Определение Красноярского краевого суда от 29 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судья Красноярского краевого суда Астапов А.М., рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края - Яценко Е.В. на решение Шушенского районного суда Красноярского края от "дата", кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от "дата" по делу по иску прокурора Шушенского района Красноярского края в интересах Агафонцевой Веры Андреевны к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Решением Шушенского районного суда Красноярского края от "дата" исковые требования прокурора Шушенского района Красноярского края в интересах Агафонцевой Веры Андреевны к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставлять меры социальной поддержки удовлетворены. Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района с "дата" обязано предоставлять меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Агафонцевой В.А., проживающей по адресу: "адрес", как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от "дата" решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд "дата", представитель Министерства финансов Красноярского края - Яценко Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений.
Оснований для вынесения определения о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в соответствии со ст. ст. 381, 387 ГПК РФ не нахожу.
Обращаясь с исковым заявлением в интересах Агафонцевой В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставлять меры социальной поддержки, прокурор Шушенского района Красноярского края мотивировал требования тем, что Агафонцева В.А. с 1970 г. работала на педагогических должностях, "дата" вышла на пенсию, имеет непрерывный педагогический стаж работы в школах сельской местности более 10 лет. После прекращения трудовых отношений УСЗН администрации Шушенского района Агафонцевой В.А. с "дата" прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". Действия УСЗН, по мнению прокурора, противоречат действующему законодательству и нарушают права Агафонцевой В.А., поскольку ее общий стаж в образовательном учреждении в сельской местности составляет более 10 лет. На момент ухода на пенсию она пользовалась указанными льготами, а, следовательно, за ней, как за педагогическим работником и проживающими совместно с ней членами семьи, сохраняется право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из сохраняющегося за педагогом, вышедшим на пенсию, права на освобождение от оплаты за отопление (теплоснабжения) занимаемого жилого помещения, указав, что Агафонцева В.А. в период с 1970 г. по "дата", то есть более 40 лет, занимала должности педагогических работников в школах сельской местности, является пенсионером по возрасту, с "дата" уволена из КГБОУ "Шушенский детский дом N 1" и проживает в квартире по адресу: "адрес", р. "адрес" следовательно, в силу действующего законодательства имеет право на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения.
С постановленным решением согласился суд второй инстанции.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 года N 225 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации", где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (абз.3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. N 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. N 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.
Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", которым был установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона "Об образовании" вступило в действие с 11.01.2011г.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. N 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.
Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ N 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Как следует из материалов жалобы Агафонцева В.А., "дата" года рождения, уроженка "адрес" проживает по адресу: "адрес", в квартире, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (1/4 доля в праве). Согласно трудовой книжке, Агафонцева В.А. с 1970 года начала трудовую деятельность педагогического работника, осуществляя трудовые функции в сельской местности. С "дата" по "дата" работала воспитателем группы продленного дня в Шушенской средней школе N 1, с "дата" переведена воспитателем в Шушенскую школу-интернат, "дата" Агафонцева В.А. вышла на пенсию, тот есть истица относится к категории перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в школах сельской местности более 10 лет. С "дата" по "дата" Агафонцевой В.А. предоставлялась денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе на освещение, с "дата" по "дата" Агафонцева В.А. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как "Ветеран Красноярского края", с "дата" выплата льгот на жилищно-коммунальные услуги прекращена.
Судом первой и второй инстанций правомерно сделан вывод о том, что прекращение указанной выплаты не основано на законе.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом заявителя о том, что Закон Красноярского края от 10.06.2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" не был принят во исполнение ст. 55 Закона "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), а являлся инициативным полномочием субъекта Российской Федерации - Красноярского края, а, следовательно, не распространял действие на педагогов-пенсионеров на основании следующего.
Закон Красноярского края от 10.06.2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" вступил в законную силу с 01.07.2010 г., учитывая, что с принятием данного закона был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, распространявший свое действие на педагогов-пенсионеров, порядок предоставления льгот указанной категории граждан стал предметом регулирования вновь принятого закона.
Также не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию является федеральным расходным обязательством, а, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является не управление социальной защиты населения администрации Шушенского района, а Российская Федерация, поскольку предоставление педагогу льгот за счет средств федерального бюджета возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством Российской Федерации и Красноярского края установлен, оснований для возложения обязанности по предоставлению Агафонцевой В.А. льгот на уполномоченный орган Российской Федерации не имелось.
Иных доводов, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятых по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального и материального права судами первой и второй инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381 и 383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя Министерства финансов Красноярского края - Яценко Евгении Викторовны для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья А.М. Астапов
Копия верна:
Судья Красноярского
краевого суда А.М. Астапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.