Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Деева А.В., Славской Л.А.,
при секретаре Попович И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпюк ФИО12 к Государственному казенному учреждению "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", Правительству Красноярского края, Министерству экономики и регионального развития Красноярского края о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Правительства Красноярского края
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2011 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Карпюк Е.Р.
Обязать Правительство Красноярского края предоставить Карпюк ФИО13 жилое помещение в порядке, установленном Законом Красноярского края N 3-624 от 25.10.2007 года "Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС".
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпюк Е.Р. обратилась в суд с иском к ГКУ "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" с требованием о возложении обязанности включить в реестр граждан, имеющих право на получение жилого помещения в соответствии с Законом Красноярского края N 3-624 от 25.10.2007 года "Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС".
В обоснование указывала, что с 15.10.1985 года проживала в квартире по "адрес" (п. Временный). Данную квартиру приватизировала 15.06.2004 года. 17.03.2008 года сдала документы ответчику для включения ее в реестр граждан, имеющих право на получение жилого помещения в связи с переселением из зоны затопления. В апреле-мае 2008 года началось массовое переселение из п. Временный, а она, истица, в это время находилась в Германии в связи с необходимостью ухода за больной матерью. В мае 2009 года, когда она обратилась к ответчику по вопросу предоставления жилья, ей была предложена квартира в г. Сосновоборске, однако в последствии в предоставлении данной квартиры отказали, ссылаясь на то, что площадь указанной квартиры превышает полагающийся размер. В 2011 году ответчик вообще отказал в предоставлении жилого помещения вне зоны затопления ввиду отсутствия для этого правовых оснований, поскольку квартира истицы уничтожена, и право собственности на нее прекращено. Полагает отказ незаконным, поскольку квартира была уничтожена в ноябре 2010 года в результате проведенной санитарной зачистки п. Временный.
Определениями суда в качестве соответчиков привлечены Правительство Красноярского края, Министерство экономики и регионального развития Красноярского края.
С учетом последующих уточнений исковых требований истица просила обязать надлежащего ответчика предоставить ей жилое помещение в соответствии с Законом Красноярского края N 3-624 от 25.10.2007г. "Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащих переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство Красноярского края просит отменить решение, как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела и не основанное на нормах материального права.
В представленных возражениях представитель Карпюк Е.Р. просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационная жалоба, поданная 29.12.2011 года, рассматривается по правилам главы 40 ГПК РФ, действовавшей до 1.01.2012 года.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя Правительства Красноярского края - Куренева Д.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя истицы - Кужлева Г.А., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, проживающим в отдельных населенных пунктах Кежемского района Красноярского края, территории которых подпадают под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС регулируются Законом Красноярского края от 25.10.2007 года N 3-624 "Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС" (далее Закон Красноярского края) (ст. 1).
Согласно ст. 2 действие данного Закона распространяется на граждан (кроме указанных в пункте 1.1 настоящей статьи), имеющих в собственности жилые помещения, подпадающие под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС, в том числе и расположенные по ул. Строителей города Кодинска.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края в целях компенсации утрачиваемого в связи с переселением права собственности на жилое помещение (жилые помещения или долю (доли) в праве собственности на жилые помещения), земельный участок, надворные постройки, иное недвижимое имущество, убытков и иных затрат, связанных с переселением, при наличии согласия собственника ему предоставляется в собственность другое жилое помещение.
В силу п. 4 ст.3 этого же Закона, в случае если собственник жилого помещения не проживает в жилом помещении, указанном в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется в размере 33 квадратных метров общей площади на собственника независимо от количества жилых помещений (или доли (долей) в праве собственности на жилые помещения), находящихся в его собственности и подпадающих под затопление.
Согласно ст. 5 Закона Красноярского края учет граждан для целей предоставления жилых помещений в собственность и по договору социального найма осуществляется уполномоченным Правительством края органом посредством формирования реестра граждан, имеющих право на получение жилых помещений, в соответствии с настоящим Законом.
Процедура предоставления гражданам жилых помещений в соответствии с Законом Красноярского края устанавливается Правительством края (п. 3 ст. 8 Закона).
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению в соответствии с Законом Красноярского края от 25.10.2007 N 3-624 "Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС", утвержденным постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.02.2008 N 68-п уполномоченным органом, осуществляющим от имени собственника жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Законом края, оформление договоров, определяющих переход права собственности на предоставляемое жилое помещение, и договоров социального найма, в соответствии с Законом края, является государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" (далее -Дирекция) (п. 2.1); жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в реестр граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с Законом края, на основании распоряжения Правительства Красноярского края (п.2.2); список граждан с закрепленными за ними жилыми помещениями утверждается распоряжением Правительства Красноярского края (п.2.3); Дирекция в течение пяти рабочих дней со дня получения распоряжения Правительства Красноярского края готовит соответствующие договоры и направляет гражданам уведомление, с приложением копии распоряжения Правительства Красноярского края, о заключении договора (п.2.5).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что истица являлась собственником жилого помещения, находившегося в зоне затопления Богучанской ГЭС и реально существовавшего, как объект недвижимости, на момент подачи документов и включении ее 5 декабря 2008 года в реестр граждан, имеющих право на получение жилья вне зоны затопления, пришел к выводу, что Карпюк Е.Г. не утратила право на предоставление жилого помещения в соответствии с Законом Красноярского края, поскольку имевшееся у нее в собственности жилое помещение утрачено непосредственно в связи с мероприятиями по подготовке к затоплению.
Данный вывод судебная коллегия считает правильным, поскольку он основан на приведенных нормах закона и соответствует фактическим обстоятельствам дела, из которых видно следующее.
На основании договора приватизации от 15.06.2004 года Карпюк Е.Р. является собственником квартиры по "адрес", что подтверждено копией договора и свидетельства о регистрации права от 13.08.2004 года.
Из объяснений представителя истицы, показаний свидетеля Фокас А.Н. установлено, что после приватизации квартиры Карпюк Е.Р. в ней фактически не проживает, но оставила квартиру под присмотром свидетеля, которая оплачивала жилищно-коммунальные услуги, сдавала квартиру в аренду, следила за ее сохранностью. По указанному адресу истица снята с регистрационного учета 31.08.2004 года, что подтверждено выпиской из домовой книги.
Из материалов дела также усматривается, что Карпюк Е.Р. значится под N 21 в реестре граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с Законом Красноярского края, утвержденном приказом Министерства внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края от 5.12.2008 г. N "адрес" ул. Строителей д. 18. кв. 8 в г. Кодинске, а также размер жилой площади, подлежащей предоставлению, - 33 кв.м.
Из объяснений сторон, показаний свидетелей судом достоверно установлено, что многоквартирный дом по "адрес"), в котором находилась принадлежащая истице на праве собственности квартира, был уничтожен (разрушен) в августе 2010 года в ходе мероприятий по санитарной зачистке. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиками предоставлено не было.
Принимая во внимание изложенное, учитывая наличие у истицы на момент внесения в реестр обстоятельств, с которыми Закон Красноярского края связывает предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в отдельных населенных пунктах Кежемского района, территории которых подпадают под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС, а также факт утраты имевшегося в собственности жилого помещения в результате мероприятий по подготовке затопления, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные Карпюк Е.Р. требования.
Доводы жалобы о том, что истица не имеется оснований для получения жилого помещения в связи с переселением из зоны затопления ввиду того, что 0утратила право собственности на имевшееся у нее жилье в связи с его разрушением, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку эти доводы являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, что отражено в судебном решении.
Также судебная коллегия полагает несостоятельными и доводы жалобы о неправомерном возложении на Правительство Красноярского края обязанности по предоставлению истице жилого помещения, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами, регламентирующими процедуру представления жилых помещений в связи с переселением, в процессе предоставления жилья участвуют и Правительство края, и Дирекция БоГЭС, - каждый в рамках своей компетенции и полномочий, при этом жилые помещения предоставляются гражданам на основании распоряжения Правительства Красноярского края, список граждан с закрепленными за ними жилыми помещениями утверждается распоряжением Правительства края, а затем ГКУ "ДПВ БоГЭС" на основании распоряжения от имени собственника жилых помещений на основании доверенности от Правительства края оформляет договор передачи в собственность жилого помещения, предоставляемого гражданам в соответствии с Законом Красноярского края.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем постановленное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона РФ от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ"), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Б.Федоренко
Судьи А.В.Деев
Л.А.Славская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.