Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Корытниковой Г.А.,
судей Евтифеевой О.Э., Лавник М.В.,
при секретаре Сударевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А. гражданское дело
по кассационной жалобе Юрченко Ю.В.
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 21 ноября 2011 года,
по делу по иску Юрченко Ю.В. к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о зачислении периода работы в выслугу лет, взыскании недоначисленного единовременного пособия, перерасчете ежемесячного социального пособия, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Юрченко Ю.В. обратился в суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о зачислении периода работы в выслугу лет, взыскании недоначисленного единовременного пособия, перерасчете ежемесячного социального пособия, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что с дата по дата он работал в МОВД "Юргинский" ГУВД по Кемеровской области в должности старшего следователя отделения по расследованию преступлений в сфере экономики и преступлений против собственности следственного отдела при ОВД по г. Юрге. Уволен на основании приказа N от дата в связи с сокращением штатов. При этом на день увольнения его выслуга лет составила 17 лет 9 месяцев 24 дня. Однако при увольнении ему был неверно произведен расчет единовременного пособия, выплаченного ему в размере 10 месячных окладов, что предусмотрено пп. "б" п. 17 Постановления Правительства РФ N от дата при исчислении выслуги лет от 10 до 14 календарных лет. Он полагает, что ему должно было быть выплачено выходное пособие из расчета 15 месячных окладов, установленных к выплате при выслуге лет от 15 до 20 календарных лет. Ответчик, рассчитывая выслугу лет, подлежащую учету при исчислении единовременного пособия, определил ее в 14 лет 9 месяцев 24 дня. При этом ответчик необоснованно не включил в выслугу лет его период работы стажером с дата по дата (6 месяцев).
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года установлено, что в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, указанных в п. 1 данного постановлении, в котором в свою очередь указано, что в выслугу лет подлежит зачислению, в том числе и период работы в должности стажера. В связи с чем он считает, что его выслуга лет должна быть определена как более 15 лет и соответственно начислено и выплачено единовременное пособие из расчета 15 месячных окладов, что составляет "данные изъяты"
Ему выплачено "данные изъяты". Соответственно сумма недоплаты составляет "данные изъяты". Кроме того, ему начислено выплата оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения в порядке, установленном п. 18 Постановления N от дата. Однако он полагает, что такое пособие ему подлежит выплате в течение 5 лет после увольнения и из расчета 40% суммы оклада денежного содержания из расчета его выслуги лет более 15 лет. Он обращался к руководству ГУВД по Кемеровской области по вопросу перерасчета ему единовременного пособия при увольнении и ежемесячного социального пособия. Однако ему было отказано. Он полагает, что ответчиком нарушены его права на получение указанных выплат в размере, установленном законом, чем ему причинены нравственные страдания.
Просил зачесть в его выслугу лет в органах МВД период его работы стажером 6 месяцев 3 дня и считать службу в МВД ? 14 лет 2 месяца 4 дня. Взыскать с ответчика недовыплаченную сумму единовременного пособия в размере "данные изъяты", обязать ответчика сделать перерасчет ежемесячного социального пособия с учетом выслуги 15 лет 3 месяца 27 лет (в том числе службы в МВД - 14 лет 2 месяца 4 дня; служба в ВС 1 го "адрес" месяц 23 дня) в виде 40% суммы оклада денежного содержания, которое выплачивать в течение 5 лет со дня увольнения. Взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты"
Представитель ответчика - Главного управления внутренних дел по Кемеровской области Попова А.С, действующая на основании доверенности (л.д. 24) иск не признала.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 21 ноября 2011 года постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Юрченко Ю.В. к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о зачислении периода работы в выслугу лет, взыскании недоначисленного единовременного пособия, перерасчете ежемесячного социального пособия, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
В кассационной жалобе Юрченко Ю.В. указывает, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, оно преждевременно и не отражает полной действительности.
Просит отменить решение от 21 ноября 2011 года в полном объеме и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Юрченко Ю.В., заслушав объяснения Юрченко Ю.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Юрченко Ю.В. с дата по дата проходил службу в органах Министерства внутренних дел, что подтверждается записью в его трудовой книжке (л.д. 11-14).
Приказом N л\с от дата Юрченко Ю.В. уволен со службы по ст. 58 ч. 1 п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов) - л.д. 15.
Статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года ...
Вопросы указанных выплат регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года постановлено: "выплачивать при увольнении со службы единовременно пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в. последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров.
Единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения.
В выслугу лет для единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд мотивировал свой вывод тем, что согласно ст. 17 Закона "О милиции", действующего на период прохождения Юрченко Ю.В. службы в органах МВД, установлено, что "сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Согласно ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года N 4202-1 "Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации "*" являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а следовательно, период службы в должности стажера может быть зачтен в выслугу лет для начисления единовременного пособия при увольнении, но при условии присвоения сотруднику в этот период времени специального звания, первое специальное звание Юрченко было присвоено после окончания стажировки дата.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на неверном применении норм материального права.
Как уже указывалось выше вопрос о порядке исчисления выслуги лет указанной категории лиц законодатель отнес к компетенции Правительства РФ, которое разрешило его так, как изложено в приведенном Постановлении N.
Указанные нормы данного Постановления являются специальными и подлежат применению при разрешении настоящего спора, нормы права, которыми руководствовался суд, не регулируют спорные правоотношения, специальная норма также не содержит ссылки на их применении при решении рассматриваемого вопроса.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции установлены не все обстоятельства, имеющие значение для дела, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на 01.01.2012 года), судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 21 ноября 2011 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Корытникова Г.А.
Судьи Евтифеева О.Э.
Лавник М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.