Инструкция Минфина СССР от 12 июня 1981 г. N 121
по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей
10 сентября 1986 г., 21 января 1988 г.
Приказом Минфина РФ от 20 января 2000 г. N 8н (возвращен без государственной регистрации) установлено, что настоящая инструкция не применяется на территории РФ
О порядке применения настоящей Инструкции см.:
письмо Минфина РФ от 31 октября 1996 г. N 19-14/110
письмо Минфина РФ от 10 ноября 1996 г. N 04-01-10
письмо Минфина РФ от 22 октября 1996 г. N 04-03-10
письмо Минфина РФ от 15 октября 1996 г. N 04-01-10
письмо Госналогслужбы РФ от 12 февраля 1993 г. N ВЗ-6-13/81
I. Общие положения
1. В порядке, изложенном в настоящей инструкции, производится взыскание не внесенных в установленные сроки:
1) налогов и других платежей в государственный бюджет СССР, если для этих платежей законодательством Союза ССР не предусмотрены специальные правила взыскания;
2) платежей по самообложению сельского населения, по государственному обязательному страхованию и отчислений колхозов и межколхозных предприятий и организаций в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников.
Указанные выше платежи взыскиваются независимо от каких-либо сроков давности, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей инструкции, и других случаев, предусмотренных законодательством СССР.
Взыскание не внесенных в срок взносов на государственное социальное страхование производится в соответствии с инструкцией, утверждаемой ВЦСПС.
2. Изложенный в настоящей инструкции порядок взыскания платежей в государственный бюджет СССР не распространяется:
1) на платежи, взыскиваемые по исполнительным надписям нотариальных органов;
2) на денежные начеты, налагаемые органами народного контроля;
3) на платежи, взыскиваемые судебными исполнителями на основании решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, а также приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
4) на суммы административных штрафов, взыскиваемые судами, исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов, административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, районными (городскими) и районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних, а также органами (должностными лицами), которым в соответствии с действующим законодательством СССР предоставлено право наложения штрафов на граждан;
5) на суммы штрафов, взыскиваемые на основании решений товарищеских судов;
6) на другие платежи, для взыскания которых законодательством СССР установлены специальные правила.
II. Органы взыскания
3. Органами взыскания платежей, указанных в пункте 1 настоящей инструкции, являются:
1) по налогам и другим платежам в государственный бюджет СССР - финансовые органы и иные государственные органы, которым действующим законодательством предоставлено право взыскания этих платежей, либо на которые возложено исчисление соответствующего платежа или контроль за его уплатой;
2) по платежам по самообложению сельского населения - исполнительные комитеты поселковых и сельских Советов народных депутатов;
3) по платежам по государственному обязательному страхованию - органы государственного страхования;
4) по отчислениям колхозов и межколхозных предприятий и организаций в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников - финансовые отделы исполнительных комитетов районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.
4. Руководство работой по взысканию налогов и других платежей в государственный бюджет СССР, платежей по самообложению сельского населения, по государственному обязательному страхованию и отчислений колхозов и межколхозных предприятий и организаций в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников осуществляется Министерством финансов СССР.
5. На министерства финансов союзных республик возлагается:
1) организация взыскания платежей в союзный бюджет, исчисление и взимание которых возложено на республиканские и местные финансовые органы, платежей в республиканские и местные бюджеты, а также отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников;
2) контроль за работой министерств финансов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских и районных в городах финансовых отделов по взысканию платежей.
6. На министерства финансов автономных республик, краевые, областные, окружные и городские (городов, имеющих районное деление) финансовые отделы возлагается:
1) организация в пределах соответствующей административной единицы взыскания платежей в союзный и республиканские бюджеты, исчисление и взимание которых возложено на местные финансовые органы, и платежей в местные бюджеты, а также отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников;
2) контроль за работой нижестоящих финансовых органов по взысканию платежей, а также исполнительных комитетов поселковых и сельских Советов народных депутатов по взысканию платежей по самообложению сельского населения.
7. Главные управления государственного страхования союзных республик, управления государственного страхования в АССР, краях, областях, округах и городах организуют и контролируют работу инспекций государственного страхования по взысканию платежей по государственному обязательному страхованию.
8. Районные, городские и районные в городах финансовые отделы производят взыскание в союзный, республиканские и местные бюджеты платежей, исчисление и взимание которых возложено на эти финансовые отделы, отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, а также осуществляют контроль за работой инспекций государственного страхования по взысканию платежей по государственному обязательному страхованию, органов других министерств и ведомств по взысканию платежей в бюджет и проверяют работу исполнительных комитетов поселковых и сельских Советов народных депутатов по взысканию платежей по самообложению сельского населения.
9. Взыскание не внесенных в срок платежей в районных, городских и районных в городах финансовых отделах, а также в инспекциях государственного страхования возлагается соответственно на инспекторов и экономистов по государственным доходам и на инспекторов Госстраха.
Возлагать взыскание не внесенных в срок платежей на других работников запрещается.
10. При взыскании платежей в бюджет органами других министерств и ведомств на них распространяются права и обязанности финансовых органов, изложенные в настоящей инструкции.
III. Перечисление платежей в недоимку и начисление пени
11. По истечении установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени, если законодательством Союза ССР не установлено взыскание недоимки по отдельным платежам без начисления пени.
Пеня начисляется с сумм недоимки за каждый день просрочки в размере, установленном законодательством Союза ССР.
Если законодательством Союза ССР применительно к отдельным видам платежей размер пени не установлен, начисление пени на сумму недоимки производится в следующих размерах:
1) по платежам предприятий, учреждений и организаций, а также иностранных юридических лиц - 0,05 процента;
2) по всем другим платежам - 0,1 процента.
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБР
12. Начисление пени по просроченным платежам населения производится кредитными учреждениями, а по платежам, прием которых возложен на поселковые и сельские Советы народных депутатов, - этими Советами.
Начисление пени по просроченным платежам предприятий, учреждений и организаций, а также иностранных юридических лиц производится соответствующими органами взыскания.
13. Пеня начисляется на полные рубли суммы просроченного платежа. При этом суммы пени, начисленной по просроченным платежам предприятий, учреждений и организаций, а также иностранных юридических лиц округляются до десяти копеек (менее 5 копеек отбрасываются, а 5 копеек и более округляются до 10 копеек), а начисленной по просроченным платежам населения до целой копейки (менее 0,5 копейки отбрасываются, а 0,5 копейки и более округляются до целой копейки).
Пеня на пеню не начисляется.
При взыскании недоимки в судебном порядке начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об изъятии имущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц и т.д.).
14. Днем уплаты считается:
1) при уплате наличными деньгами - день внесения денег в соответствующие кассы;
2) при переводе денег по почте или через кредитное учреждение - день внесения денег на почту или в кредитное учреждение;
3) при перечислении сумм платежа со счета плательщика в кредитном учреждении - день списания кредитным учреждением платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет.
15. Начисление пени производится, начиная со следующего дня после наступления срока уплаты по день уплаты включительно, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 13 настоящей инструкции. Например: срок уплаты установлен 23 декабря; платеж произведен 29 декабря; пеня начисляется за 6 дней (с 24 по 29 декабря включительно).
Если срок уплаты установлен "к 1 марта", "к 1 июня" и т.д., последними днями своевременной уплаты считаются соответственно 28/29 февраля, 31 мая и т.д.
В случае, когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Пеня на суммы платежей, причитающиеся бюджету по месячным перерасчетам, произведенным предприятиями, учреждениями, организациями, начисляется со дня, следующего за сроком, установленным для представления соответствующего отчета.
На суммы платежей, доначисленные в результате проверки финансовым органом пятидневных справок и декадных расчетов предприятий, учреждений и организаций, пеня начисляется со дня, следующего за первоначальным сроком, в который эти платежи подлежали уплате, по день фактической уплаты.
Пеня по платежам, доначисленным населению и колхозам, а также пеня по платежам налога с владельцев строений и земельного налога, доначисленным кооперативным предприятиям, учреждениям и организациям, начисляется по истечении сроков, установленных для уплаты доначисленных сумм.
По платежам, по которым не предусмотрены твердые сроки уплаты (например, перечисление в бюджет суммы дополнительной выручки, полученной в результате нарушения действующих цен и тарифов), пеня начисляется со дня, следующего за сроком уплаты, установленным в решении соответствующего органа, принятом по результатам проверки организации, обязанной вносить такие платежи.
16. Поступившие от плательщика суммы обращаются на погашение тех платежей, в уплату которых эти суммы внесены.
В случаях, когда за плательщиком к наступившему очередному сроку внесения платежа числится недоимка по этому платежу, соблюдается следующая очередность распределения поступивших сумм:
1) по платежам государственных, кооперативных (кроме колхозов) и иных общественных предприятий, учреждений и организаций (кроме платежей по налогу с владельцев строений и земельному налогу), а также по платежам иностранных юридических лиц - прежде всего погашается недоимка, затем пеня;
2) по платежам колхозов, граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц, а также по платежам налога с владельцев строений и земельного налога, вносимым кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями, в первую очередь погашается недоимка прошлых лет, затем последовательно: пеня на эту недоимку; недоимка по первому сроку платежа текущего года, пеня на эту недоимку; недоимка по второму сроку платежа текущего года, пеня на эту недоимку и т.д., после этого погашаются платежи по очередным ненаступившим срокам уплаты в текущем году.
При взыскании недоимки на основании решения суда в первую очередь покрываются расходы по взысканию.
17. За несвоевременное зачисление платежей по вине кредитных учреждений в доход государственного бюджета СССР, на счета органов государственного страхования или в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников кредитное учреждение уплачивает пеню за каждый день просрочки в размере 0,05 процента суммы платежей. С плательщиков за эти дни пеня не взимается.
За несвоевременное внесение в кредитные учреждения для зачисления в доход государственного бюджета СССР сумм платежей кассы специальных сборщиков уплачивают пеню в размере 0,05 процента несвоевременно внесенной суммы за каждый день просрочки.
За несвоевременное внесение в бюджет налоговых и других платежей, удержанных с рабочих и служащих, предприятия, учреждения и организации уплачивают пеню в размере 0,05 процента несвоевременно внесенной суммы за каждый день просрочки.
18. Органы взыскания имеют право проверять на предприятиях, в учреждениях (в том числе кредитных) и организациях правильность, своевременность и полноту перечисления и начисления соответствующих платежей на счета получателей, а также требовать в кредитных учреждениях предоставления справок о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций.
IV. Порядок взыскания недоимки по платежам предприятий,
учреждений и организаций
19. Суммы недоимки по платежам, причитающимся с предприятий, учреждений и организаций, взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органов взыскания.
Распоряжения о бесспорном взыскании сумм недоимки не выдаются, если предприятиями, учреждениями и организациями своевременно сданы в кредитные учреждения платежные поручения на перечисление причитающихся платежей.
Предприятия, учреждения и организации после истечения срока уплаты причитающихся платежей не могут без согласия соответствующего органа взыскания отзывать из кредитных учреждений неисполненные платежные поручения на перечисление этих платежей.
20. К предприятиям, учреждениям и организациям применяются следующие меры бесспорного взыскания недоимки:
Письмом Минфина СССР от 21 января 1988 г. N 9 в подпункт 1 пункта 20 настоящей Инструкции внесены изменения
1) списание в доход государственного бюджета СССР, на счета органов государственного страхования или в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников сумм, имеющихся на расчетном (текущем) счете недоимщика в кредитном учреждении и на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика.
Списание сумм, имеющихся на счетах недоимщика, в погашение недоимки и пени производится кредитным учреждением на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого органом взыскания на бланке платежного требования (0401001). Формы инкассового поручения предусмотрены в Правилах безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Госбанком СССР 30 сентября 1987 г. N 2.
Инкассовые поручения принимаются кредитным учреждением независимо от состояния счета плательщика.
При наличии на счете плательщика достаточных средств распоряжение выполняется кредитным учреждением в день его получения, если документ поступил до окончания операционного времени, и не позднее утра следующего дня, если документ поступил после окончания операционного времени.
При недостатке средств на счете плательщика в погашение недоимки перечислятся имеющаяся на счете сумма, а для оплаты недостающей суммы, равно как и для погашения недоимки при отсутствии средств на счете плательщика, инкассовые поручение помещается кредитным учреждением в картотеку N 2.
Все выписанные инкассовые поручения регистрируются органами взыскания в журнале формы N 1-вз (приложение N 1);
Согласно письму Госналогслужбы РФ от 12 февраля 1993 г. N ВЗ-6-13/81 настоящая Инструкция в части взыскания с дебиторов недоимщика причитающихся ему налогов считается утратившей силу
Письмом Минфина СССР от 10 сентября 1986 г. N 156 в подпункт 2 пункта 20 настоящей Инструкции внесены изменения
2) обращение взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
При обращении взыскания на счета дебиторов недоимщиков орган взыскания обязан указать банку номер и дату одного из следующих документов:
письменного подтверждения дебитором своей задолженности недоимщику;
платежного требования к дебитору, сданного недоимщиком в банк на инкассо;
платежного поручения, представленного в учреждение банка дебитора в пользу недоимщика;
исполнительного документа или документа на списание средств в бесспорном порядке со счета дебитора в пользу недоимщика.
На суммы задолженности по акцептованным платежным документам, не оплаченным по мотивам финансового контроля, обращение взыскания недоимки по платежам в бюджет не производится;
При обращении взыскания на суммы дебиторской задолженности после сдачи в кредитное учреждение распоряжения о взыскании с недоимщика всей суммы недоимки это распоряжение должно быть отозвано и заменено распоряжением на взыскание с недоимщика оставшейся суммы недоимки.
Распоряжение о взыскании с дебиторов сумм, причитающихся недоимщику, представляется в кредитное учреждение по месту нахождения недоимщика.
Взысканные с дебитора недоимщика суммы зачисляются непосредственно в доход государственного бюджета СССР, на счета органов государственного страхования или в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников минуя расчетный счет недоимщика.
При поступлении сумм дебиторской задолженности в погашение недоимки орган взыскания обязан письменно сообщить об этом недоимщику не позднее дня, следующего за днем получения документов о зачислении этих сумм в доход государственного бюджета СССР, на счета органов государственного страхования или в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников;
3) обращение взыскания на суммы, выделяемые предприятиям, учреждениям и организациям в порядке бюджетного финансирования, и на другие суммы, подлежащие выплате недоимщику из государственного бюджета СССР, кроме сумм, выделяемых из государственного бюджета СССР и иных источников на финансирование государственных капитальных вложений и капитального ремонта.
Распоряжения о погашении недоимки за счет сумм, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям из государственного бюджета СССР, даются:
Министерством финансов СССР - при обращении взыскания на суммы, выделяемые из союзного бюджета;
министерствами финансов союзных и автономных республик - при обращении взыскания на суммы, выделяемые из республиканского бюджета, соответственно, союзной или автономной республики;
местными финансовыми органами - при обращении взыскания на суммы, выделяемые из соответствующего местного бюджета;
Письмом Минфина СССР от 21 января 1988 г. N 9 в подпункт 4 пункта 20 настоящей Инструкции внесены изменения
4) обращение взыскания на суммы, имеющиеся на счетах вышестоящих органов, в пределах сумм, причитающихся недоимщику в порядке перераспределения средств по финансовому плану. Эта мера взыскания недоимок не применяется, когда недоимщиками являются предприятия и организации, переведенные на полный хозрасчет и самофинансирование;
5) обращение взыскания на суммы, имеющиеся на счетах предприятий, учреждений и организаций, для погашения недоимки, образовавшейся у их вышестоящих органов, в пределах сумм, причитающихся этим органам от подчиненных им предприятий, учреждений и организаций по их финансовым планам.
21. Недоимка и пеня по платежам по государственному обязательному страхованию могут быть удержаны органами государственного страхования из сумм страхового возмещения.
22. При ликвидации предприятия, учреждения или организации ответственность за своевременное и правильное поступление платежей в бюджет, органам государственного страхования или в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников несут ликвидационные комиссии, образуемые в установленном порядке, по отношению к которым применяются меры взыскания, изложенные в пунктах 20 и 21 настоящей инструкции.
В случаях, когда срок внесения платежей, причитающихся с ликвидируемого предприятия, учреждения или организации, еще не наступил, ликвидационная комиссия обязана до прекращения своей деятельности внести причитающуюся сумму в доход государственного бюджета СССР или на счета органов государственного страхования либо включить эту сумму в баланс по передаче правопреемнику ликвидируемого предприятия, учреждения или организации, оформив такое включение особым актом. В акте указывается правопреемник ликвидируемого предприятия, учреждения или организации, суммы причитающихся платежей и дата их внесения, которая не может быть позже даты, установленной для их уплаты ликвидируемым предприятием, учреждением или организацией.
Копии актов, подписанных ликвидационной комиссией и правопреемником, представляются соответствующим органам взыскания.
В случаях, когда причитающаяся с ликвидируемого предприятия, учреждения или организации сумма платежа превышает сумму, указанную в акте, правопреемник обязан внести полностью всю причитающуюся сумму и одновременно внести исправления в полученный от ликвидационной комиссии баланс.
23. При преобразовании колхозов в совхозы недоимка колхозов по подоходному налогу, государственному обязательному страхованию их имущества и платежам в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, в том числе по отсроченным платежам и по платежам текущего года по наступившим срокам уплаты, предъявляется комиссиям по прекращении деятельности колхозов не позднее пятидневного срока со дня их организации.
Письмом Минфина СССР от 21 января 1988 г. N 9 в пункт 24 настоящей Инструкции внесены изменения
24. При наличии претензий нескольких кредиторов недоимка по платежам, подлежащим взысканию в соответствии с настоящей инструкцией с предприятий, учреждений и организаций, погашается в очередности, установленной законодательством СССР и другими решениями Правительства СССР.
V. Порядок взыскания недоимки по платежам граждан СССР, лиц без
гражданства, а также иностранных юридических и физических лиц
25. Взыскание с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию, а также взыскание недоимки по налогам и другим платежам с иностранных юридических лиц может быть произведено органами взыскания только по решению суда.
26. До подачи в суд заявления о взыскании недоимки по налогам и другим платежам, указанным в пункте 25 настоящей инструкции, органами взыскания налагается арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им.
Одновременно недоимщику вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка не будет погашена в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество.
Опись имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц производится лишь в исключительных случаях, если исчерпаны все возможности для добровольного исполнения недоимщиком обязанностей по внесению платежей, и с разрешения в каждом отдельном случае заведующего районным, городским или районным в городе финансовым отделом.
Опись имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц производится обязательно в присутствии недоимщика (при его отсутствии - одного из совершеннолетних членов его семьи) и двух понятых.
Опись имущества иностранного юридического лица производится обязательно в присутствии лица, уполномоченного соответствующим иностранным юридическим лицом представлять его интересы в СССР, и ответственного сотрудника того министерства, государственного комитета или ведомства СССР, по линии которого в установленном порядке осуществляется на территории СССР деятельность соответствующего иностранного юридического лица.
27. Должностное лицо, производящее опись имущества недоимщика, имеет право входить во все помещения, занимаемые недоимщиком.
Вход в помещения граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц в отсутствие недоимщика или одного из совершеннолетних членов его семьи запрещается.
Запрещается вход в помещения иностранных юридических лиц в отсутствие лица, уполномоченного соответствующим иностранным юридическим лицом представлять его интересы в СССР.
В случае оказания недоимщиком противодействия входу в помещения производящее опись должностное лицо обязано пригласить представителей органов внутренних дел, жилищно-эксплуатационных контор и других органов, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, либо представителей местного Совета народных депутатов для содействия входу в помещения и производству описи имущества недоимщика.
Об оказании недоимщиком противодействия должностному лицу органа взыскания составляется акт для привлечения виновного к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Производить личный обыск недоимщика (в отношении иностранных юридических лиц - их представителей в СССР) и членов его семьи запрещается.
28. Описи подлежит только то количество имущества, которое необходимо и достаточно для полного погашения суммы недоимки и пени.
При производстве описи имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц в нее не включается имущество, на которое в соответствии с законодательством союзных республик не обращается взыскание по исполнительным документам.
В связи с этим министерства финансов союзных республик обязаны довести до сведения местных финансовых органов и органов государственного страхования содержащиеся в приложениях к гражданско-процессуальным кодексам союзных республик перечни видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
При производстве описи имущества иностранных юридических лиц в нее включается любое имущество этих лиц, находящееся на территории СССР.
Опись имущества, принадлежащего иностранному государству и находящегося на территории СССР, при отсутствии или недостаточности имущества юридического лица этого государства для полного погашения недоимки и пени, допускается лишь в порядке, предусмотренном статьей 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, т.е. с согласия компетентных органов этого государства.
29. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр акта вручается недоимщику, второй - направляется в суд, третий остается в органе взыскания.
В случаях, когда описанное имущество передается на хранение не недоимщику, а другому лицу (пункт 34 настоящей инструкции), акт описи составляется в четырех экземплярах, один из которых вручается хранителю.
В акте описи имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц, составляемом по форме N 2-вз (приложение N 2), должны быть указаны:
дата и место составления акта описи;
должность, фамилия, имя и отчество лица, производящего опись;
фамилия, имя и отчество недоимщика, гражданство, номер его лицевого счета, количество членов семьи, совместно проживающих с недоимщиком;
фамилии, имена и отчества понятых и их местожительство;
наименование просроченного платежа, сумма недоимки и пени;
точное наименование с указанием количества или веса, а также примет, отличительных признаков и степени исправности описанного имущества;
оценка каждого в отдельности вида имущества, включенного в акт, и стоимость всего описанного имущества;
количество имеющегося у недоимщика однородного имущества, не включенного в акт описи, которое должно быть оставлено недоимщику и членам его семьи (продукты питания, скот, корм для скота и др.).
В акте описи имущества иностранных юридических лиц, составляемом по форме N 3-вз (приложение N 3), должны быть указаны:
дата и место составления акта описи;
должность, фамилия, имя и отчество лица, производящего опись;
полное наименование юридического лица, осуществляющего деятельность на территории СССР;
адрес юридического лица (его представительства в СССР);
вид деятельности, осуществляемой юридическим лицом на территории СССР;
должность, фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного иностранным юридическим лицом представлять его интересы на территории СССР (фамилия, имя и отчество руководителя представительства иностранного юридического лица в СССР);
должность, фамилия, имя и отчество ответственного сотрудника министерства, государственного комитета или ведомства СССР, присутствующего при описи имущества;
наименование просроченного платежа, сумма недоимки и пеня;
точное наименование с указанием количества или веса, а также примет, отличительных признаков и степени исправности описанного имущества;
оценка каждого в отдельности вида имущества, включенного в акт, и стоимость всего описанного имущества.
Составление акта описи имущества в отношении граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц возлагается на инспектора (экономиста) по государственным доходам, а по недоимке по государственному обязательному страхованию - на инспектора Госстраха. Бланки составленных актов хранятся как бланки строгого учета в бухгалтерии по госдоходам районного, городского или районного в городе финансового отдела и в инспекции государственного страхования.
Составление акта описи имущества в отношении иностранных юридических лиц возлагается на ответственных сотрудников Министерства финансов СССР или по его поручению - на инспекторов (экономистов) по государственным доходам финансовых органов.
30. При наличии у иностранного юридического лица счета в кредитном учреждении, расположенном на территории СССР, органы взыскания в целях обеспечения заявленного требования могут возбудить перед судом ходатайство о наложении ареста на денежные суммы, находящиеся на этом счете.
31. Должностные лица, производящие опись имущества, обязаны пломбировать или опечатывать ценные предметы. Наложенные пломбы или печати должны сохраняться до реализации имущества или до снятия их органом взыскания в случае погашения недоимки.
32. Если при производстве описи от недоимщика и понятых поступят устные заявления, замечания и жалобы на неправильное составление акта, они заносятся в акт, а при подаче заявлений и жалоб в письменной форме об этом должно быть указано в акте с приложением поступивших заявлений и жалоб. Составитель акта обязан дать свое заключение по заявлениям, замечаниям и жалобам недоимщика и понятых.
Акт описи имущества подписывается составителем акта, недоимщиком (при его отсутствии - совершеннолетним членом его семьи) и понятыми.
Акт описи имущества иностранного юридического лица подписывается составителем акта, а также лицами, присутствующими при описи имущества (пункт 26 настоящей инструкции).
33. Оценка описанного имущества недоимщика производится по государственным розничным ценам с учетом износа этого имущества.
Скот, птица и сельскохозяйственная продукция оцениваются по государственным закупочным ценам, а строения - по оценке, определяемой исходя из оценочных норм, принятых для оценки строений по государственному добровольному страхованию.
Для оценки особо ценных, редких или не имеющих установленной цены предметов приглашаются эксперты.
34. Описанное имущество передается на хранение недоимщику под расписку на акте описи.
Составитель акта описи обязан предупредить недоимщика об ответственности за сохранность описанного имущества, а также указать в акте, каким имуществом до изъятия его недоимщик может пользоваться.
При отказе недоимщика принять описанное имущество на хранение или невозможности передачи ему имущества оно передается на хранение другому лицу по усмотрению органа взыскания под расписку в акте описи с вручением копии акта (пункт 29 настоящей инструкции). Отказ недоимщика от принятия описанного имущества на хранение должен быть отмечен в акте описи.
Лица, принявшие на хранение описанное имущество, имеют право на получение вознаграждения за хранение в размере 1,5 процента оценки имущества и на возмещение фактически понесенных необходимых расходов по хранению имущества. Расходы по хранению имущества (в том числе расходы по выплате хранителю вознаграждения) оплачиваются за счет недоимщика.
Валютные ценности (иностранная валюта - банкноты, казначейские билеты, монеты; платежные документы - чеки, векселя, аккредитивы и другие в иностранной валюте; фондовые ценности - акции, облигации и другие в иностранной валюте; банковские платежные документы в рублях (чеки и другие), приобретаемые за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту; драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий) должны быть внесены в акт описи, немедленно изъяты с отметкой об этом в акте и в течение 24 часов сданы в соответствующее местное учреждение Госбанка на хранение.
35. По требованию органов взыскания предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические лица обязаны сообщить сведения о том, имеется ли у них имущество недоимщика и причитаются ли недоимщику от них какие-либо суммы.
36. Инспектор (экономист) по государственным доходам и инспектор Госстраха, составляющий акт описи имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц при взыскании недоимок, обязаны после производства описи имущества сдать два экземпляра акта описи соответственно начальнику инспекции по госдоходам или начальнику инспекции государственного страхования, которые должны проверить правильность составленного акта и передать его на утверждение заведующему районным, городским или районным в городе финансовым отделом.
Акт описи имущества должен быть утвержден заведующим районным, городским или районным в городе финансовым отделом не позднее трех дней после его составления.
В таком же порядке утверждается акт описи имущества иностранных юридических лиц, если производство описи было возложено на местные финансовые органы.
В случаях, когда опись имущества иностранных юридических лиц производится Министерством финансов СССР, акт описи имущества не позднее трех дней после его составления утверждается руководством министерства или по его поручению начальником Управления государственных доходов.
Все составленные акты описи имущества должны быть занесены в реестр по форме N 4-вз (приложение N 4). Акты описи имущества по налогам и страховым платежам нумеруются в реестре раздельно.
37. Руководитель органа взыскания вправе разрешить недоимщику продать описанное имущество или часть его для погашения недоимки.
38. При отсутствии у недоимщика имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, органом взыскания составляется акт об отсутствии у недоимщика этого имущества.
Одновременно орган взыскания проверяет, не работает ли недоимщик на предприятии, в учреждении или организации и не причитаются ли ему денежные суммы от других лиц.
39. Заявление о взыскании с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию подается соответственно финансовым отделом исполнительного комитета районного, городского или районного в городе Совета народных депутатов, либо исполнительным комитетом поселкового или сельского Совета народных депутатов, либо инспекцией государственного страхования в суд по месту жительства недоимщика или месту нахождения его имущества.
Заявление о взыскании с иностранных юридических лиц недоимки по платежам подается Министерством финансов СССР или по его поручению финансовым органом в суд по месту нахождения на территории СССР представительства соответствующего иностранного юридического лица или его имущества.
40. В заявлении о взыскании недоимки в отношении граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц, составляемом по форме N 5-вз (приложение N 5), должны быть указаны:
фамилия, имя и отчество недоимщика и место его постоянного жительства;
закон, на основании которого плательщик привлечен к уплате соответствующих платежей, а также сумма платежей и сроки их уплаты;
подлежащая взысканию сумма недоимки, пени и сроки платежей, по которым образовалась недоимка.
В заявлении о взыскании недоимки в отношении иностранных юридических лиц, составляемом по форме N 6-вз (приложение N 6), должны быть указаны:
полное наименование юридического лица, осуществляющего деятельность на территории СССР, а также адрес юридического лица (его представительства в СССР) и вид его деятельности на территории СССР;
закон, на основании которого плательщик привлечен к уплате соответствующих платежей, а также сумма платежей и сроки их уплаты;
подлежащая взысканию сумма недоимки, пени и сроки платежей, по которым образовалась недоимка.
При отсутствии у недоимщика имущества, на которое может быть по закону обращено взыскание, и необходимости в связи с этим обратить взыскание на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц, об этом особо указывается в заявлении органа взыскания, передаваемом в суд.
41. Заявление районного, городского или районного в городе финансового отдела о взыскании с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц недоимок по налогам подписывается заведующим этим отделом и начальником инспекции (старшим инспектором) по госдоходам.
Заявление о взыскании с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц недоимок по государственному обязательному страхованию подписывается заведующим районным, городским или районным в городе финансовым отделом и начальником инспекции государственного страхования.
В таком же порядке подписывается заявление о взыскании недоимки с иностранных юридических лиц, если производство описи имущества этих лиц было возложено на местные финансовые органы.
В случае, если опись имущества иностранных юридических лиц производится Министерством финансов СССР, заявление о взыскании недоимки подписывается руководством Министерства финансов СССР или по его поручению начальником Управления государственных доходов.
42. К заявлению о взыскании недоимки должны быть приложены: копия платежного извещения, страхового свидетельства или выписка из лицевого счета недоимщика с указанием времени вручения ему платежного документа, размера и сроков платежа; выписка из постановления общего собрания граждан о проведении самообложения и сумме самообложения; акт об аресте (опись) имущества недоимщика, а при отсутствии у недоимщика имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, акт об отсутствии имущества и справка от других лиц о причитающихся с них недоимщику денежных суммах.
43. Орган взыскания обязан направить в суд своего представителя, который должен способствовать быстрому, всестороннему и правильному рассмотрению дела судом.
44. Рассмотрение в суде дел о взыскании недоимок с граждан СССР, лиц без гражданства, а также иностранных юридических и физических лиц и вынесение судебного решения производятся по правилам, предусмотренным в разделе третьем Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей и в главе 25 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и соответствующих главах гражданских процессуальных кодексов других союзных республик.
45. Исполнение решения суда о взыскании недоимки производится соответствующим органом взыскания на основании выданного судом исполнительного листа.
Одновременно с взысканием недоимок производится также взыскание судебных издержек в суммах, указанных в судебном решении.
46. Изъятие описанного имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц производится органом взыскания в присутствии недоимщика (в случае его отсутствия - одного из совершеннолетних членов его семьи) и двух понятых.
Изъятие описанного имущества иностранных юридических лиц производится Министерством финансов СССР в присутствии лиц, указанных в пункте 26 настоящей инструкции.
Изъятие имущества недоимщика оформляется актом, составляемым в двух экземплярах.
В акте изъятия имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц, составляемом по форме N 7-вз (приложение N 7), должны быть указаны:
дата изъятия имущества;
фамилия, имя, отчество и должность лица, производящего изъятие имущества;
фамилия, имя и отчество недоимщика;
номер лицевого счета и адрес недоимщика;
фамилии, имена и отчества понятых и их местожительство;
наименование суда, выдавшего исполнительный лист, и дата выдачи этого листа;
подробное наименование изъятого имущества с указанием его отличительных признаков;
порядковые номера, по которым изъятое имущество значится по соответствующему акту описи;
количество или вес и оценка каждого вида изъятого имущества по акту описи, утвержденному руководителем органа взыскания, и стоимость всего изъятого имущества.
В акте изъятия имущества иностранных юридических лиц, составляемом по форме N 8-вз (приложение N 8), должны быть указаны:
дата изъятия имущества;
фамилия, имя, отчество и должность лица, производящего изъятие имущества;
должность, фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного иностранным юридическим лицом представлять его интересы в СССР (фамилия, имя и отчество руководителя представительства иностранного юридического лица в СССР);
должность, фамилия, имя и отчество ответственного сотрудника министерства, государственного комитета или ведомства СССР, присутствующего при изъятии имущества;
наименование суда, выдавшего исполнительный лист, и дата выдачи этого листа;
подробное наименование изъятого имущества с указанием его отличительных признаков;
порядковые номера, по которым изъятое имущество значится по соответствующему акту описи;
количество или вес и оценка каждого вида изъятого имущества по акту описи, утвержденному руководителем органа взыскания, и стоимость всего изъятого имущества.
Акт изъятия имущества подписывают лицо, производящее изъятие имущества, недоимщик (при его отсутствии - один из совершеннолетних членов его семьи) и понятые.
Акт изъятия имущества иностранного юридического лица подписывается лицом, производящим изъятие имущества, а также присутствующими при этом лицами.
Устные жалобы, заявления и замечания недоимщика и понятых о неправильных действиях, допущенных лицом, производящим изъятие имущества, заносятся в акт, а письменные жалобы, заявления и замечания прилагаются к акту, о чем в нем делается отметка. Должностное лицо, производящее изъятие имущества, обязано дать свое заключение по существу этих жалоб, заявлений и замечаний.
Второй экземпляр акта изъятия имущества вручается недоимщику под расписку на первом экземпляре.
Изъятие имущества граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц возлагается на инспектора (экономиста) по государственным доходам или инспектора Госстраха.
Изъятие имущества иностранных юридических лиц возлагается на ответственных сотрудников Министерства финансов СССР.
Проверка и утверждение акта изъятия имущества недоимщика производится в порядке, изложенном в пункте 36 настоящей инструкции.
47. Если до изъятия описанного имущества сумма недоимки уменьшится, орган взыскания обязан, исходя из стоимости описанного имущества недоимщика, обратить взыскание только на ту часть имущества, которая необходима для погашения причитающейся с недоимщика суммы недоимки, пени, а также расходов по реализации имущества, которое будет изъято, и расходов по хранению имущества в случае, если оно передавалось на хранение другому лицу.
Указания недоимщика о том, на какие предметы в первую очередь следует обратить взыскание, учитываются органом взыскания, если эти указания не затрудняют надлежащего исполнения судебного решения.
В случае полного погашения недоимки и пени после вынесения решения суда, но до изъятия описанного имущества, с недоимщика взыскиваются суммы, подлежащие выплате лицу, принявшему описанное имущество на хранение, и судебные издержки.
В городах и поселках городского типа суммы судебных издержек вносятся недоимщиком в соответствующее кредитное учреждение, принимающее платежи в бюджет.
В сельских местностях сумма судебных издержек вносится недоимщиком в соответствующий поселковый или сельский Совет народных депутатов, который выдает недоимщику квитанцию о приеме денег по форме, установленной для приема налоговых платежей. Принятые суммы судебных издержек сдаются поселковым или сельским Советом народных депутатов в соответствующее отделение Госбанка по сопроводительным ведомостям, применяемым для сдачи налоговых платежей.
При полной уплате недоимки и пени до изъятия описанного имущества на акте описи имущества и на исполнительном листе органом взыскания делается соответствующая надпись с указанием номера квитанции и даты уплаты.
48. Реализация изъятого у недоимщика имущества производится по государственным розничным ценам с учетом износа этого имущества.
Продажа скота, птицы и сельскохозяйственной продукции осуществляется по государственным закупочным ценам.
Продажа строений производится по оценке, определяемой исходя из оценочных норм, принятых для оценки строений по государственному добровольному страхованию. Если ввиду отсутствия покупателей строения окажутся непроданными, они безвозмездно передаются исполнительным комитетам районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов или исполнительным комитетам поселковых и сельских Советов народных депутатов. При этом недоимка списывается в размере суммы оценки строения.
Особо ценные, редкие или не имеющие установленной цены предметы продаются по оценке, определенной экспертизой (пункт 33 настоящей инструкции).
49. Изъятое у недоимщиков имущество, за исключением скота, птицы, сельскохозяйственной продукции, строений, валютных ценностей, а также предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, передается органом взыскания для продажи государственной или кооперативной торгующей организации, с которой заключается соответствующий договор.
В договоре, наряду с условиями реализации имущества, должен быть предусмотрен порядок учета торгующей организацией реализованного имущества каждого недоимщика в отдельности, а также порядок и сроки зачисления на счет органа взыскания сумм, полученных от реализации этого имущества.
За реализацию изъятого у недоимщиков имущества орган взыскания уплачивает торгующей организации комиссионное вознаграждение в пределах до 7 процентов от суммы оценки имущества.
50. Изъятые по судебным решениям рабочий скот, племенной скот, молочные коровы продаются органом взыскания колхозам, совхозам и межхозяйственным предприятиям и организациям в сельском хозяйстве; мясной скот, птица и сельскохозяйственная продукция - государственным заготовительным организациям; строения - государственным предприятиям, учреждениям и организациям, колхозам и иным кооперативным организациям, их объединениям, другим общественным организациям.
Продажа скота, птицы, сельскохозяйственной продукции и строений отдельным гражданам не разрешается.
Письмом Минфина СССР от 21 января 1988 г. N 9 в пункт 51 настоящей Инструкции внесены изменения
51. Сдача валютных ценностей в отделение Госбанка на хранение должна производиться в порядке, установленном инструкцией Госбанка СССР от 10 декабря 1987 г. N 23.
После вступления в законную силу решения суда об обращении взыскания на имущество недоимщика орган взыскания реализует указанные ценности, направляя их в кассу по приему и выдаче ценностей через местные отделы спецсвязи Министерства связи СССР в посылках. Оформление этих посылок производится в порядке, установленном инструкцией Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 г. N 185.
Продажа валютных ценностей органом взыскания запрещается.
52. Предметы, признанные специальной экспертизой предметами, представляющими историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и подлежащими специальному учету, передаются органом взыскания безвозмездно в ведение музейных и научных учреждений соответствующей союзной республики. Недоимка в этих случаях списывается в сумме стоимости этих предметов, установленной экспертизой.
53. О передаче изъятого имущества для продажи торгующей организации, а равно о продаже органом взыскания изъятого имущества составляется акт по форме N 9-вз (приложение N 9).
В акте должны быть указаны: дата передачи, продажи имущества; порядковый номер по акту описи имущества; подробное наименование переданного для продажи или проданного имущества и его отличительные признаки; наименование организации, которой имущество передано для продажи или продано, срок оплаты стоимости имущества; продажная цена, установленная организацией, принявшей имущество для продажи, или сумма, вырученная от продажи.
Организация, принявшая имущество для продажи, или покупатель обязаны расписаться в приобретении или принятии имущества для продажи на акте реализации имущества.
54. Работники органов взыскания не имеют права приобретать изъятое у недоимщиков имущество, в том числе для нужд органа взыскания.
55. Организация, купившая изъятое имущество, или организация, принявшая это имущество для продажи, перечисляет причитающиеся за купленное или проданное имущество суммы на счет органа взыскания в сроки, предусмотренные в акте реализации.
56. Учреждения Госбанка обязаны сообщать органам взыскания о суммах, сданных или перечисленных организациями, купившими описанное имущество недоимщика или принявшими это имущество для продажи.
После получения от учреждения Госбанка документа о произведенном перечислении или сдаче этих сумм в акте реализации имущества делаются соответствующие отметки.
57. Суммы, вырученные от реализации имущества, после покрытия фактических расходов, произведенных по взысканию недоимки, и внесения в доход государственного бюджета соответствующей союзной республики судебных издержек в размере, определенном в решении суда, распределятся в порядке, установленном в пункте 16 настоящей инструкции.
58. Суммы, вырученные от реализации изъятого имущества, записываются в лицевые счета недоимщиков, которым одновременно за подписью руководителя органа взыскания посылаются сообщения с указанием суммы, вырученной от реализации изъятого имущества, и ее распределения.
59. В случаях, когда стоимость изъятого и реализованного имущества не покрывает полностью всей суммы недоимки и пени, орган взыскания вправе без дополнительного решения суда обратить взыскание на заработную плату недоимщика и на другие причитающиеся ему суммы. При отсутствии заработков и других сумм, на которые можно обратить взыскание, орган взыскания обязан систематически проверять имущественное положение недоимщика и при появлении дополнительного имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, производить с соблюдением положений настоящей инструкции опись этого имущества в количестве, необходимом для погашения всей суммы недоимки. Изъятие такого имущества для реализации производится по дополнительному решению суда.
60. Взыскание может обращаться на имущество недоимщиков, местопребывание которых неизвестно, после признания в судебном порядке таких граждан безвестно отсутствующими и после назначения опеки над их имуществом.
61. Исполнительный лист суда на взыскание недоимки путем удержаний из заработной платы и других заработков недоимщика передается органом взыскания в бухгалтерию соответствующих предприятий, учреждений и организаций.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 21 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей обращение взыскания на заработную плату, иной заработок, пенсию или стипендию недоимщика в случае отсутствия или недостаточности у него необходимого имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, допускается в размере не более двадцати процентов суммы, причитающейся к выплате недоимщику.
Взыскание не может быть обращено на выходное пособие и на суммы компенсационных выплат, предусмотренных трудовым законодательством, а также других выплат, указанных в статье 387 ГПК РСФСР и соответствующих статьях гражданско-процессуальных кодексов других союзных республик.
62. Исполнение решения суда об обращении взыскания на суммы, находящиеся на счетах, открытых иностранному юридическому лицу в кредитных учреждениях, расположенных на территории СССР, производится путем передачи Министерством финансов СССР исполнительного листа в соответствующее кредитное учреждение.
63. Исполнение решения суда об обращении взыскания на денежные суммы, причитающиеся иностранному юридическому лицу от других юридических и физических лиц, производится в порядке, предусмотренном соответственно подпунктом 2 пункта 20 и пунктом 61 настоящей инструкции.
64. Исполнение решения суда о принудительном удовлетворении претензий за счет наличных денежных сумм иностранного юридического лица производится Министерством финансов СССР путем направления недоимщику исполнительного листа и распоряжения о внесении этих сумм в соответствующее учреждение Госбанка для последующего их зачисления в доход союзного бюджета.
В случае неперечисления этих сумм недоимщиком в указанный в распоряжении срок исполнение решения суда производится Министерством финансов СССР путем непосредственного изъятия наличных денежных сумм из касс недоимщика.
При изъятии этих сумм должны присутствовать лица, указанные в пункте 26 настоящей инструкции.
Изъятие наличных денежных сумм иностранного юридического лица оформляется актом, составляемым в двух экземплярах по форме N 10-вз (приложение N 10).
В акте должны быть указаны:
дата изъятия денежных сумм;
должность, фамилия, имя, отчество лица, производящего изъятие;
должность, фамилия, имя и отчество лица, уполномоченного иностранным юридическим лицом представлять его интересы в СССР (фамилия, имя и отчество руководителя представительства иностранного юридического лица в СССР);
должность, фамилия, имя и отчество ответственного сотрудника министерства, государственного комитета или ведомства СССР, присутствующего при изъятии денежных сумм;
наименование суда, выдавшего исполнительный лист, и дата выдачи этого листа;
размер суммы, подлежащей изъятию в покрытие недоимки.
Второй экземпляр акта вручается недоимщику под расписку на первом экземпляре.
Акт изъятия денежных сумм утверждается руководством Министерства финансов СССР не позднее 3-х дней с момента его составления.
65. В случае переезда недоимщика на новое постоянное место жительства и отсутствия возможности исполнения судебного решения по месту его прежнего жительства органы взыскания, начислившие платежи, передают взыскание недоимки соответствующим органам по новому постоянному месту жительства недоимщика.
Орган, которому передано взыскание, обязан в десятидневный срок сообщить органу, начислившему платежи, о принятии этих сумм ко взысканию.
Платежи, взысканные по новому месту жительства недоимщика, зачисляются в бюджет или на счета органов государственного страхования по месту взыскания.
66. Лица, претендующие на имущество, на которое обращено взыскание, доказывают свои права на это имущество в судебном порядке.
67. Органы внутренних дел, а также жилищно-эксплуатационные конторы и другие органы, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, обязаны оказывать содействие органам взыскания при производстве ими описи имущества и его изъятии.
VI. Отсрочка и рассрочка платежей, сложение (списание) недоимки
по платежам и возврат излишне поступивших сумм
О предоставлении отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет см. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ
68. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка платежей.
Отсрочку или рассрочку платежей могут предоставлять органы взыскания, их вышестоящие организации, а также другие органы, которым это право предоставлено законодательством Союза ССР и союзных республик.
69. Отсрочки и рассрочки платежей (за исключением платежей из прибыли), поступающих в союзный бюджет от предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов), могут предоставляться в каждом отдельном случае в пределах квартала, в котором наступил срок очередного платежа:
1) районными, городскими и районными в городах финансовыми отделами - на сумму не свыше 2,5 тыс. рублей;
2) областными, краевыми финансовыми отделами и министерствами финансов автономных республик - на сумму не свыше 20 тыс. рублей;
3) Московским горфинуправлением, Ленинградским и Киевским горфинотделами - на сумму не свыше 50 тыс. рублей;
4) министерствами финансов союзных республик (кроме РСФСР) - на сумму не свыше 100 тыс. рублей;
5) Министерством финансов РСФСР - на сумму до 300 тыс. рублей.
Отсрочки и рассрочки указанных платежей на суммы свыше 300 тыс. рублей по РСФСР и свыше 100 тыс. рублей по остальным союзным республикам, а также независимо от суммы на срок за пределы квартала предоставляются Министерством финансов СССР.
70. Отсрочки и рассрочки платежей (за исключением платежей из прибыли), поступающих в республиканские бюджеты союзных республик от предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов), могут предоставляться в каждом отдельном случае в пределах квартала областными, краевыми финансовыми отделами и министерствами финансов автономных республик на сумму не свыше 20 тыс. рублей.
Отсрочки и рассрочки этих платежей на сумму свыше 20 тыс. рублей, а также независимо от суммы на срок за пределы квартала могут предоставляться лишь министерствами финансов союзных республик.
71. Отсрочки и рассрочки платежей из прибыли в союзный бюджет даются Министерством финансов СССР, а в республиканские бюджеты союзных республик - министерством финансов соответствующей союзной республики.
72. Отсрочки и рассрочки платежей иностранных юридических лиц даются Министерством финансов СССР.
73. Отсрочки и рассрочки платежей предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов), зачисляемых непосредственно в республиканские бюджеты автономных республик и в местные бюджеты, даются министерствами финансов автономных республик и соответствующими местными финансовыми органами.
74. В соответствии с действующим законодательством Советы Министров союзных республик могут предоставлять отдельным колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям отсрочки платежей по государственному обязательному страхованию, а также отсрочки платежей отдельным колхозам по подоходному налогу.
Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов народных депутатов по ходатайствам районных и городских Советов народных депутатов могут предоставлять отдельным колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсрочки платежей по подоходному налогу.
Колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, по решениям исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов могут предоставляться в пределах текущего года отсрочки уплаты подоходного налога.
Колхозам и межколхозным предприятиям и организациям, пострадавшим от стихийных бедствий, по решениям министерств финансов союзных республик могут предоставляться отсрочки уплаты отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников.
75. Отсрочки и рассрочки платежей граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц предоставляются в пределах текущего года районными, городскими и районными в городах финансовыми отделами.
76. Заявления плательщиков об отсрочке или рассрочке платежа рассматриваются соответствующим органом в десятидневный срок.
Подача заявлений об отсрочке или рассрочке платежа не приостанавливает взыскания. Однако орган, рассматривающий эти заявления, может приостановить взыскание впредь до разрешения вопроса об отсрочке или рассрочке платежа.
77. Отсроченные или рассроченные суммы уплачиваются с начислением пени в полном или пониженном размере либо без начисления пени в соответствии с решением органа, предоставившего отсрочку или рассрочку платежа. Если в решении об отсрочке или рассрочке платежа не указано, что на отсроченные или рассроченные суммы должна начисляться пеня, последняя не начисляется.
Если сумма отсроченного или рассроченного без начисления пени платежа в установленный срок не погашена или погашена не полностью, то по истечении этого срока на сумму недоимки, оставшейся неуплаченной, начисляется пеня в установленном размере с момента первоначального образования недоимки.
На отсроченные суммы платежей колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий по государственному обязательному страхованию и на отсроченные суммы платежей колхозов по подоходному налогу, не уплаченные в установленный срок, начисление пени производится со дня, следующего за днем, до которого был отсрочен платеж.
78. В случае невозможности взыскания недоимки по платежам, кроме отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, таковая слагается (списывается). Сложение (списание) недоимки производится органами взыскания или их вышестоящими организациями.
Сложение (списание) недоимки по платежам может быть произведено другими органами, которым это право предоставлено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Недоимка и пеня по платежам предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов) признается невозможной ко взысканию в случае их ликвидации без правопреемника или в случае консервации.
При преобразовании колхозов в совхозы недоимка и пеня по причитающимся с колхозов платежам взыскиваются в порядке, установленном Положением о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками, утвержденным постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. N 495**.
Недоимка и пеня по платежам ликвидируемых межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве взыскиваются в порядке, установленном для покрытия убытков этих предприятий (организаций) Общим положением о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1977 г. N 291***.
79. Невозможные ко взысканию недоимки и пеня по платежам, поступающим в союзный бюджет от предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов), могут быть сложены в каждом отдельном случае:
1) областными, краевыми финансовыми отделами и министерствами финансов автономных республик - на сумму не свыше 2,5 тыс. рублей;
2) министерствами финансов союзных республик - на сумму не свыше 5 тыс. рублей.
Сложение недоимок и пени по указанным платежам на сумму свыше 5 тыс. рублей производится лишь Министерством финансов СССР.
80. Невозможные ко взысканию недоимки и пеня по платежам, поступающим в республиканские бюджеты союзных республик от предприятий, учреждений и организаций (кроме колхозов), могут быть сложены в каждом отдельном случае:
1) областными, краевыми финансовыми отделами и министерствами финансов автономных республик - на сумму не свыше 2,5 тыс. рублей;
2) министерствами финансов союзных республик - на сумму свыше 2,5 тыс. рублей.
81. В случае невозможности взыскания недоимок по поступающим непосредственно в местные бюджеты платежам предприятий, учреждений и организаций сложение недоимки производится соответствующими местными финансовыми органами.
82. Невозможные ко взысканию недоимки и пеня по платежам иностранных юридических лиц могут быть сложены (списаны) лишь Министерством финансов СССР.
83. Сложение с колхозов недоимок и пени по подоходному налогу и государственному обязательному страхованию производится, в соответствии с действующим законодательством, Советами Министров союзных республик за счет бюджета республики.
Советам Министров союзных республик действующим законодательством предоставлено право производить в исключительных случаях списание недоимок по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов и налогу с оборота за счет бюджета республики.
84. Невозможность взыскания недоимки с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц должна быть в каждом отдельном случае подтверждена актом обследования недоимщика.
Обследование проводится органом взыскания в присутствии одного понятого.
В акте обследования должны быть указаны:
дата составления акта;
должность, фамилия, имя и отчество составителя акта;
фамилия, имя и отчество понятого и его местожительство;
фамилия, имя и отчество недоимщика, его адрес, номер лицевого счета;
исчисленная и поступившая сумма и размер недоимки и пени по каждому платежу в отдельности;
источники дохода и имущество недоимщика на день обследования;
обстоятельства, подтверждающие невозможность взыскания недоимки.
Акт о результатах обследования составляется в одном экземпляре и подписывается составителем акта и понятым.
Проведение обследования недоимщиков для решения вопроса о сложении недоимок возлагается соответственно на инспектора (экономиста) по госдоходам и инспектора Госстраха.
85. Сложение с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц недоимок и пени (кроме недоимок и пени по сельскохозяйственному налогу и государственному обязательному страхованию) может производиться на основании письменных заявлений недоимщиков в случаях:
1) невозможности взыскания недоимки в течение года после ее образования из-за отсутствия имущества и денежных доходов, на которые по закону может быть обращено взыскание, подтвержденной актом обследования недоимщика;
2) нерозыска недоимщика, выбывшего из места постоянного жительства, в течение года со времени выбытия и отсутствия по месту прежнего жительства имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание.
86. Сложение невозможной ко взысканию недоимки и пени по сельскохозяйственному налогу может производиться лишь по решениям исполкомов районных Советов народных депутатов на основании письменных заявлений недоимщиков и заключений районных финансовых отделов, подтвержденных материалами обследования хозяйств.
Сложение недоимки и пени может производиться лишь по истечении календарного года, в котором образовалась недоимка, в случаях:
1) невозможности взыскания недоимки из-за отсутствия имущества и денежных доходов, на которые по закону может быть обращено взыскание;
2) нерозыска недоимщика, выбывшего из места постоянного жительства, и отсутствия по месту прежнего жительства имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Невозможность взыскания недоимки и пени по сельскохозяйственному налогу должна быть подтверждена актом обследования хозяйства недоимщика, составляемым в порядке, предусмотренном в пункте 84 настоящей инструкции.
На основании утвержденного заведующим районным финансовым отделом акта обследования хозяйства недоимщика районный финансовый отдел составляет заключение по заявлению плательщика о сложении недоимки и представляет это заключение в исполком районного Совета народных депутатов.
87. Сложение невозможной ко взысканию недоимки и пени по государственному обязательному страхованию в отношении граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц производится на основании письменного заявления недоимщика в случаях, указанных в пункте 86 настоящей инструкции, лишь по истечении календарного года, в котором образовалась недоимка.
Невозможность взыскания недоимки по государственному обязательному страхованию должна быть подтверждена актом обследования хозяйства недоимщика, составляемым в порядке, указанном в пункте 84 настоящей инструкции.
88. Сложение недоимок с граждан СССР, лиц без гражданства и иностранных физических лиц (кроме недоимок по сельскохозяйственному налогу) производится:
1) на сумму до 100 рублей - районными, городскими (городов, не имеющих районного деления) и районными в городах финансовыми отделами;
2) на сумму свыше 100 рублей до 1000 рублей - министерствами финансов союзных республик, не имеющих областного деления, министерствами финансов автономных республик, краевыми, областными, окружными и городскими (городов, имеющих районное деление) финансовыми отделами;
3) на сумму свыше 1000 рублей - министерствами финансов союзных республик.
89. Сложение недоимки, которая погашается путем обращения взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию или иной заработок недоимщика, запрещается.
90. Суммы платежей, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годичный срок со дня их поступления.
Подача заявления о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока.
При наличии у плательщика недоимки по платежам излишне поступившая от него сумма по этим или другим платежам зачитывается без заявления плательщика в погашение недоимки.
С согласия плательщика излишне поступившая сумма платежа может зачитываться в уплату предстоящих очередных платежей.
О произведенном зачете излишне поступивших сумм платежей сообщается предприятиям, учреждениям и организациям в 3-х дневный срок.
Возврат налогов и неналоговых платежей, излишне поступивших в доход бюджета, производится кредитными учреждениями по чекам соответствующих финансовых органов.
Возврат гражданам СССР, лицам без гражданства и иностранным физическим лицам неналоговых доходов в суммах до 10 рублей производится кредитными учреждениями по денежным (именным) чекам организаций, администрирующих эти доходы.
Порядок возврата и зачета налогов и неналоговых платежей, излишне поступивших в доход бюджета установлен инструкцией Госбанка СССР по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР от 25 декабря 1971 г. N 27.
91. При пересмотре неправильно произведенного взимания налогов и других платежей, по которым в соответствии с действующим законодательством Союза ССР такой пересмотр допускается более чем за один год, суммы, выявившиеся в результате пересмотра, подлежат возврату плательщику либо зачету за то время, за которое допускается пересмотр.
Суммы, поступившие в бюджет по решениям суда, подлежат возврату по заявлению лица, с которого они взысканы, если не истек шестимесячный срок со дня отмены в установленном порядке указанных решений.
VII. Порядок обжалования действий должностных лиц органов взыскания
92. Жалобы на неправильные действия должностных лиц органов взыскания, допущенные ими при взыскании платежей, подаются в орган, по распоряжению которого производится взыскание.
Эти жалобы рассматриваются и решения по ним выносятся в пятидневный срок.
Указанные решения могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий по отношению к органу взыскания орган.
Жалобы иностранных юридических лиц (их представительств в СССР) рассматриваются Министерством финансов СССР и решения по ним выносятся не позднее месячного срока с момента подачи жалобы.
Предусмотренный настоящим пунктом порядок обжалования действий должностных лиц органов взыскания не применятся, если законодательством Союза ССР по отдельным видам платежей установлен иной порядок обжалования этих действий.
93. Подача жалоб, указанных в пункте 92 настоящей инструкции, не приостанавливает взыскания недоимки.
В отдельных случаях по ходатайству плательщика решением органа, которому подана жалоба, взыскание недоимки может быть полностью или частично приостановлено вплоть до рассмотрения жалобы.
* * *
94. С изданием настоящий инструкции считать утратившими силу:
письмо Министерства финансов СССР от 5 марта 1957 г. N 77 "Об упрощении порядка возврата сумм из доходов бюджета, не администрируемых финорганами";
инструкцию Министерства финансов СССР от 3 мая 1963 г. N 122 "О порядке взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей";
письмо Министерства финансов СССР от 4 мая 1963 г. N 123 "О недопущении обращения взыскания недоимок по отдельным платежам на пенсии";
письмо Министерства финансов СССР от 13 декабря 1963 г. N 361 "Об усилении контроля за взысканием недоимок по налоговым и страховым платежам";
письмо Министерства финансов СССР от 15 августа 1964 г. N 232 "О частичном изменении инструкции Министерства финансов СССР от 3 мая 1963 г. N 122";
пункт 6 приложения N 1 к письму Министерства финансов СССР от 6 июня 1967 г. N 181 "Об изменении статистической отчетности финансовых органов и периодичности проверок предприятий и организаций по государственным доходам".
Настоящая инструкция вводится в действие с 1 июля 1981 г.
Министр финансов СССР |
В.Ф.Гарбузов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Минфина СССР от 12 июня 1981 г. N 121 по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей
Настоящая инструкция вводится в действие с 1 июля 1981 г.
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минфина РФ от 20 января 2000 г. N 8н (возвращен без государственной регистрации) установлено, что настоящая инструкция не применяется на территории РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Минфина СССР от 21 января 1988 г. N 9
Письмо Минфина СССР от 10 сентября 1986 г. N 156