Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Данцевой Т.Н., Ерофеева А.И.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре: Сабуровой Т.С.
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Ерофеева А.И., дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Красноярска Толстых С.Ф. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 января 2012 года которым постановлено:
установить административный надзор в отношении Сахарова Д.В., "дата" года рождения, уроженца "адрес", проживающего по адресу: "адрес" сроком до 01.10.2016г. с обязательной явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
УСТАНОВИЛА:
Начальник отдела полиции N МУ МВД РФ "Красноярское" Богданов В.П. обратился в суд с заявлением в порядке главы 26.2 ГПК РФ об установлении административного надзора Сахарову Д.В.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что Сахаров Д.В. "дата" осужден Федеральным судом "адрес" по ч.1 ст.158, ч.1 ст.158, п. "в,г" ч.2 ст.158, п. "в" ч.2 ст.158, п. "в" ч.2 ст.158, ч.2 ст.159, ст.70 УК РФ к 4 годам лишения свободы, освобожден условно-досрочно "дата" постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края на неотбытый срок 1 год 1 месяц 17 дней.
04.10.2010 постановлен на профилактический учет по месту жительства в УВД по Центральному району г. Красноярска по категории "лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законодательством" до погашения судимости, в соответствии с п.18.5 Инструкции по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, утв. приказом МВД РФ от 16.09.2002 N900. 19.11.2011 Сахаров Д.В. снят с учета по категории "Лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законодательством" по окончании срока и переведен по категории "ранее судимый, имеющий непогашенную судимость".
Просил установить административный надзор в отношении Сахарова Д.В. в соответствии с положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", на срок погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и установить административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Красноярска просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом принято решение с нарушением норм материального права. Свои доводы прокурор мотивирует тем, что Сахаров Д.В. освободился из мест лишения свободы по приговору от 09.07.2008г. до вступления в силу Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при этом указанным приговором было установлено наличие рецидива преступлений. Данных о том, что у Сахарова Д.В. имеется опасный или особо опасный рецидив преступлений, или он после освобождения совершил в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления или посягающих на общественный порядок, не представлено. При таких обстоятельствах, в силу указанного федерального закона, считает, Сахарову Д.В. не мог быть установлен административный надзор.
Сахаров Д.В., представитель отдела полиции МУ МВД РФ "Красноярское" извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав заключение прокурора Назаркина В.П., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, как постановленного в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.Частью 3 названной статьи предусмотрены основания для установления административного надзора в отношении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи: если
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении лица, указанного в части 1 статьи 3, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу данного федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу данного федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 (часть 2 статьи 13 названного Закона).
Допускается установление административного надзора и при отсутствии вышеприведенных оснований в ч.3 ст.3 указанного закона, но только в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Понятие рецидива преступлений и его виды установлены в ст.18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).
Как следует из решения, районный суд, удовлетворяя заявление начальника отдела полиции об установлении Сахарову Д.В. административного надзора, исходил из того, что Сахаров Д.В. имеет непогашенную судимость по приговору от 09.07.2008г., преступление им совершены в условиях рецидива.
Вместе с тем, данные выводы суда основанием для назначения Сахарову Д.В. административного надзора являться не могут, поскольку противоречат нормам материального права. В частности, судом не учтено, что Сахаров Д.В. был осужден приговором от 09.07.2008 года за совершение вышеприведенных преступлений против собственности, которые в силу ст.15 УК РФ относятся к категории небольшой и средней тяжести. По правилам ст.70 УК РФ, к наказанию по указанному приговору была присоединена неотбытая часть наказания по приговору суда от 07.07.2005года, которым Сахаров Д.В. был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.158 УК РФ, относящихся к категории тяжких. Исходя из положений ст.18 УК РФ у Сахарова Д.В. имеется рецидив преступлений, что отражено и в приговоре от 09.07.2008 года.
Таким образом, поскольку Сахаров Д.В. освободился из мест лишения свободы до вступления в силу указанного Федерального закона, ранее не был судим за преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор по заявлению органа внутренних дел мог быть ему назначен лишь на основании п.2 ч.3 ст.3 указанного Федерального закона, то есть в случае противоправного поведения после освобождения из мест лишения свободы, а именно при совершении в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Однако доказательств совершения Сахаровым Д.В. указанных административных правонарушений суду заявителем не представлено. Более того, судом установлено, что по месту жительства Сахаров Д.В. характеризуется удовлетворительно.
При таких обстоятельствах, оснований для установления Сахарову Д.В. административного надзора у суда не имелось.
В этой связи, принятое районным судом решение, не может быть признано законным и обоснованным, а поэтому на основании п.2 ст.328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления начальника отдела полиции N МУ МВД РФ "Красноярское" Богданова В.П. об установлении административного надзора Сахарову Д.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 20 января 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления начальник отдела полиции N МУ МВД РФ "Красноярское" Богданова В.П. об установлении административного надзора Сахарова Д.В. - отказать
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.