Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Крюковского А.Л.
судей Васильевых И.Д., Потловой О.М.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пензиным К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевых И.Д. дело по кассационной жалобе Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2011 года
по делу по заявлению Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным нормативного правового акта.
Требования прокурора мотивированы тем, что при осуществлении нормотворчества Тяжинским районным Советом народных депутатов 28.04.2008г. принято Решение N 160 "Об установлении норм предоставления земельных участков", которое противоречит действующему законодательству. Оно принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.33 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления устанавливают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность только для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Между тем, в нарушение указанной нормы Решением N 160 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в том числе, для садоводства и огородничества.
Законом Кемеровской области N56-ОЗ от 18.07.2002г. "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" в статье 4 уже установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых за плату в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для садоводства и огородничества. Однако Решение N160 противоречит и этому закону (п. 2, п. 3 ст.4) в части размеров предоставляемых гражданам земельных участков.
Кроме того, Решение N160 не содержит разграничений по предоставлению гражданам земельных участков в собственность за плату и бесплатно.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению максимальных размеров земельных участков гражданам в собственность бесплатно - исключительно из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В нарушение абз. 2 ч. 10 ст. 3, ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001г. Решение N160 не ограничивает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, относящимися к разграниченной государственной собственности.
В нарушение полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, п.2 Решения N160 содержит регламентацию "размеров земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок".
Установление Решением N160 размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на территории самостоятельных муниципальных образований, входящих в состав Тяжинского района, при наличии разграничения муниципальной собственности на землю, посягает па юрисдикцию таких муниципальных образований.
На незаконный нормативный правовой акт прокурором района 18.01.2011г. принесен протест с требованием о его рассмотрении на ближайшей сессии Совета народных депутатов и об отмене Решения N 160.
01.02.2011г. в прокуратуру района поступило Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N400 от 28.01.2011г., из которого усматривается, что требования прокурора, изложенные в протесте, не удовлетворены, незаконный нормативный правовой акт не отменен.
Из протокола заседания 69-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов следует, что протест прокурора фактически не рассматривался на очередной сессии. Согласно протоколу сессии рассмотрение протеста прокурора перенесено на февраль 2011 года.
Полагает, что Тяжииский районный Совет народных депутатов незаконно бездействует, так как в нарушение Федерального закона N 2202-1 не рассмотрел протест прокурора района N7-2-2011/94 от 18.01.2011г., не отменил незаконный нормативный правовой акт.
Указанным незаконным бездействием нарушаются земельные права граждан на получение земельных участков в соответствие с федеральным и региональным законодательством, а также на прозрачность и объективность процедуры предоставления земельных участков.
Учитывая, что в силу постоянной миграции населения не представляется возможным определить точное количество граждан, чьи земельные права нарушены незаконным нормативным правовым актом, прокурор па основании ст. 45 НТК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области по нерассмотрению протеста прокурора Тяжинского района N 7-2-2011/94 от 18.01.2011г. на решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N160 от 28.04.2008 "Об установлении норм предоставления земельных участков".
Признать незаконным и недействующим решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N160 от 28.04.2008г. "Об установлении норм предоставления земельных участков".
Представитель заинтересованного лица председатель Тяжииского районного Совета народных депутатов Черницова И.Н. в судебном заседании требования прокурора не признала.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 28 февраля 2011 года постановлено:
Признать незаконным бездействие Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области по не рассмотрению протеста прокурора Тяжинского района N7-2-2011/94 от 18.01.2011г. па решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N160 от 28.04.2008г. "Об установлении норм предоставления земельных участков".
Признать недействующим со дня его принятия Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N160 от 28.04.2008г. "Об установлении норм предоставления земельных участков".
Обязать Тяжинский районный Совет народных депутатов опубликовать соответствующее сообщение о решении суда в средстве массовой информации, в котором размещалось отменённое решение.
Определением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 23 марта 2011 года исправлена описка, допущенная в решении Тяжинского районного суда Кемеровской области по гражданскому делу N2-166/2011 по заявлению прокурора Тяжинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании недействительным нормативного правового акта: во вводной части решения дату принятия решения читать "11 марта 2011 года" вместо "28 февраля 2011 года".
В кассационной жалобе председатель Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва Черницова И.Н. просит решение отменить и принять новое решение. Требование прокурора о признании незаконным бездействия Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области по нерассмотрению протеста прокурора Тяжинского района от 18.01.2011 г. N 7-2-2011/94 на решение Тяжинского РСНД от 28.04.2008г. N 160 "Об установлении норм предоставления земельных участков" признать необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Признать недействующим решение от 28.04.2008г. N160 "Об установлении норм предоставления земельных участков" в части: подпункт в) п.1, пункты 2,3 решения Тяжинского районного Совета народных депутатов от 28.04.2008г. N160 "Об установлении норм предоставления земельных участков" исключить.
Указывает, что протест прокурора рассмотрен в соответствии со ст.23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на ближайшем заседании, т.е. на очередной 69-й сессии Тяжинского РСНД. Принято коллегиальное решение от 28.01.2011г. N 400, согласно которому поручено Комитету по вопросам аграрной политики, землепользованию и экологии Тяжинского районного Совета народных депутатов подготовить проект решения "О приведении в соответствие действующему законодательству решения Тяжинского районного Совета народных депутатов от 28.04.2008г. N 160 "Об установлении норм предоставления земельных участков" для принятия на очередной сессии Тяжинского РСНД в феврале 2011 года.
Исключительных обстоятельств для отмены решения N 160 в протесте не установлено.
На очередную 70-ю сессию Тяжинского РСНД Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Тяжинского района и комитетом по вопросам аграрной политики, землепользованию и экологии Тяжинского районного Совета народных депутатов вынесен проект нормативного правового акта "О внесении изменений в решение от 28.04.2008г. N160 "Об установлении норм предоставления земельных участков". Прокурор своевременно уведомлен о рассмотрении протеста и назначении очередной сессии.
Представительный орган не бездействовал.
Относительно кассационной жалобы прокурором Тяжинского района поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора отдела Кемеровской областной прокуратуры Маслакову О.Г., просившую оставить решение суда без изменения, проверив в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений статья 11 Земельного кодекса РФ относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской 1 Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч.20 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации был принят Закон Кемеровской области от 18.07.2002 N 56-03 (ред. от 28.02.2011) "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", регулирующий в пределах компетенции Кемеровской области отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и изъятию земельных участков для нужд Кемеровской области или муниципальных нужд, а также устанавливающий случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности.
Статьёй 4 указанного Закона установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых за плату в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства.
Законом Кемеровской области от 10.12.2007 N161-ОЗ "Об установлении размеров земельных участков в целях оформления прав па земельные участки в упрощенном порядке" для оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке установлены размеры земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч.2 ст.23 Федерального закона N 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии со ст.23 Устава Тяжинского района Совет народных депутатов Тяжинского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления.
Решением Тяжинского районного Совета народных депутатов (далее РСНД) N160 от 28 апреля 2008 года "Об установлении норм предоставления земельных участков" установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду из находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуальной жилой застройки, садоводства и огородничества. Кроме того, указанным решением установлены также размеры земельных участков, на которые содержащаяся в документах о межевании уточнённая площадь земельного участка может превышать указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок.
18 января 2011 года прокурором Тяжинского района на указанный нормативный правовой акт был принесён протест N7-2-2011/94, с требованиями рассмотреть протест на ближайшей сессии Совета народных депутатов и отменить Решение Тяжинского районного Совета народных депутатов N160 от 28.04.2008г. "Об установлении норм предоставления земельных участков".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что протест прокурора Тяжинского района от 18.01.2011г. N7-2-2011/94 на вышеуказанное Решение N160 от 28.04.2008г. в установленный срок не рассмотрен, незаконное решение не отменено, нарушение закона и прав граждан не устранено.
Указанное подтверждается протоколом заседания 69-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов от 28 января 2011 года; решением N400 от 28.01.2010г.; протоколом заседания 70-й очередной сессии Тяжинского районного Совета народных депутатов от 25 февраля 2011года (л.д.7-10, 11, 21-25). Из перечисленных документов видно, что на ближайшей сессии (69-й) Тяжинского РСНД представительный орган поручил рассмотрение вопроса, связанного с устранением нарушений закона, о которых указал прокурор, комитету по вопросам аграрной политики, а на следующей сессии (70-й) - отложил принятие решения по протесту прокурора до вынесения решения Тяжинским районным судом.
Данное поведение представительного органа местного самоуправления правильно и обоснованно расценено судом как незаконное бездействие, поскольку в нарушение ст.ст.6, 23 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора в установленный срок рассмотрен не был, в то время как протест, поданный на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, должен был быть рассмотрен на ближайшем заседании с целью устранения нарушения закона.
Доказательства обратного Тяжинским РСНД суду не представлены.
Тот факт, что Решение N160 от 28.04.2008г. является незаконным, поскольку противоречит вышеуказанным, изложенным в протесте прокурора, нормам права, представителем Тяжинского РСНД не оспорен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда об удовлетворении заявления прокурора верными, поскольку в соответствии с требованиями ст.196 ГПК Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом определены полно и правильно, выводы суда основаны на доказательствах, оцененных судом с соблюдением правил, предусмотренных ст.67 ГПК Российской Федерации, судом верно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и полностью идентичны доводам, приводимым в качестве возражений на заявление, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Иных доводов в обоснование кассационной жалобы заявитель жалобы не представил, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенного по делу решения.
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва - без удовлетворения.
Председательствующий Крюковский А.Л.
Судьи Потлова О.М.
Васильевых И.Д.
Судья Загребельная Е.В.
Докладчик Васильевых И.Д. 33-4185
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть
22 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Крюковского А.Л.
судей Васильевых И.Д., Потловой О.М.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пензиным К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевых И.Д. дело по кассационной жалобе Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2011 года
по делу по заявлению Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным нормативного правового акта,
Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва - без удовлетворения.
Председательствующий Крюковский А.Л.
Судьи Потлова О.М.
Васильевых И.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.