Определение Красноярского краевого суда от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Красноярский краевой суд "дата", министр социальной политики Красноярского края - Пашинова Г.Е. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу определения суда кассационной инстанции. Оснований для вынесения определения о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в соответствии со ст. ст. 381, 387 ГПК РФ не нахожу. Обращаясь с исковым заявлением в интересах субъекта РФ - Красноярского края в лице Министерства социальной политики Красноярского края к Лицкевич Н.Н., Мазуровой И.И. о признании договора купли-продажи недействительным, применении недействительности сделки, Канский межрайонный прокурор мотивировал требования тем, что вдове участника Великой Отечественной войны ФИО5 была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в размере "данные изъяты" рублей за счет средств субвенции, поступившей в краевой бюджет из Федерального фонда компенсаций федерального бюджета. На основании договора купли-продажи квартиры от "дата", заключенного между Мазуровой И.И. (продавцом) и ФИО5 (покупателем), в лице ее дочери Лицкевич Н.Н., действующей по доверенности от "дата", выплата в указанном размере перечислена на счет продавца квартиры. Согласно справке о смерти N ФИО5 умерла "дата", несмотря на это, Лицкевич Н.Н., используя прекращенную доверенность, "дата" от имени и в интересах умершей получила в Управлении Росреестра свидетельство о государственной регистрации права собственности умершей на однокомнатную квартиру по адресу: "адрес" после чего представила его в Министерство для перечисления денежных средств. В результате неправомерных действий Лицкевич Н.Н. за счет бюджетных средств приобретена квартира гражданину, который в связи со смертью уже не обладал правом на нее, а, следовательно, причинен ущерб Красноярскому краю и Российской Федерации в размере "данные изъяты".
Удовлетворяя требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что единовременная денежная выплата, предусмотренная Законом Красноярского края от 18.02.2010 г. "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" неразрывно связана с личностью лица, которому она предоставлена, осуществляется в строго предусмотренном порядке, а именно: выплачивается непосредственно продавцу по сделке, покупателем по которой выступает лицо, имеющее право на такую выплату. Учитывая, что ФИО5 (покупатель) умерла до регистрации договора купли-продажи, обязанность Министерства социальной политики произвести оплату отсутствовала, обязанность перечисления указанной социальной выплаты перед наследниками законом на Министерство не возложена.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора, Судебная коллегия указала на то, что ФИО5 выразила свою волю на приобретение квартиры, расположенной по адресу: "адрес" путем подачи заявления, выдачи доверенности на имя дочери Лицкевич Н.Н. и заключения договора купли-продажи. Лицкевич Н.Н., действуя на основании доверенности, обратилась в Управление Росреестра для регистрации сделки "дата", то есть при жизни ФИО5
В силу положений ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из ст. 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Судом второй инстанции правомерно сделан вывод о том, что факт смерти одного из участников сделки не препятствует регистрации договора при условии принятия и исполнения его условий правопреемником (наследником) умершего.
Согласно п.п.4 п.1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется, в том числе, следующая мера социальной поддержки: однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета, в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона, жильем, независимо от их имущественного положения.
В силу ст.4 Закона Красноярского края от 18.02.2010г N 10-4386" О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение того помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6 ст. 1 указанного закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
В силу ч.4 ст.9 указанного закона предоставление ветерану единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения осуществляется в безналичной форме путем перечисления министерством денежных средств в размере, определенном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, на лицевой счет продавца, открытый им в российский кредитной организации, на основании договора купли- продажи жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Перечисление денежных средств осуществляется не позднее 5 дней со дня поступления в министерство документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, на основании приказа министерства.
Как следует из материалов жалобы приказом Министерства социальной политики Красноярского края от "дата" N-ОД вдове участника Великой Отечественной войны ФИО5 была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в размере "данные изъяты" рублей.
"дата" между Мазуровой И.И. (продавец) и ФИО5 (покупатель) в лице ее дочери Лицкевич Н.Н. (действующей на основании доверенности) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: "адрес"
"дата" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанный договор купли-продажи квартиры был зарегистрирован, после чего Лицкевич Н.Н. предоставлено соответствующее свидетельство о государственной регистрации права собственности в Министерство социальной политики, которое "дата" перечислило сумму ( "данные изъяты") единовременной денежной выплаты на счет продавца квартиры - Мазуровой И.И.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом заявителя о том, что Судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда при разрешения вопроса по существу не рассмотрено одно из требований Канского межрайонного прокурора - о взыскании ущерба, причиненного Министерству социальной политики в размере 1080000 рублей с Мазуровой И.И., которое является самостоятельным и не зависит от признания договора купли-продажи вышеуказанной квартиры недействительным исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом достоверно установлено, что обязанность по перечислению денежных средств на счет Мазуровой И.И. возникла у Министерства социальной политики Красноярского края на основании закона, поскольку ФИО5 являлась вдовой участника Великой Отечественной войны, имела право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, договор купли-продажи квартиры (заключенный между ФИО5 и Мазуровой И.И.), предоставленный заявителю был зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть требование ст. 9 Закона Красноярского края от 18.02.2010г N 10-4386" О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" исполнено в полном объеме.
Мазурова И.И., выступая продавцом по договору купли-продажи квартиры, получила денежные средства на законном основании, свои обязательства по передаче недвижимого имущества исполнила в полном объеме, договор правомерно признан судом соответствующим закону, следовательно, сумма, перечисленная на счет Мазуровой И.И. не может быть расценена как ущерб, а на ответчика Мазурову И.И. не может быть возложена ответственность за его возмещение.
Иных доводов, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого по делу судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Состоявшееся по делу определение суда кассационной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381 и 383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы Министерства социальной политики Красноярского края для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья А.М. Астапов
Копия верна:
Судья Красноярского
краевого суда А.М. Астапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.