Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Елисеевой А.Л., Макаровой Ю.М.
при секретаре Шамбер Ю.А.
выслушав в открытом судебном заседании по докладу Паюсовой Е.Г.
дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" об устранении нарушений санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 05 декабря 2011, которым постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", выраженное в неисполнении требований п.п. 6,9,13,15 предписания должностного липа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 06.08.2010 года N 2857/з, незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" устранить нарушения п.5.6 СП 2.2.2.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" - восстановить поверхности cтeн в гардеробной для ада хранения специальной и личной одежды работников, а также в помещениях санузлов и душевых правобережных очистных в срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" устранить нарушения п.п.2.1., 5.2 СП 2.2.2.1327-03 "Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент" - оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции на КНС N "адрес" и срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно- коммунальный комплекс" устранить нарушения п. 10.5 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" - оборудовать рифлеными подставками для ног, имеющими ширину не менее 300 мм. глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов всех рабочих мест пользователей ПЭВМ в административном здании офиса ООО "КрасКом" по "адрес" (353 рабочих места), в административных подразделениях цеха водозаборных сооружений на о.Отдыха: кладовщика, зам.начальника цеха водозаборных сооружений, энергетика, начальника смены, механика, начальника УЭПНС; начальника цеха, экономиста, инженера по подготовке производства, начальника смены, а также рабочих мест пользователей ПЭВМ на водозаборах "адрес", в срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную
силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" устранить нарушения п.69 СП 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов", п. 11.1 СП 5160-89 "Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)" - обеспечить санитарно-бытовыми помещениями (душевыми) в цехе водозаборных сооружений о "адрес", в срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ООО "КрасКом" об устранении нарушений санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения в августе 2010 года плановой проверки в отношении ответчика по вопросу соблюдения требований санитарного законодательства выявлен ряд нарушений, 06.08.2010 года ответчику выдано предписание об устранении данных нарушений со сроком исполнения 01 августа 2011 года. Однако при проведении внеплановой проверки с целью контроля за выполнением требований предписания была установлено, что нарушения не устранены. ООО "КрасКом" продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением санитарного законодательства, нарушая права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просили суд признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений требований санитарного законодательства, обязать ответчика в срок шесть месяцев с даты вступления решения в законную силу устранить нарушения п.п.2.1., 5.2 СП 2.2.2.1327-03 "Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент" - оборудовать системами приточно-вытяжной вентиляции на КНС N "адрес" Устранить нарушения п. 10.5 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" - оборудовать рифлеными подставками для ног. имеющими ширину не менее 300 мм. глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов всех рабочих мест пользователей ПЭВМ в административном здании офиса ООО "КрасКом" по "адрес" (353 рабочих места), в административных подразделениях цеха водозаборных сооружений на о.Отдыха: кладовщика, зам.начальника цеха водозаборных сооружений, энергетика, начальника смены, механика, начальника УЭПНС; начальника цеха, экономиста, инженера по подготовке производства, начальника смены, а также рабочих мест пользователей ПЭВМ на водозаборах о "адрес" Устранить нарушения п. п.69 СП 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов", п. 11.1 СП 5160-89 "Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)" - обеспечить санитарно-бытовыми помещениями (душевыми) в цехе водозаборных сооружений "адрес"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 20.02.2012 года представитель ответчика просит отменить решение как незаконное и необоснованное. Указывает, что истец заявляет иск в интересах неопределенного круга лиц с учетом положений ст. 46 ГПК РФ. Между тем из содержания и характера установленных истцом в ходе проверки нарушений следует, что данные нарушения связаны с обеспечением исключительно рабочих мест в подразделениях ООО "КрасКом". Круг лиц на которых данные нарушения могут оказать влияние конкретизирован и четко определен категорией работников ООО "КрасКом". В связи с изложенным считают, что у истца отсутствовало право на обращение с указанным исковым заявлением. Кроме того, решение вынесено без рассмотрения вопроса о реальной возможности выполнения мероприятий в установленные сроки. Осуществление мероприятий на которые указал суд связано со значительными временными и трудозатратами, финансовыми вложениями. Включение в тариф организаций коммунального комплекса стоимости дополнительных мероприятий приведет к его существенному увеличению., превышающими предельные индексы. В связи с этим перечисленные в предписании мероприятия выполняются поэтапно в соответствии с утвержденными графиками. Основания для удовлетворения иска отсутствовали
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав приобщенные к материалам дела материалы о частичном исполнении предписания истца, выслушав представителя ответчика по доверенности Федорченко А.В., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В силу ст. 8 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
Под факторами среды обитания согласно ст. 1 указанного Федерального закона понимаются биологические, химические, физические, социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Одним из социальных факторов являются условия труда.
Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Согласно п. 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03" полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, уборных, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих, дезинфицирующих средств.
В силу п. 2.1. санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту",
При разработке, организации и осуществлении технологических процессов, конструировании производственного оборудования и рабочего инструмента необходимо предусматривать:
- отсутствие или если это невозможно, то установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения;
- отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений;
- снижение физических нагрузок, напряжения внимания и предупреждение утомления работающих.
В силу п. 5.2. вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил использование веществ 1 и 2 классов опасности допускается при непрерывном технологическом процессе в замкнутом цикле, закрытых технологических процессах. В отдельных случаях допускаются периодические технологические процессы, при этом необходимо предусмотреть изоляцию особо вредных участков работы, рациональную вентиляцию и обязательное использование соответствующих СИЗ.
В соответствие с п. 69 санитарных правил 1009-73 "Санитарные правила при сварке, направке и резке металлов" санитарно-бытовые помещения сборочно-сварочных цехов должны быть оборудованы согласно требованиям главы СНиП "Нормы проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий".
Согласно п. 1.1. СП 5160-89 "Санитарные правила для механических цехов( обработка металлов резанием)" санитарно-бытовые и вспомогательные помещения для механических цехов должны быть устроены в соответствии с главой СНиП "Административные и бытовые здания", п. 2.5 табл. 6, с учетом групп санитарной характеристики производственных процессов и профессий
Как правильно установлено судом и не оспаривалось ответчиком, в ходе проведения плановой проверки ООО "КрасКом" по месту осуществления деятельности, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в апреле 2010 года выявлены нарушения п.п.2.1., 5.2 СП 2.2.2.1327-03 "Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент", п.5.6 СП 2.2.2.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", п. 10.5 СанПиН 2.2.272.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" и п.69 СП 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов", п. 11.1 СП 5160-89 "Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)". По результатам проверки 06.08.2010 года выдано предписание со сроком исполнения 01.08.2011 года.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что в установленный срок требования предписания Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений, сам факт допущения которых ответчиком не оспаривался, исполнены не были. Между тем выявленные в ходе проверки факты не соблюдения ответчиком санитарного законодательства приводят к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания, а именно благоприятные условия труда и отдыха, что создает угрозу для их здоровья. В силу чего суд на законных основаниях признал бездействия ответчика по неисполнению требований п.п.6.9,13.15 предписания от 06.08.2010 года незаконным, возложив на последнего обязанность по исполнению указанных требований в шестимесячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на обращение в суд с указанным иском, заявленным фактически не в интересах неопределенного круга лиц, а исключительно в интересах работников ООО "КрасКом", несостоятельны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
Согласно ст. 25 указанного Закона условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
В соответствии с пунктом 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года N 569 главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Красноярскому краю это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда.
Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом шестимесячный срок со ссылкой на то, что осуществление работ возложенных на ответчика решением суда связано со значительными временными и трудозатратами не могут служить основанием к отмене решения. Указанные доводы могут быть заявлены ответчиком в рамках рассмотрения вопроса об отсрочке исполнения решения суда.
Ссылки представителя ответчика в суде апелляционной инстанции на частичное исполнение требований предписания также не могут служить основанием для отмены решения. Ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции сведений об исполнении в полном объеме требований предписания ответчиком представлено не было.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным. Оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 05 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.