Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Ветровой Н.П., Молчановой Л.А.
при секретаре: Донцовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Волкова В.С. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 марта 2012 года по заявлению Волкова В.С. об оспаривании решения комиссии по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых жилищных займов и жилищных субсидий,
УСТАНОВИЛА:
Волков B.C. обратился в суд с заявлением о признании решения Муниципального казенного учреждения "Комитет по жилищным вопросам" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязании восстановить их очередность в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он и его супруга Волкова О.С. решением комиссии по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых жилищных займов и жилищных субсидий Муниципального учреждения "Комитет по жилищным вопросам" "адрес" как молодая семья в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по федеральной целевой программе "Жилище" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за порядковым N.
Решением указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ они были сняты с учета как нуждающиеся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Считает, что законных оснований для принятия решения о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не имелось, поскольку иных жилых помещений для проживания ни у него, ни у членов его семьи не имеется.
Волкова В.С., Волкова О.С. заявленные требования поддержали.
Представитель Муниципального казенного учреждения "Комитет по жилищным вопросам" "адрес" Тамачакова О.Г. против удовлетворения заявления возражала.
Представитель Муниципального казенного учреждения "Управление образования Междуреченского городского округа" в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
В удовлетворении заявления Волкова В.С. об оспаривании решения комиссии по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых жилищных займов и жилищных субсидий отказать в полном объёме.
В апелляционной жалобе Волкова В.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд необоснованно принял во внимание пояснения представителя МКУ "Комитет по жилищным вопросам" Тамачакова О.Г. об ошибочном включении его семьи в список семей-претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку материалами дела- выпиской из протокола МС-81 от ДД.ММ.ГГГГ-подтверждено признание его семьи нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
То обстоятельство, что Волкова О.С. проживает по адресу: "адрес" не соответствует действительности. Он и члены его семьи проживают по адресу: "адрес" в арендуемой квартире. Данный факт не рассматривался и не был установлен судом.
Суд не учел, что регистрация места жительства Волкова О.С. дает право пользования жилым помещением, но не дает права собственности со всеми вытекающими правами.
Суд не учел, что состав его семьи состоит из трех членов семьи: он, его жена Волкова О.С. и их сын Волков М.В.
На апелляционную жалобу представителем Муниципального казенного учреждения "Комитет по жилищным вопросам" Тамачакова О.Г.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ч.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, Волков B.C., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Волкова О.С., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, состоят в зарегистрированном браке с N. (л.д.21). Имеют общего ребенка- сына Мирона, ДД.ММ.ГГГГгода рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Волков B.C. были поданы документы в отдел бюджетных займов и субсидий МУ "Комитет по жилищным вопросам" "адрес" для постановки семьи на очередь для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Решением комиссии N МС-81 от ДД.ММ.ГГГГ они были включены в список участников программы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" по "адрес" (лд.14).
Решением комиссии NМС-19 от ДД.ММ.ГГГГ семья Волков была исключена из списка участников указанной подпрограммы (лд.42-49).
Отказывая в удовлетворении заявления Волкова В.С., суд указал, что на момент обращения Волкова О.С. и Волкова В.С. с заявлением о постановке семьи на очередь для получения субсидии в рамках реализации указанной программы, они не являлись нуждающимися в предоставлении жилого помещения, поскольку были обеспечены другим жильем, и не могли быть участниками данной программы. С выводом суда судебная коллегия согласна.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство стоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой входит Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. Средства на реализацию этой Подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 13.05. 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6).
Согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Сопоставительный анализ приведенных норм закона приводит к выводу о том, что каких-либо положений, отменяющих, изменяющих основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не содержится. Не изменяется и принцип определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, сформулированный пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В такой ситуации у суда не было оснований вести речь об установлении иного правового регулирования абз.1 п. 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы"), в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N), соответствуют содержанию Правил от ДД.ММ.ГГГГ N и в том числе согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п.18 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N и п.18 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Как установил су "адрес" инстанции и следует из материалов дела, Волков B.C. является собственником 1\4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес" в "адрес"(л.д. 21), общей площадью 66.4 кв.м.(л.д.29). Заявитель зарегистрирован в данной квартире. В квартире проживают всего 5 человек(л.д.28)
Согласно справке на л.д.26 Волкова О.С. проживает в квартире, расположенной по "адрес" в "адрес", принадлежащей на праве собственности Болдыревой Н.В.(л.д.27). "адрес" квартиры составляет 77.5 кв.м. В квартире зарегистрированы 3 человека.(л.д.26).
Таким образом, на Волкова В.С. в указанной квартире приходится 14.1 кв.м., на Волкова О.С. -25,8 кв.м., а на каждого члена их молодой семьи, включая их ребенка, исходя из суммарной площади названных жилых помещений, по 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную постановлением Междуреченского городского Совета народных депутатов от 27.12. 2005 г., в размере 12.5 кв.м.
При таких данных суд обоснованно указал, что Волков B.C. и Волкова О.С. не являлись и не являются нуждающимися в предоставлении жилья, в связи с чем не могли являться участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и обоснованно исключены из числа ее участников.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что семья Волков не проживает в указанных квартирах, своего жилья не имеет, проживает в арендуемом жилом помещении, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что супруги Волков отказались соответственно от права собственности или от права пользования указанными выше жилыми помещениями или их права были прекращены по иным основаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, законность принятого судом решения, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, что в силу ст.330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16
марта 2012 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий- Першина И.В.
Судьи- Ветрова Н.П.
Молчанова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.