирован Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.08.2008г. N 310 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан" и "Положением о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат", утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 N 571. Согласно которым компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.
Согласно указанному "Положению" компенсация предоставляется на основании заявления граждан, имеющих право на её получение (п. 8 Положения), при предоставлении документов, установленных в пункте 11 "Положения". При этом согласно указанному в Постановлении перечню документов, предоставление платежных документов, подтверждающих сведения об объеме фактически потребленных и оплаченных коммунальных услуг не требуется.
Согласно пункту 25 указанного "Положения" размер компенсации состоит из размеров компенсаций за каждый вид жилищно - коммунальных услуг. Размер компенсации за водоснабжение определяется исходя из норматива потребления предоставленных коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги.
При этом, в указанных нормативных катах отсутствует указание, что компенсация предоставляется в пределах фактического потребления каждого вида коммунальных услуг. Кроме того, согласно п. 31 и 33 "Положения" граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг без ограничения нормативами потребления, имеют право на перерасчет размера компенсации в случае превышения фактического объема потребления коммунальных услуг нормативов потребления. Перерасчет компенсации в связи с потреблением услуг ниже установленных нормативов не предусмотрен.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в соответствии с которыми нормативы потребления устанавливаются в зависимости от степени благоустройства жилого дома (п. 9 "Правил?"). Согласно п. 27 "Правил?" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно - гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 к решению Совета народных депутатов Калинкинского сельского поселения от 25.11.2010г. N 11 "Об утверждении нормативов потребления и размера платы населения за жилищно - коммунальные услуги" установлены нормативы потребления холодного водоснабжения, в частности: норматив потребления в жилом доме, оборудованном водопроводом, канализацией, ванной, без горячей воды; в бане (на одного человека); на полив приусадебных участков в летний период времени за 1 сотку в месяц. Таким образом, установлен норматив потребления с учетом комфортности жилого помещения, санитарно - гигиенических потребностей, хозяйственных нужд.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о том, что при определении размера компенсации подлежит учету норматив потребления, установленный для потребления в бане и для полива приусадебного участка, предоставления льготы без учета указанных нормативов неправомерно.
Доводы жалобы, основанные на том, что у истца установлены приборы индивидуального учета и размер предоставляемой компенсации превышает размер льготы (50%) рассчитанной исходя из фактически потребленного объема холодной воды, не является основанием к отмене судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда.
Доводы жалобы о том, что норматив потребления должен быть учтен только исходя из норматива, установленного для жилого помещения, также не является основанием для отмены решения суда, указанные доводы были предметом оценки в суде первой инстанции, с выводами суда, указанными в решении суда судебная коллегия согласна.
Доводы жалобы о том, что Очередной Н.П. не обращался с заявлением о перерасчете компенсации, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку вопрос о взыскании денежной компенсации не разрешался судом в рамках рассматриваемого гражданского дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Между тем, с учетом замены ответчика правопреемником, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, правильно указав в решении суда наименование ответчика - Управление социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 22 марта 2012 года изменить, указав в решении суда наименование ответчика - Управление социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального района, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной зашиты населения администрации Промышленновского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Э.Евтифеева
Судьи: И.С. Курпас
Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.