Определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе: председательствующего Быковой С.В.
судей: Кандаковой Л.Ю., Евтифеевой О.Э.
при секретаре: Калашниковой С.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В.
гражданское дело
по кассационной жалобе представителя Управления Росреестра по Кемеровской области Климовой Н.Н.
на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области
от 31 октября 2011 года
по делу по заявлению Ковалёва Е.А. об обжаловании действий должностных лиц и признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Ковалев Е.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц и признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.
Требования мотивировал тем, что 30.11.2010г. УФРС по Кемеровской области за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:30:03 03 010:0017, относящийся к категории земель - земли поселений, общей площадью 5889 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", который был приобретен им на основании договора купли-продажи от 26.10.2010г.
27.01.2011г. за N277-10 из Комитета Градостроительства и
земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка он получил сведения о
кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты". для
уплаты физическим лицом земельного налога за 2011г., со ссылкой на то, что
кадастровая стоимость земельного участка дана в соответствии с
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от
27.11.2008г. N520, и по информации, расположенной на сайте: www. to 42.rosreestr.ru.
28.02.2011г. он получил по почте налоговое уведомление N61447 на уплату физическим лицом земельного налога за 2010г. в сумме "данные изъяты" руб., исходя из налоговой базы "данные изъяты". в срок до 01.04.2011г., на что им на имя начальника ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка был направлен ответ о том, что он не согласен с оценкой кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, не согласен с суммой налога.
После чего он узнал, что 01.01.2009 года вступило в силу Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N520, которое утверждает представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам.
Однако указанное постановление было опубликовано с нарушением правил введения в действие и опубликования нормативных правовых актов. Приложение к Постановлению не было опубликовано в официальных источниках опубликования Коллегии Администрации Кемеровской области, которыми являются газета "Кузбасс" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области". Тем самым нарушены требования ч. 3 ст. 15 Конституции РФ - не было обеспечено возможности ознакомиться с содержанием акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивал.
Указание на то, что для получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка нужно воспользоваться информационным сервисом "Интерактивная кадастровая карта" в сети Интернет по адресу http://www.r42k.adastr.ru, нельзя считать надлежащей публикацией, обеспечивающей возможность ознакомления с документом для широкого круга лиц, сайт Управления является ведомственным электронным ресурсом и не может рассматриваться как орган публикации нормативных правовых актов.
Из положений Правил поведения государственной кадастровой оценки земель и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, взятых в совокупности, следует, что государственная кадастровая оценка земель поселений основывается на статическом анализе рыночных цен.
19.11.2009г. оценщиками ООО "Симплекс" по заявке Ковалева Е.А. была проведена оценка рыночной стоимости вышеуказанного, земельного участка, которая составила "данные изъяты".
Кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в настоящее время значительно превышает его рыночную стоимость в 5 раз, что явно не соответствует ситуации на рынке недвижимости.
Проводить рыночную оценку принадлежащего ему на праве собственности, земельного участка до подачи в суд заявления он не стал, т.к. считает правильным назначить экспертизу по оценке рыночной стоимости участка с учетом мнения сторон относительно вопросов, которые следует поставить перед оценщиком, и определения организации, которой можно было бы поручить проведение данной оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N, проведенные ФГУП Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости нарушают его право уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотренное ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ.
Требование ИФНС РФ по Центральному району г.Новокузнецка об уплате налога на землю в сумме "данные изъяты" считает также незаконным, поскольку налоговая база рассчитана на основании недостоверной кадастровой оценки земельного участка.
Просит суд признать незаконным требование ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка об уплате налога на землю в сумме "данные изъяты"; признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" в размере "данные изъяты".; признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КО по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, "адрес", корпус 4; обязать Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный кадастровый центр "Земля" устранить допущенные нарушения путем проведения надлежащей государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Кемеровская, область, "адрес"; взыскать с ответчиков судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Затем уточнил требования, просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных Сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, "адрес", корпус 4, в размере "данные изъяты".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, "адрес", "адрес", в размере N. и привести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Решением суда от 31.10.2011г. постановлено:
Признать незаконным требование ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка N 72888 от 18.04.2011г. об уплате налога на землю в размере "данные изъяты" в отношении Ковалева Е.А.
Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером N проведенный Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" в размере "данные изъяты"
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, "адрес" в размере "данные изъяты".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5889 кв.м., расположенного по адресу: Россия, "адрес", корпус 1, в размере "данные изъяты". и привести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В кассационной жалобе представитель Управления Росреестра по Кемеровской области Климова Н.Н. просит решение суда отменить.
Суд не указал, какому закону не соответствуют действия Управления, и не определил, какие действия следует совершить органу, действия которого обжалуются, для восстановления прав заявителя. Кроме того, суд не привёл доказательств незаконности действий Управления.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
На момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением кадастровая стоимость указанного земельного участка, утверждена нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", следовательно, получила статус обязательного характера. В связи с этим, поскольку результат государственной кадастровой оценки утвержден обязательным для исполнения, не обжалованном в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008г., принятым в рамках предоставленных этому органу полномочий, признание действий Управления по формированию сведений о кадастровой стоимости, не повлечет необходимых правовых последствий для заявителя, и не приведет к восстановлению его прав. Поскольку данный нормативный правовой акт не признан недействующим, он подлежит применению.
Суд не указал, какие конкретно действия Управления являются незаконными. В резолютивной части суд ссылается на незаконность формирования сведений о кадастровой стоимости, тогда как ни Административный регламент, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N215, ни Методические указания, утв. Приказом Минэкономразвития N39 от 15.02.2007, ни иные нормативно-правовые акты не содержат в себе указание на такую функцию Управления, как формирование сведений. Управление осуществляло внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) (п.4 Административного регламента, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N215), в государственный земельный кадастр, на основании результатов утвержденных нормативным актом органа исполнительной власти субъекта РФ. То есть действия Управления носят технический характер.
Кроме того, Ковалев Е.А. на момент утверждения Коллегией Администрации Кемеровской области оспариваемой кадастровой стоимости Постановлением от 27.11.08 г. N520 и в течение более года после этого момента являлся собственником земельного участка, и о предполагаемом нарушении субъективного права знал, однако в установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ 3-х месячный срок с соответствующим заявлением в суд не обратился, указанный срок пропустил. Суд при рассмотрении дела указанное требование не исследовал.
Единственным доказательством признания незаконности действий Управления, заявитель и суд первой инстанции указывают отчет от 19.11.2009, подготовленный оценщиками ООО "Симплекс" по заявке Ковалева Е.А. и заключение эксперта ООО "Кузбассэкспертстрой" от 18.07.2011. Считает, что суд не должен был принимать их в качестве надлежащих доказательств.
Суд необоснованно рассмотрел соединенные требования, указанные Ковалевым Е.А. в своем заявлении, направленные в отношении как Управления Росреестра по Кемеровской области, так и ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным применением материального закона.
Материалами дела установлено, что 30.11.2010г. УФРС по Кемеровской области за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, относящийся к категории земель - земли поселений, общей площадью 5889 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", который был приобретен им на основании договора купли-продажи от 26.10.2010г.
27.01.2011г. за N277-10 из Комитета Градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка он получил сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты". для уплаты физическим лицом земельного налога за 2011г., со ссылкой на то, что кадастровая стоимость земельного участка дана в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N520, и по информации, расположенной на сайте: www. to 42.rosreestr.ru.
28.02.2011г. он получил по почте налоговое уведомление N61447 на необходимость уплаты им земельного налога за 2010г. в сумме "данные изъяты". руб., исходя из налоговой базы "данные изъяты". в срок до 01.04.2011г.
Согласно заключению эксперта ООО "Кузбассэкспертстрой" от 18.07.2011г., выполненного на основании определения Центрального районного суда от 26.05.2011 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Россия, "адрес" по состоянию на день проведения экспертизы составила "данные изъяты".
Удовлетворяя требования истца, суд сделал вывод о том, что из положений Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, взятых в совокупности, следует, что государственная кадастровая оценка земель поселений основывается на статистическом анализе рыночных цен, следовательно, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости и с учетом заключения эксперта, определившего рыночную стоимость земельного участка, которая значительно ниже кадастровой стоимости, суд признал действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, противоречащими ч. 2,3 ст. 66 ЗК РФ, с учетом недостоверности сведений о кадастровой стоимости земельного участка сделал вывод о том, что расчет налога на землю является неправильным.
Указанный вывод суда противоречит действующему законодательству.
Суд не учел, что пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с методическими указаниями в 2007-2008 годах были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области был проведен в рамках Государственного контракта N140 от 29.06.2007 года на выполнение данных работ, в соответствии с Методическими указаниями. Заказчиком работ, согласно Государственному контракту, является Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, преемником которого стало Управление Росреестра по Кемеровской области.
Выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ.
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области выступало ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", которое обеспечивало методическое сопровождение указанных работ. В рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 6870 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Кемеровская область, "адрес", в размере "данные изъяты"., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1кв. метра в сумме "данные изъяты"
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" утверждены представленные Управлением Росреестра Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам. С 01.01.2009года постановление вступило в законную силу.
В соответствии с п.1 и 2 Постановления N 218 от 10 июня 2008года (с изменениями от 05.08.2009г) Коллегии Администрации Кемеровской области "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области" постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета "Кузбасс", сайт "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и сборник "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" опубликован в газете "Кузбасс" N223 от 04.12.2008 года (л.д.51 т.1). Данное постановление в полном объеме вместе с приложением размещено на информационном Интернет - портале органов государственной власти Кемеровской области, на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченном правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. В соответствии с пп.2 постановления Правительства РФ от 07.02.2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. На день рассмотрения дела в суде оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме был опубликован в "Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области".
Поэтому расчет кадастровой стоимости осуществлялся в соответствии с требованиями указанного закона.
С учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена правильно, то действия ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка являются законными.
В связи с тем, что судом установлены все обстоятельства по делу, однако неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение и отказать истцу в иске в связи с необоснованностью его требований
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ (в редакции ФЗ N 138 от 14.11.2002 г.), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 31 октября 2011 года отменить, вынести новое решение : отказать Ковалёва Е.А. в удовлетворении заявления об обжаловании действий должностных лиц и признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.