Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 06 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Третьяковой В.П., Гордиенко А.Л.
при секретаре: Арикайнен Т.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ШАА на решение "данные изъяты" Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ года
по иску Прокурора "данные изъяты" Кемеровской области в защиту интересов ШАА к Администрации "данные изъяты" района о предоставлении вдове ветерана Великой Отечественной войны жилого помещения
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах ШАА к Администрации "данные изъяты" района. Просил признать ШАА нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию "данные изъяты" предоставить ей благоустроенное жилое помещение, имеющее централизованное отопление, водопровод и канализование, соответствующее требования жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок исполнения вышеуказанных действий - 3 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы, что прокуратурой района по обращению ШАА. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны на территории "данные изъяты", в ходе которой установлено следующее.
ШАА ДД.ММ.ГГГГ.р., является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном жилом помещении в "адрес"
Решением жилищной комиссии "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ. ШАА. отказано в поставке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В соответствии со ст. 4, ч. 3 ст. 10, п.4 ч.1 ст. 14. 23.2 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах" членам семей умерших участников войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом "О ветеранах", субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки.
Согласно ст. 1 и cт. 2 Закона Кемеровской области N 3 -ОЗ от 28.01.2010г. "Об обеспечении жильем ветеранов" участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) Либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений.
На территории "данные изъяты" уполномоченным органом, обязанным в соответствии с Законом Кемеровской области N3-ОЗ от 28.01.2010г. "Об обеспечении жильем ветеранов" предоставлять жилые помещения участникам Великой Отечественной войны является Администрация "данные изъяты" района.
Между тем, вдове участника ВОВ - ШАА., нуждающейся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени уполномоченным органом местного самоуправления жилое помещение не предоставлено.
Заместитель прокурора "данные изъяты" ШАА. в интересах ШАА отказался от исковых требований
ШАА в судебное заседание не явилась.
Представитель Администрации "данные изъяты" ТВА. действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласна.
Решением "данные изъяты" суда Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокурора "данные изъяты" области в защиту интересов ШАА. к Администрации "данные изъяты" района о предоставлении вдове ветерана Великой Отечественной войны жилого помещения отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе ШАА. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что она не была надлежащим образом извещена о проведении судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в законодательстве РФ прописано, что аварийным является жилье с 65% износа (деревянные здания), а также жилые помещения, имеющие деформацию стен и фундаментов. ДД.ММ.ГГГГ на основании проверки комиссии был составлен акт о пригодности к проживанию жилого помещения, с которым ее не ознакомили, и ей данный акт подписан не был. Процент износа дома не известен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя Администрации "данные изъяты" района ФЮВ., действующую на основании доверенности, полагавшую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения.
В качестве меры социальной поддержки п. 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ч. 3, ч. 11 ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 1 и ст. 2 Закона Кемеровской области "Об обеспечении жильем ветеранов" N 3-03 от 28.01.2010 мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет 1 марта и после 1 марта 2005 года, если они в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов предоставляется в форме предоставления жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений.
Судом установлено, что ШАА ДД.ММ.ГГГГ.р. является членом семьи (супругой) ветерана Великой Отечественной войны ШАЯ., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что по договору социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ. ШАА является нанимателем и проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 46,9 кв.м., расположенной на 1 этаже одноэтажного деревянного жилого дома по адресу: "адрес" с печным отоплением, водопровод и канализация в доме отсутствуют.
Как следует их Акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., подписанного нанимателем, жилое помещение по адресу: "адрес" передавалось в пригодном для проживания в нем состоянии.
В мае ДД.ММ.ГГГГ ШАА. обратилась в администрацию "данные изъяты" района с требованием предоставить ей жилое помещение, как вдове ветерана ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в доме разъезжается крыша, отсутствует водопровод, баня, туалет, а сама она, являясь инвалидом 2 группы не в состоянии самостоятельно содержать дом в надлежащем состоянии.
По заявлению ШАА. ДД.ММ.ГГГГ г. была произведена проверка ее жилищных условий, в ходе которой установлено, что в доме необходимо восстановить вертикальность стены, стянуть металлическими связями или зафиксировать их в исходном состоянии, заменить элементы бруса под окнами, выполнить текущий ремонт коробок и рам оконных заполнений, отремонтировать печь, косметический ремонт в доме, побелку, покраску, ремонт крыльца, устранить течь веранды.
В установленном законом порядке непригодным для проживания жилое помещение, занимаемое ШАА., не признавалось.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано администрацией "данные изъяты" района Кемеровской области в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области были выданы Предписания N и N соответственно Главе администрации "данные изъяты" территории о проведении работ по устранению выпучивания простенков стен из бруса, восстановлению вертикальности стен, стяжке продольных стен металлическими связями или фиксации их в исходном состоянии, замене элементов бруса под окнами, выполнению текущего ремонта коробок и рам оконных заполнений.
Из акта обследования жилого помещения по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года, и Заключения межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания следует, что для поддержания эксплуатационных показателей необходимо провести ремонт: стянуть и закрепить в исходном положении продольные стены дома в месте межквартирной перегородки, восстановление эксплуатационных качеств стен, конопатка стен, угловых соединений, ремонт крыльца веранды, ремонт оконных блоков, элементов электропроводки, ремонт печного очага.
Содержание акта обследования жилого помещения свидетельствует о том, что занимаемое ШАА. жилое помещение непригодным для проживания не признано.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ШАА не может быть признана судом нуждающейся в улучшении жилищных условий, и отсутствии оснований для возложения на администрацию "данные изъяты" района обязанности по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения, имеющего централизованное отопление, водопровод и канализование, соответствующего требованиям жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании чего отказал в удовлетворении исковых требований.
С данным выводом судебная коллегия согласна находит его законным и обоснованным.
Так согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
При этом в соответствии с пунктом 12 указанного Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, с учетом того, что решением комиссии жилое помещение не было признано непригодным для проживания, истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах".
Довод апелляционной жалобы, что она не была ознакомлена с решением жилищной комиссии "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не основан на материалах дела, поскольку данный отказ оформлен ответом администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области на обращение (л.д.10).
Не может быть принят во внимание судебной коллегии довод апелляционной жалобы относительно отказа прокурора от исковых требований, поскольку данный отказ судом не был принят и спор разрешен по существу по всем заявленным требованиям.
Не являются основанием для отмены решения суда довод апеллянта относительно того, что она не была ознакомлена с актом обследования жилищных условий, поскольку обследование производилось в её присутствии, фактически результаты обследования не оспариваются. Относительного то, что жилое помещение является непригодным для проживания, доводы являются несостоятельными, поскольку предыдущие решения и результаты проверок жилищных условий не оспаривались, незаконными в установленном порядке не признавались, доказательства опровергающие их не представлялись. Следовательно, предусмотренные частью 2 статьи 35 ГПК РФ наступили последствия не исполнения истицей своих процессуальных обязательств, в том числе и по доказыванию.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что истица не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия находит заслуживающим внимания, поскольку о надлежащем извещении отсутствуют, однако, учитывая, что в материалах дела имеется заявление ШАА. о рассмотрении дела в ее отсутствие, судебная коллегия полагает, что данный довод не влияет на законность решения.
В силу части 6 статьи 330 ГПК РФ данное решение не может быть отменено по формальным соображениям, так как по существу решение об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным и иных нарушений норм процессуального права установлено не было, как и нарушений норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу ШАА. - без удовлетворения.
Председательствующий: Пискунова Ю.А.
Судьи: Третьякова В.П.
Гордиенко А.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.