Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Ломовой Н.В., Тихоновой Т.В.,
с участием прокурора: Жилкина П.А.,
при секретаре: ФИО6,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога о признании незаконными бездействия в части неисполнения законодательства о защите прав инвалидов и об оборудовании пешеходного перехода пандусами,
по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги",
на решение Иланского районного суда от 16 ноября 2011г., которым постановлено:
Удовлетворить требования Иланского транспортного прокурора к Открытому Акционерному обществу "Российские железные дороги" - признать бездействие по невыполнении ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" незаконными. Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланской пандусами в соответствии с требованиями строительных норм до 15 марта 2012 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Иланский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога о признании незаконным бездействия в части неисполнения законодательства о защите прав инвалидов и об оборудовании пешеходного перехода пандусами. Свои требования прокурор мотивировал тем, что переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская не оборудован пандусами, в связи с чем инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, не имеют возможности беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. В этой связи прокурор просил суд признать бездействие ОАО "Российские железные дороги" по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры незаконным, возложить на ответчика обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры- оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская пандусами до 15 марта 2012г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Российские железные дороги" ФИО7 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ОАО "Российские железные дороги" ФИО7 и ФИО8, заключение прокурора, полагавшего необходимым изменить решение суда в части возложения обязанности на ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская пандусами в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами; организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно требованиям ч.1 ст. 80 Федерального закона от 10 марта 2010г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В ходе рассмотрении дела судом установлено, что собственником пешеходного моста ст.Иланская является ОАО "Российские железные дороги". В результате проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования выявлено, что пешеходный переход через железнодорожные пути при сходе и подъеме на платформы и к вокзалу станции Иланская не оборудован пандусами.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеуказанными нормами закона, а также требованиями пункта 3.1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусмотрено обязательное оборудование объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями (пандусами), позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения, беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры, а также оборудование пандусов поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Однако требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры ответчиком, являющимся собственником пешеходного моста ст.Иланская, не выполнены, пешеходный мост через железнодорожные пути пандусами не оборудован, вследствие чего нарушены конституционные права маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, воспользоваться инфраструктурой железнодорожного транспорта. Доказательств технической невозможности установления пандусов ответчиком не представлено. В этой связи суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога по созданию условий беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к указанному объекту транспортной инфраструктуры и возложил на ответчика обязанность оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская пандусами в соответствии с требованиями строительных норм.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных материальным законом оснований для возложения на ответчика обязанности по устройству пандусов на пешеходном мосту через железнодорожные пути до проведения его реконструкции или капитального ремонта, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат вышеуказанным нормам закона, основаны на неверном применении и толковании норм материального права. Суд, принимая указанное решение, исходил из системного толкования градостроительных норм и норм социального права по защите прав инвалидов, предусматривающих такую обязанность и обязательных к исполнению на всей территории Российской Федерации. Необоснованны доводы жалобы о нарушении судом при рассмотрении настоящего дела правил подсудности, поскольку ответчик ходатайств о передаче дела по подсудности в другой суд не заявлял, не возражал против рассмотрения дела Иланским районным судом. Впервые довод об этом был приведен только в апелляционной жалобе ответчика. В этой связи, а также принимая во внимание, что пешеходный переход станции Иланская находится на балансе Иланской дистанции пути-структурного подразделения Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" и расположена в Иланском районе, рассмотрение дела Иланским районным судом не свидетельствует о нарушении судом правил о подсудности и не влияет на законность и обоснованность решения.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, т.к. они являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением в части установления срока для оборудования пандусами пешеходного перехода через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская до 15 марта 2012г., полагая его неразумным и, кроме того, предоставленный ответчику срок для устранения нарушений прав инвалидов на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истек.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда в указанной части изменить, возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога обязанность оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Иланская пандусами в соответствии с требованиями строительных норм в течение 6 месяцев со дня вступления решения Иланского районного суда от 16 ноября 2011г. в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иланского районного суда от 16 ноября 2011г. изменить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала -Красноярская железная дорога оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала станции Иланская пандусами в соответствии с требованиями строительных норм и правил в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.