Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Шаклеиной Г.Н., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Сергеевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе КУМИ г. Юрги в лице председателя Есенкова А.В.
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 февраля 2012 года
по заявлению Романова К.Г. о признании незаконным решения КУМИ г. Юрги об отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство,
УСТАНОВИЛА:
Романов К.Г. обратился в Юргинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Юрги об отказе в предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что дата он обратился в КУМИ Юргинского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка размером 1500 кв.м., расположенного в г. Юрге, микрорайон "Ягодка", для строительства жилого дома. Решением КУМИ Юргинского городского округа исх. N от дата ему было отказано в предоставлении земельного участка с мотивацией, что на основании заключения Комитета архитектуры Администрации г. Юрги от дата исх. N испрашиваемый им земельный участок расположен в зоне природного ландшафта (Р1).
Он не согласен с этим решением, поскольку оно противоречит действующему законодательству. На существующем Генеральном плане застройки г. Юрги данный участок расположен в микрорайоне "Ягодка", где запланировано строительство индивидуальных жилых домов.
Так в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка под строительство обеспечивает выбор земельного участка на основе документов гос. кадастра недвижимости с учетом градостроительных и иных условий.
дата утвержден Генеральный план развития городского округа.
В соответствии со ст. 18 п.1 п.п.З Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов. В соответствии со ст. 9 п.З Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии решений и реализации таких решений.
В соответствии со ст. 23 п.6 п.п.8 Градостроительного кодекса на картах (схемах), содержащих в генеральных планах отражаются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. На карте (схеме) Генерального плана г. Юрги отображены границы зоны расположения микрорайона "Ягодка". Заявитель запрашивал участок земли под строительство в границах данной зоны малоэтажной жилой застройки.
Правила землепользования и застройки города Юрги утверждены в 2007 году. Генеральный план города Юрги был утвержден в 2011 году.
Согласно ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования. Поскольку Генеральный план является документом территориального планирования, Правила землепользования и застройки должны соответствовать ему.
Это также подтверждается ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие генеральному плану городского округа.
После утверждения Генерального плана города в 2011 году Администрация города должна была его реализовать и привести Правила землепользования и застройки 2007 года в соответствие с Генеральным планом в соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса РФ - реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными, местной администрацией городского округа или нормативными правовыми актами местной администрации городского округа. В случае, если программы, решения органов местного самоуправления, предусматривающие создание объектов местного значения приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами, такие программы и решения подлежат в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования приведению в соответствие с ними.
Согласно статье 33 Градостроительного кодекса РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы изменений.
Таким образом, заявитель полагает, что невнесение необходимых изменений в Правила землепользования и застройки города Юрги - это упущение Администрации города, вместе с тем, на Генеральном плане города, который утвержден позднее, земельный участок, который он испрашивал для строительства дома, расположен в микрорайоне одноэтажной индивидуальной застройки "Ягодка", поэтому ссылка на Правила землепользования и застройки является в данном случае незаконной.
Поскольку нарушены права заявителя на получение земельного участка под строительство жилого дома в границах жилой застройки утвержденных Генеральным планом города, просит признать решение от дата исх. N об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, несоответствующим Градостроительному кодексу РФ, нарушающим его гражданские права.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципального имущества города Юрги, Иваницкая Е.Е., действующая на основании доверенности от дата (л.д.10), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Юрги в лице Комитета архитектуры Администрации г. Юрги, Скороходова Е.М., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 года (л.д.11) и Вейдаш О.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 года (л.д.38), поддержали позицию представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом, возражали против удовлетворения требований заявителя.
Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Дзик О.А., действующая на основании доверенности от дата (л.д.39), пояснила, что оценить возможность строительства в зоне природного ландшафта по Правилам землепользования представитель Роспотребнадзора не может, поскольку не является специалистом в данной области.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 февраля 2012 года постановлено:
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Юрги от дата исх. N об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г.
В апелляционной жалобе КУМИ г. Юрги в лице председателя Есенкова А.В. указывает, что с решением Юргинского городского суда Кемеровской области по делу N от дата не согласен по следующим основаниям:
Процедура, предусмотренная нормами муниципальных правовых актов, а также п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ не запускалась в связи с наличием безусловного заключения Карх о невозможности предоставления земельного участка.
Невозможность предоставления земельного участка для заявленных целей, изначально установленная Комитетом архитектуры Администрации г. Юрги исключает публикацию Карх информации о предоставлении земельного участка, так и всю дальнейшую процедуру по согласованию заявки, установленную Положением, и. как следствие, направление несогласованной заявки на рассмотрение комиссии по землепользованию.
В настоящем случае принятие решение об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г. нормативно правовыми актами органа местного самоуправления не отнесено к исключительной компетенции комиссии по землепользованию, поскольку только согласованная заявка направляется на рассмотрение названной комиссии.
В отсутствие иного органа, уполномоченного на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка, КУМИ г. Юрги, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, расположенными в границах Юргинского городского округа, а также на принятие решений о предоставлении земельных участков на правах, определенных земельным законодательством, письмом от дата N уведомил Романова К.Г. о невозможности предоставления земельного участки под строительство жилого дома.
На основании вышеизложенного, считает указанное решение КУМИ г. Юрги принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, при соблюдении прав и свобод граждан.
Полагает, в настоящем случае суд первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно не применил нормы закона, регламентирующего полномочия КУМИ г.Юрги и не содержащие заперт на принятие им решения об отказе в предоставлении земельного участка при получении от Комитета архитектуры несогласованной заявки и отсутствии иного органа, уполномоченного на принятие такого решения.
Просит отменить решение Юргинского городского суда Кемеровской области по делу N 2-371/2012 от 15.02.2012 года и принять новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы КУМИ г. Юрги в лице председателя Есенкова А.В., заслушав объяснения представителя КУМИ г.Юрги Иваницкую Е.Е. и представителя Комитета архитектуры г.Юрги Вейдаш О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Романова К.Г., полагавшего, что доводы жалобы не подлежат удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель Романов К.Г. дата обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги (далее - КУМИ г. Юрги) с заявкой о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м., расположенного в микрорайоне "Ягодка", условный номер 8 (в соответствии с планом-приложением), для строительства жилого дома (л.д. 40-41). КУМИ г. Юрги письмом от дата N ему отказало в предоставлении данного земельного участка со ссылкой на заключение Комитета архитектуры Администрации города Юрги от дата исх. N, согласно которому испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Юрги (МПА от дата N) расположен в зоне природного ландшафта (Р1), где строительство жилых домов невозможно (л.д.5).
Из заключения Комитета архитектуры от дата следует, что согласно Генерального плана города Юрги, утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от дата N, указанный земельный участок расположен на территории одноэтажной индивидуальной застройки с приквартирными участками, а по Правилам землепользования и застройки города Юрги -в зоне Р1 - зоне природного ландшафта, в связи с чем Комитет архитектуры полагает невозможным предоставление данных земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов (л.д. 12).
Судом первой инстанции достоверно установлено и материалами дела подтверждается расположение запрашиваемого Романовым К.Г. земельного участка, условный N 8 в микрорайоне одноэтажной индивидуальной застройки (Генеральный план города, выкопировка из плана г. Юрги - л.д.66).
Данные обстоятельства не оспаривались представителями заинтересованных лиц.
Из заключений Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе и Филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в г. Юрге и Юргинском районе следует, что земельный участок для индивидуального жилого дома по адресу микрорайон "Ягодка" стр. N 8 соответствует санитарным правилам и нормам (л.д.13-15).
Романов К.Г. оспаривал указанное решение КУМИ г.Юрги в связи с тем, что оно принято с нарушением норм Земельного и Градостроительного кодекса.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоответствия оспариваемого решения требованиям закона и превышения КУМИ г.Юрги полномочий при принятии указанного решения.
Апелляционная жалоба содержит лишь довод относительно незаконности выводов суда о превышении КУМИ г.Юрги при принятии оспариваемого решения. В связи с чем законность решения суда проверялась только по доводу апелляционной жалобы.
Довод апелляционной жалобы о незаконности вывода суда первой инстанции о превышении КУМИ г. Юрги своих полномочий при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г., заслуживает внимания.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении н действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. осуществляется на основании решения исполнительных органон государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции и в соответствии со статьями 9. 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 7 ст. 50 Устава Юргинского городского округа "Для распоряжения и управления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности решением Городского совета создается орган администрации города с правами юридического лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги."
Согласно п. 19 ст. 3 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Юрги, утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 03.09.2008 N 108 КУМИ г. Юрги является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками города, находящимися в муниципальной собственности города Юрги, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Юрги. В том числе: принимает решения о предоставлении земельных участков на правах, определенных земельным законодательством.
Согласно ч. 4.1. ст. 2 Положения о порядке предоставления и использования, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования Юргинский городской округ, утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 20.09.2006 N 87, Администрация г.Юрги в лице КУМИ выполняет функции уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками.
Согласно п. 5 ст. 10 вышеназванных Правил КУМИ принимает и регистрирует представленные заявки и направляет их в Комитет архитектуры Администрации г.Юрги вместе с запросом о предварительном заключении указанных служб о возможности предоставления данного земельного участка для заявленных целей заявителю.
Согласно п. 6 ст. 10 Правил Комитет архитектуры Администрации г.Юрги направляет в КУМИ свои заключения.
В случае если заключения будут положительными, то вместе с ними в обязательном порядке КУМИ направляются:- заключение о возможности предоставления земли без предварительного либо с предварительным согласованием места размещения объекта (в случаях рассмотрения заявок на строительство): - выкопировка - ситуационный план земельного участка с указанием площади и проектных границ земельного участка, градостроительные требования.
Согласно п. 7 ст. 10 Правил Комитет архитектуры (при участии заинтересованных служб города) в течение одного месяца с момента получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи Правил, предоставляет в КУМИ: - землеустроительное дело на земельный участок с установлением его границ на местности; - заключение о виде разрешенного использования земельного участка; - заключение с определением технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Заключением от 20.12.2011 N 02-02/3692 Комитет архитектуры Администрации г. Юрги уведомил КУМИ г. Юрги о невозможности предоставления земельного участка по заявке Романова К.Г. под строительство индивидуального жилого дома, в связи с расположением земельного участка в зоне Р-1 - зоне природного ландшафта, то есть не
согласовал указанную заявку, не предоставил указанные в п. 6.7 ст. 10 Правил документы, необходимые к предоставлению только в случае положительного заключения по заявке и подготавливаемые в порядке согласования заявки.
Согласно п. 8 ст. 10 Правил КУМИ направляет все полученные и согласованные заявки для рассмотрения на комиссии по землепользованию, которая в течение месяца па основании всех полученных заключений принимает решение о проведении торгов (аукциона) либо предоставлении земельного участка без торгов (аукциона).
Аналогичное условия рассмотрения заявок содержит ст. 2 Положения "Об установлении процедуры и критериев предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование муниципальным образованием "Юргинский городской округ", утвержденного постановлением Администрации г. Юрги от 11.10.2010 N 1681 (далее Положение).
Таким образом, из указанных положений не следует, что принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г. нормативно правовыми актами органа местного самоуправления отнесено к исключительной компетенции комиссии по землепользованию, а вывод суда о превышении КУМИ г. Юрги своих полномочий при принятии решения, ввиду нарушения КУМИ г. Юрги ст. 10 Правил землепользования и застройки города Юрги, принятых решением Юргинского городского совета народных депутатов от 26.12.2007 N 17 (далее Правила), п. 10 ст. 2 Положения "Об установлении процедуры и критериев предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование муниципальным образованием "Юргинский городской округ", утвержденного постановлением Администрации г. Юрги от 11.10.2010г N 1681. представляется несостоятельным вследствие неверного толкования данных норм.
Однако, учитывая, что в остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, данное нарушение не влечет отмены решения суда. Суждение о превышении КУМИ г. Юрги своих полномочий при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г.подлежит исключению из мотивировочной части решения суда, а решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из мотивировочной части решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 февраля 2012 года вывод о превышении КУМИ г. Юрги своих полномочий при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка Романову К.Г.
Апелляционную жалобу КУМИ г. Юрги в лице председателя Есенкова А.В. удовлетворить частично.
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 февраля 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий: Корытникова Г.А.
Судьи: Евтифеева О.Э.
Шаклеина Г.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.