Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Фуги Н.В.
судей: Зинченко И.Н., Пашковского Д.И.
с участием прокурора Краснопеевой О.В.
при секретаре: Асеевой П.В.
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., дело по заявлению прокурора Козульского района, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта, в связи с кассационным представлением прокурора на решение Козульского районного суда Красноярского края от 07 сентября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим отказать полностью.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Козульского района обратился в суд с приведенным выше заявлением.
Заявленные требования мотивировал тем, что в соответствии с решением Лазурненского сельского Совета депутатов Козульского района от 11.02.2011 установлена стоимость 1 часа платных транспортных услуг на транспорт администрации сельсовета. Считает, что данное решение противоречит требованиям действующего законодательства. Уставом Лазурненского сельсовета Козульского района, который является учредительным документом администрации Лазурненского сельсовета не предусмотрено право на осуществление приносящей доход деятельности администрацией сельсовета, следовательно, решение Совета депутатов, которым разрешается такая деятельность не соответствует действующему законодательству. С целью устранения данного нарушения законодательства и. о. прокурора района в адрес главы Лазурненского сельсовета внесён протест от 11.05.2011 N46, который отклонён решением от 10.06.2011. В ответе на протест были сделаны ссылки на статьи 17 и 35 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые предусматривают право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Вместе с тем, поскольку право заниматься приносящей доход деятельностью не закреплено в Уставе Лазурненского сельсовета, администрация сельсовета не может оказывать платные услуги.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении прокурор Козульского района просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Краснопееву О.В., поддержавшую кассационной представление, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с оспариваемым решением Лазурненского сельсовета от 11.02.2011 года N 8-28, администрации Лазурненского сельсовета разрешено оказание платных транспортных услуг находящимися в собственности сельсовета автомобилем "Камаз" и трактором "К-701" с установлением стоимости 1 часа платных транспортных услуг в размере 1244,7 рубля и 1327 рубля, соответственно.
По мнению Судебной коллегии, указанное решение, безусловно, наделяет администрацию Лазурненского сельсовета правом на осуществление предпринимательской деятельности в целях извлечения дохода из принадлежащих муниципальному образованию транспортных средств.
В силу п.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
На основании ст. 51 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Как следует из ст. 18 Устава Лазурненского сельского Совета Козульского района, сельский совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета.
В соответствии со ст. 21 Устава, к компетенции совета депутатов относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий его приватизации в соответствии с действующим законодательством; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно ст. 28 Устава, администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности сельсовета в соответствии с решениями Совета депутатов. К ее компетенции ст.30 Устава отнесен ряд полномочий, среди которых отсутствует право на занятие предпринимательской деятельностью.
В связи с изложенным, как представительный орган местного самоуправления, так и администрация сельского совета могут выступать лишь в качестве юридических лиц, образованных для осуществления управленческой деятельности на территории муниципального образования. При этом какие-либо иные функции указанных учреждений, ни федеральным законодательством, ни Уставом Лазурненского сельского Совета не предусмотрены.
Анализ положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части полномочий органов местного самоуправления позволяет придти к выводу о том, что такие органы не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность в целях извлечения дохода, с использованием принадлежащего муниципальному образованию имущества.
Использование принадлежащего муниципальному образованию имущества, в качестве средства извлечения прибыли, возможно, лишь путем закрепления такого имущества за муниципальным предприятием, либо передачи его в аренду лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Администрация Лазурненского сельсовета к такого рода предприятиям, либо иным юридическим лицам, созданным для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания платных транспортных услуг населению, не относится, следовательно, осуществлять ее не в праве.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Лазурненского сельсовета, как наделяющие администрацию муниципального образования функциями, не предусмотренными федеральным законодательством, а также уставом муниципального образования, нельзя признать законным, поскольку, оно противоречит общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации, чье установление, в силу абзаца 2 п.1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти РФ.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, Судебная коллегия считает необходимым, отменив решение суда, принять решение об удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
В части определения времени, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, Судебная коллегия считает необходимым отметить, что решение Лазурненского сельсовета, в силу специфики предмета своего регулирования, могло уже неоднократно применяться, поэтому, считает необходимым признать его недействующим со дня принятия настоящего кассационного определения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козульского районного суда от 07 сентября 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования прокурора Козульского района удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 17 октября 2011 года решение Лазурненского сельсовета от 11.02.2011 года N 8-28 об оказании платных транспортных услуг администрацией Лазурненского сельсовета.
Резолютивную часть настоящего кассационного определения, в течение двух месяцев со дня его принятия, опубликовать в официальном печатном издании муниципального образования Лазурненский сельсовет - "Лазурненский вестник".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.