Порядок
учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации
(утв. Госналогслужбой РФ от 15 декабря 1996 г. N 1)
Согласно письму МНС РФ от 8 сентября 1999 г. N ВБ-6-31/707 настоящий порядок признан утратившим силу
См. новое Положение о хранении, учете и продаже специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное МНС РФ 27 августа 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации разработан во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" и от 23 ноября 1996 г. N 1389 "О внесении дополнения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации".
Постановления, во исполнения которых издано настоящее положение, признаны утратившими силу.
В настоящее время действуют постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 и от 4 сентября 1999 г. N 1008
1.2. Маркировке подлежат спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива (постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1389), производимой на территории Российской Федерации, расфасованные в потребительскую тару в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, независимо от емкости этой потребительской тары.
Ответственными за маркировку алкогольной продукции специальной маркой являются организации-производители (включая розлив) этой продукции.
1.3. Продажа специальных марок осуществляется только организациям-производителям (включая розлив) алкогольной продукции, имеющим лицензии на право производства (розлива) маркируемой продукции.
Оплата и получение специальных марок не может производиться за организацию, осуществляющую производство (розлив) алкогольной продукции, другими организациями.
1.4. Приобретенные организацией-производителем специальные марки не подлежат перепродаже, передаче или отчуждению в других формах иным организациям и лицам, за исключением возврата налоговым органам по месту их приобретения.
О введении отчетности об использовании специальных марок организациями - производителями алкогольной продукции см. постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1018
1.5. Оплата за изготовление, доставку специальных марок производится в соответствии с "Порядком приобретения специальных марок, подтверждающих легальность производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации, и прохождения финансовых средств от их продаж", утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Госналогслужбой России и Госалкогольслужбой России.
2. Порядок учета специальных марок в государственных налоговых инспекциях по субъектам Российской Федерации *
2.1. Приказом начальника госналогинспекции из числа работников инспекции назначаются лица материально-ответственные за получение, учет, хранение и выдачу марок.
2.2. Госналогинспекции по субъектам Российской Федерации по получении от предприятий объединения "Гознак" посылок со специальными марками проверяют целостность упаковки и соответствие данных (литер, серия, номер, количество) указанных в сопроводительных документах (накладных) с указанными на посылках. На сопроводительных документах (накладных) подтверждающих поступление марок на склад налоговой инспекции, должна быть расписка материально ответственного лица, получившего их. При наличии расхождений составляется акт. Акт и копия сопроводительного документа подписанные начальником налоговой инспекции и материально-ответственным лицом направляется в Госналогслужбу России (Административно-хозяйственное управление).
2.3. Учет марок ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина России от 03.11.93 г. N 122, на забалансовом счете 04 "Бланки строгой отчетности".
Решением Верховного Суда РФ от 30 июля 1998 г. N ГКПИ98-283 Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, признана незаконной (недействующей) со дня ее издания
2.4. Учет операций по приходу и расходу марок отражается на основании первичных документов в мемориальном ордере ф. 274. Ежемесячно данные мемориального ордера записываются работником бухгалтерии в оборотную ведомость ф. М-44, в книгу "Журнал-главная", выводятся остатки на начало месяца, которые сверяются с данными журналов у материально-ответственного лица.
2.5. Материально-ответственными лицами ведется аналитический учет специальных марок по местам их хранения:
- учет поступающих специальных марок по номерам ведется в журнале "Учета поступления специальных марок" (Приложение N 1);
- учет выдачи организациям-производителям алкогольной продукции специальных марок по номерам производится в журнале "Учета выдачи специальных марок" (приложение N 2). Журнал учета выдачи специальных марок заводится на каждую организацию-производителя осуществляющую производство алкогольной продукции;
- отпуск со склада производится материально-ответственным лицом по накладной ф. 434 по разрешению начальника налоговой инспекции и при наличии соответствующих документов, указанных в пункте 4.2.
3. Порядок хранения марок в госналогинспекциях по субъектам Российской Федерации или по их поручению в территориальных налоговых инспекциях
Помещения для хранения специальных марок должны отвечать следующим требованиям.
3.1. Наличие двух рабочих зон: для хранения марок и для проведения операций с клиентами.
3.2. Размещаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажном здании - на 2-ом этаже. В одноэтажных зданиях окна помещения оборудуются внутренними ставнями, металлическими или деревянными (обитыми с двух сторон листовым металлом).
3.3. Изолированные от других служебных и подсобных помещений и иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка.
3.4. Закрытые на две двери:
- внешнюю, открывающуюся наружу, дощатую, однопольную, имеющую изнутри металлическую цепочку, смотровой глазок, запирающуюся на два внутренних врезных замка, расположенных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга;
- внутреннюю, открывающуюся вовнутрь, изготовленную в виде стальной решетки, закрывающуюся на металлический засов и навесной замок с внутренней стороны помещения.
3.5. Двери оборудованные специальным окошком для проведения операций с клиентами. Окошко должно закрываться изнутри деревянной дверцей, обитой с двух сторон листовым металлом. С внутренней стороны дверца запирается на металлическую накладку с надежным навесным замком.
3.6. Оконные проемы, укрепленные решетками между рамами, либо с внутренней стороны помещения и оборудоваться охранной сигнализацией, реагирующей на открывание дверей и движение внутри помещения (или разбивание стекол окна).
3.7. Наличие сейфов (металлических шкафов) для хранения марок, в обязательном порядке прочно прикрепленных к строительным конструкциям пола и стен помещения.
3.8. Оборудованные пожарной сигнализацией и оснащенные исправными огнетушителями. По окончании рабочего дня входные двери должны запираться, опечатываться и сдаваться под охрану караульной службе (включаются установленные в помещении средства обнаружения).
Опечатанные помещения могут быть вскрыты материально - ответственными лицами, назначенными согласно п. 2.1. настоящего порядка, после их убеждения в сохранности печати, исправности замков и охранной сигнализации. В случае повреждения печати или поломки замков ответственные лица обязаны немедленно доложить начальнику государственной налоговой инспекции.
Запасные экземпляры ключей от помещений и металлических шкафов, предназначенных для хранения марок, в опечатанных материально-ответственным лицом пеналах (пакетах) постоянно хранятся в сейфе у начальника государственной налоговой инспекции.
4. Порядок выдачи специальных марок организациям - производителям (включая разлив) алкогольной продукции
4.1. Выдача специальных марок организации-производителю алкогольной продукции, имеющей лицензию на право его производства или разлива производится государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговыми инспекциями по городам и районам) после:
- получения специальных марок от объединения "Гознак" по заявке, установленной Минфином России;
- оплаты их организациями-производителями (включая розлив);
- перечисления сумм на счет N...... Управления федерального казначейства Минфина России.
4.2. Для получения специальных марок приказом руководителя организации-производителя алкогольной продукции назначается материально ответственное лицо, за которым закрепляется право получения этих марок с указанием его паспортных данных, в налоговые органы представляются следующие документы:
- копия лицензии на право производства (розлива) алкогольной продукции, заверенная в установленном порядке;
- копия заявления организации-производителя на покупку специальных марок в адрес Росалкогольмонополии, либо другого уполномоченного органа;
- копия платежного документа (с указанием ИНН), подтверждающего перечисление в федеральный бюджет средств на приобретение специальных марок с указанием в обязательном порядке в графе "назначение платежа" "оплата за специальные марки", а также выписка из банка, подтверждающая снятие указанных средств со счета организации;
- копия справки о постановке на учет в органы Госкомстата РФ;
- доверенность на право получения конкретного количества специальных марок, заверенная руководителем организации-производителя;
Специальные марки выдаются под расписку в журнале выдачи специальных марок установленного образца.
4.3. При выдаче марок налоговый орган выписывает накладные в 4-х экземплярах.
4.4. Экземпляры накладной распределяются следующим образом: 1-й экземпляр выдается организации-производителю, 2 и 3 экземпляры хранятся в налоговом органе, выдавшем марки (один из которых - в отделе финансового обеспечения), 4-й экз. - направляется в территориальный налоговый орган, далее в Госналогслужбу России (в Административно-хозяйственное управление).
4.5. Выдача марок производится строго в соответствии с разнарядкой Министерства финансов Российской Федерации. Единоразовая выдача специальных марок не может превышать квартальной потребности, указанной в разнарядке, но быть не менее количества кратного одной посылки
5. Порядок возврата и уничтожения поврежденных марок
5.1. При обнаружении специальных марок, имеющих типографский брак, организации-производители (включая розлив) алкогольной продукции обязаны представить их по акту в госналогинспекцию по месту их выдачи с заявлением о принятии марок для замены.
Номера возвращенных марок вписываются в акт, который подписывается комиссией по приему бракованных марок, назначенной приказом начальника госналогинспекции в составе не менее 3-х человек. Первый экземпляр акта направляется в Госналогслужбу РФ (Административно-хозяйственное управление).
5.2. Специальные марки, поврежденные в процессе маркировки алкогольной продукции, подлежат уничтожению. Поврежденные марки должны быть наклеены организацией-производителем на отдельные листы с соблюдением следующих правил:
- наклеивание специальных марок должно производиться без складок и неровностей;
- марки должны быть наклеены таким образом, чтобы четко просматривалась центральная часть марки и цифровые реквизиты;
- при разрыве марок отдельные ее части должны быть соединены;
5.3. Уничтожение поврежденных специальных марок производится комиссией по приему поврежденных в процессе наклейки специальных марок на алкогольную продукцию, в составе представителей госналогинспекции выдавшей марки, финансовых органов и организации-производителя алкогольной продукции (бухгалтера, материально-ответственного лица).
Акт об уничтожении поврежденных специальных марок составляется комиссией на месте уничтожения в 4-х экземплярах и подписывается всеми членами комиссии после уничтожения специальных марок. Первый экземпляр остается в государственной налоговой инспекции выдавшей эти марки, второй - у организации-производителя алкогольной продукции, третий - в территориальной налоговой инспекции, четвертый - в финансовом органе расположенном на территории налоговой инспекции выдавшей специальные марки.
В акте указывается литер, серия, номер и общее количество специальных марок подлежащих уничтожению.
Заместитель Руководителя государственной |
И.С.Стоянов |
"Утверждаю"
Руководитель Госналогслужбы России |
В.Г.Артюхов |
15 декабря 1996 г.
------------------------------------------------------------
* или в территориальных налоговых инспекциях по их поручению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок включает в себя разделы об учете и хранении специальных марок в государственных налоговых инспекциях, порядок выдачи специальных марок организациям - производителям алкогольной продукции (в том числе осуществляющим разлив), а также порядок возврата и уничтожения поврежденных марок. Приведены формы журнала учета поступления специальных марок и журнала для выдачи специальных марок.
Порядок учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации (утв. Госналогслужбой РФ от 15 декабря 1996 г. N 1)
Текст порядка опубликован в "Нормативных актах по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1997, N 6
Согласно письму МНС РФ от 8 сентября 1999 г. N ВБ-6-31/707 настоящий порядок признан утратившим силу