Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
с участием прокурора: Жилкина П.А.,
при секретаре: ФИО8,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Северо-Енисейского района в интересах Торохову Л.И. к администрации Северо-Енисейского района о признании действий администрации Северо-Енисейского района по исключению Тороховой Л. И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края незаконными и обязании восстановить Торохову Л.И. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края, с датой постановки на учет 22 января 1997г.,
по апелляционной жалобе администрации Северо-Енисейского района,
на решение Северо-Енисейского районного суда от 18 мая 2012г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района удовлетворить.
Признать действия администрации Северо-Енисейского района по исключению Торохову Л.И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края незаконными.
Обязать администрацию Северо-Енисейского района восстановить Торохову Л.И. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края, с датой постановки на учет -22.01.1997 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северо-Енисейского района в интересах Тороховой Л.И. обратился в суд с иском к администрации Северо-Енисейского района о признании действий администрации Северо-Енисейского района по исключению Тороховой Л. И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края незаконными и обязании восстановить Торохову Л.И. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края, с датой постановки на учет 22 января 1997г. Требования мотивированы тем, что 22 января 1997г. администрация Северо-Енисейского района в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Федерального закона от 17 августа 1996г. N116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" включила Торохову Л.И. в список лиц, претендующих на получение жилищной субсидии для выезда из района Крайнего Севера в климатически благоприятный район, как лицо, имеющее трудовой стаж в районе Крайнего Севера не менее 10 лет. Распоряжением администрации Северо-Енисейского района от 09 августа 2011г. N641-ое утвержден протокол заседания районной жилищной комиссии от 26 июля 2011г., в соответствии с которым Торохова Л.И. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, как не имеющая права к моменту подачи заявления состоять на учете на получение жилищной субсидии. Согласно положений закона, при обращении 22 января 1997г. с заявлением на предоставление жилищной субсидии Торохова Л.И. была поставлена на учет на основании наличия трудового стажа в районе Крайнего Севера не менее 10 лет, подтвержденного соответствующими документами. Снятие Тороховой Л.И. в 2011г. с учета произведено администрацией Северо-Енисейского района в нарушение конституционно-правового смысла положений закона, чем нарушены права гражданина. В этой связи прокурор просил суд признать действия администрации Северо-Енисейского района по исключению Тороховой Л.И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края незаконными и обязать администрацию Северо-Енисейского района восстановить Торохову Л.И. в указанном списке с 22 января 1997г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Северо-Енисейского района Рябцев А.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание Торохова Л.И., представитель администрации Северо-Енисейского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились. Представитель третьего лица- Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в заявлении от 04 июля 2012г. просила дело рассмотреть в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела видно, что 22 января 1997г. Торохова Л.И. была включена администрацией Северо-Енисейского района в список лиц, претендующих на получение жилищной субсидии для выезда из района Крайнего Севера в климатически благоприятный район, как лицо, имеющее трудовой стаж в районе Крайнего Севера не менее 10 лет, в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Федерального закона от 17 августа 1996г. N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году". В июне 2008г. Торохова Л.И. была извещена администрацией Северо-Енисейского района о необходимости в срок до 01 июля 2008г. представить в жилищный отдел заявление и документы на получение социальной выплаты по категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Распоряжением администрации Северо-Енисейского района от 09 августа 2011г. N 641-ос утвержден протокол заседания районной жилищной комиссии N 33 от 26 июля 2011г., в соответствии с которым Торохова Л.И. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как не имеющая права к моменту подачи заявления состоять на учете на получение жилищной субсидии.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при обращении 22 января 1997г. с заявлением на предоставление жилищной субсидии Торохова Л.И. была поставлена на учет на основании наличия трудового стажа в районе Крайнего Севера не менее 10 лет, подтвержденного соответствующими документами и что_не_оспаривается сторонами. В этой связи суд, руководствуясь положениями ст.ст.2, 37, 40 Конституции РФ, Федеральным законом от 25 июля 1998г. N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федеральным законом от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пришел к выводу о том, что снятие Тороховой Л.И. в 2011г. с учета произведено администрацией Северо-Енисейского района в нарушение конституционно-правового смысла приведенных положений закона, чем нарушены права гражданина, и что снятие Тороховой Л.И. с учета также не может быть обосновано изменениями законодательства, произошедшими после постановки последней на учет, в частности введением дополнительных требований к лицам, претендующим на получение соответствующих мер государственной поддержки.
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.
На момент постановки Тороховой Л.И. на учет на предоставление жилищной субсидии, действовал Федеральный закон от 17 августа 1996г. N116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996году".
В соответствии со ст.4 этого Федерального закона, действие которой продлено на 1997г., выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.
В соответствии с указанным Федеральным законом Администрацией Красноярского края принято постановление от 02 декабря 1996г. N728-П с Положением "Об очередности и порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1996году".
Согласно п.2.1 этого Положения полученные из федерального бюджета администрацией края жилищные субсидии в размере 5% от полученных сумм резервируются на время не более четырех месяцев со дня их получения для предоставления их гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края и имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в месте их переселения.
оставшаяся сумма жилищных субсидий направляется (по мере поступления этих средств в край):
а) в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся (по принятым до 01 сентября 1996г. решениям Правительства российской Федерации или администрации края) поселков и метеостанций, а также на переселение семей граждан, ставших безработными в связи с закрытием (ликвидацией) по принятым до 01 сентября 1996г. решениям Правительства Российской Федерации или администрации края предприятий, расположенных в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах;
б) во вторую очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей граждан, проработавших не менее 10 лет либо проживших не менее 20 лет в районах Крайнего Севера и являющихся инвалидами 1 группы;
в) в третью очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера более 10 лет и имеющих справки о реабилитации на основании пункта "в" статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий" и ст.1 ФЗ от 04 ноября 1995г. N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий";
г) в четвертую очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера более 10 лет и являющихся инвалидами 2 группы;
д) в пятую очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера более 20 лет и являющихся инвалидами 3 группы;
е) в шестую очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера более 30 лет;
ж)в седьмую очередь на переселение проживающих в Норильском промышленном районе, г.Игарке с относящимися к нему населенными пунктами, Туруханском и Северо-Енисейском районах семей граждан, имеющих справки о реабилитации жертв политических репрессий и отработавших в районах Крайнего Севера более 25 лет.
Ввиду крайней ограниченности выделенных средств каждой последующей категории (из указанных в п.2.1) граждан жилищные субсидии предоставляются только после полного удовлетворения спроса на субсидии предыдущей категории граждан.
Материалами дела подтверждено, что Торохова Л.И. на момент постановки ее на учет на предоставление жилищной субсидии в 1997г. не относилась ни к одной из указанных как в Федеральном законе N116-ФЗ от 17 августа 1996г., так и в принятом Администрацией Красноярского края Положении "Об очередности и порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1996 году" категорий граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Суд при разрешении настоящего спора положения вышеуказанных норм материального права во внимание не принял, при разрешении спора ошибочно руководствовался Федеральным законом от 25 июля 1998г.г. N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Федеральным законом от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", т.к. на момент возникновения спорных правоотношений эти Законы приняты не были и потому их положения к возникшим правоотношениями применены быть не могли.
Неправильное применение судом норм материального права привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, которое подлежит отмене.
Поскольку материалами дела подтверждено, что при постановке на учет на предоставление жилищной субсидии 22 января 1997г. Торохова Л.И. не соответствовала требованиям, предъявляемым к гражданам действующим на тот момент законодательством Российской Федерации и Красноярского края, то есть не являлась переселенцем из закрывающихся городов, поселков, полярных станций, пенсионером, инвалидом или безработной, она не вправе была претендовать на получение субсидии и не могла быть поставлена на указанный учет.
При таких обстоятельствах администрация Северо-Енисейского района правомерно вынесла распоряжение от 09 августа 2011г. N641-ос "Об утверждении протокола заседания районной жилищной комиссии N33", которой Торохова Л.И. была исключена из списка граждан как не имеющая права, к моменту подачи заявления (датой постановки на учет является дата подачи заявления -22 января 1997г.) состоять на учете на получение жилищной субсидии, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявленных прокурором Северо-Енисейского района требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северо-Енисейского районного суда от 18 мая 2012г. отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Северо-Енисейского района в интересах Торохову Л.И. к администрации Северо-Енисейского района о признании действий администрации Северо-Енисейского района по исключению Тороховой Л. И. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по Северо-Енисейскому району Красноярского края незаконными и возложении обязанности на администрацию Северо-Енисейского района восстановить Торохову Л.И. в указанном списке с 22 января 1997г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.