Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Данцевой Т.Н., Ерофеева А.И.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
при секретаре Самсоновой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зинченко И.Н. гражданское дело по заявлению прокурора Новоселовского района о признании незаконным бездействия администрации Новоселовского района Красноярского края в части неисполнения полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета
по апелляционной жалобе администрации Новоселовского района Красноярского края
на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19.01.2012 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Новоселовского района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоселовского района в части неисполнения полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета.
Обязать администрацию Новоселовского района Красноярского края на свалках, расположенных: на расстоянии 750 м от п. Чулым по направлению на восток; по направлению на восток 500 м от п. Березовый; на расстоянии 600 м от южной окраины п. Чесноки; на расстоянии 300 м по направлению на восток от п. Дивный; на расстоянии 500 м по направлению на север от п. Куртак; на расстоянии 500 м по направлению на юго-восток от п. Курганы произвести вывоз и утилизацию бытовых отходов в срок до 01.06.2012 г."
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоселовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новоселовского района Красноярского края в части неисполнения полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокуратурой Новоселовского района проверки организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории Чулымского сельсовета установлены факты наличия на данной территории санкционированных свалок.
В соответствии с постановлениями администрации Чулымского сельсовета от 07.06.2011 г. NN 62, 63, 64, 65, 66, 67 муниципальным образованием были определены места для временного хранения твердых бытовых отходов.
30.12.2010 г. между администрацией Новоселовского района и администрацией Чулымского сельсовета было заключено соглашение о передаче администрацией района администрации сельсовета осуществления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета. Заключено соглашение на срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Но администрацией сельсовета мер к организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории сельсовета не принимается, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, с учетом измененных требований, прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации Новоселовского района в части неисполнения полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета, а также обязать администрацию Новоселовского района Красноярского края на свалках, расположенных: на расстоянии 750 м от п. Чулым по направлению на восток; по направлению на восток 500 м от п. Березовый; на расстоянии 600 м от южной окраины п. Чесноки; на расстоянии 300 м по направлению на восток от п. Дивный; на расстоянии 500 м по направлению на север от п. Куртак; на расстоянии 500 м по направлению на юго-восток от п. Курганы произвести вывоз и утилизацию бытовых отходов в срок до 01.06.2012 г.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Новоселовского района Красноярского края просит решение отменить, поскольку в своем решении суд не указал, чем конкретно подтверждено бездействие администрации Новоселовского района, какие именно права и свободы граждан нарушены, какие созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод. Суд не аргументировал, чем он руководствовался, возлагая на администрацию Новоселовского района обязанность произвести вывоз отходов со свалок, расположенных на территориях поселений.
Проверив материалы дела и судебное решение в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав заключение прокурора, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст.8), и Федеральным законом от 10.11.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 7) также установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на находящихся в границах Чулымского сельсовета земельных участках, прокуратурой Новоселовского района 08.08.2011 г. выявлены свалки, на которых находятся твердые бытовые отходы, которые не утилизированы и не захоронены.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 07.06.2011 г. земельные участки под вышеуказанными свалками находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Чулымского сельсовета, разрешенное использование: для хранения твердых бытовых отходов.
Постановлениями администрации Чулымского сельсовета от 07.06.2011 г. N N 62, 63, 64, 65, 66, 67 данные участки были определены для временного хранения твердых бытовых отходов.
Судом также установлено, что имеются соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации Новоселовского района администрации Чулымского сельсовета от 30.12.2010 г., в соответствии с которым администрация Новоселовского района передала администрации Чулымского сельсовета осуществление полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Чулымского сельсовета (п. 1.1 соглашения). Для осуществления переданных полномочий администрация Новоселовского района обязуется предоставить из районного бюджета бюджету Чулымского сельсовета субвенцию в размере 85 000 рублей (п.3.1. соглашения). Осуществление полномочий считается переданным с момента получения администрацией Чулымского сельсовета указанных средств (п. 1.2 соглашения). В соответствии с п.4.1 соглашения администрация Чулымского сельсовета несет ответственность за осуществление переданного полномочия в той мере, в какой это полномочие обеспечено финансовыми средствами. Соглашение заключено на срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (п.6.1).
При этом, денежные средства на осуществление переданного полномочия по утилизации на территории сельсовета бытовых отходов администрацией Новоселовского района выделены полностью, в размере 85 000 рублей, и полностью использованы администрацией Чулымского сельсовета для исполнения переданных полномочий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора Новоселовского района, поскольку полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Новоселовского района законом возложены на администрацию Новоселовского района, которой, надлежащим образом не исполняются, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что переданные администрации Чулымского сельсовета полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов исполнены ею в полном объеме, в пределах средств, предоставленных для этого администрацией Новоселовского района, а, следовательно, незаконного бездействия администрации Чулымского сельсовета в разрешении данного вопроса, в сложившейся ситуации, не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, связи с чем, основанием к его отмене являться не может.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 19.01.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Новоселовского района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.