Анализ практики контрольной работы налоговых органов позволяет сделать вывод о том, что одним из наиболее распространенных способов занижения (сокрытия) прибыли (доходов) и иных объектов налогообложения является занижение хозяйствующими субъектами выручки от реализации продукции (работ, услуг) посредством неоприходования денежных средств при использовании налично-денежной формы расчетов за реализованную продукцию и оказанные услуги, а также путем невключения в выручку объемов продукции, реализованной на условиях бартерного обмена.
В связи с изложенным Государственная налоговая служба Российской Федерации поручает усилить контроль за соблюдением предприятиями и организациями действующего порядка осуществления налично-денежных и бартерных операций и учета выручки от этих операций при исчислении налогооблагаемой базы. В этих целях в ходе проведения документальных проверок предприятий, банков и иных кредитных организаций необходимо обращать особое внимание на следующие вопросы:
- соблюдение предприятиями и организациями порядка работы с денежной наличностью. При выявлении фактов нарушений применять меры ответственности, установленные пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения";
- соблюдение коммерческими банками и иными кредитными организациями порядка выдачи наличных денежных средств, установленного Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212. О выявленных нарушениях сообщать территориальным управлениям (национальным банкам) Центрального банка Российской Федерации для принятия мер ответственности, предусмотренных ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- соблюдение предприятиями, банками или иными кредитными организациями установленного пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 порядка выплаты наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты (иной аналогичной предварительной выплаты) по контракту, выполнение которого было прекращено. В случаях выявления нарушений применять к ним установленные указанным пунктом меры ответственности;
- полнота и правильность отражения в учете и отчетности, а также при исчислении налогооблагаемой базы стоимости продукции, реализуемой на условиях бартерного обмена. В связи с этим необходимо активизировать проведение встречных проверок участников наиболее крупных бартерных операций, а также проверок предприятий, производящих реализацию продукции (работ, услуг) по бартеру в размере, превышающем 50 процентов от общего объема реализации.
Заместитель руководителя
Госналогслужбы России |
В.Кораблев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом Госналогслужба поручает налоговым органам усилить контроль за соблюдением предприятиями и организациями действующего порядка осуществления налично-денежных и бартерных операций и учета выручки от этих операций при исчислении налогооблагаемой базы. В письме приведены вопросы, на которые следует обратить особое внимание во время проведения проверок.
Письмо Госналогслужбы РФ от 24 декабря 1996 г. N ВК-6-16/883 "Об ужесточении контроля за обеспечением налогообложения продукции, реализуемой с использованием налично-денежных и бартерных операций"
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1997, N 5