Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Полынцева С.Н.,
судей - Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Сафине Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску Мельникова "данные изъяты" к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, администрации Мотыгинского района о признании незаконным уведомления, признании незаконным бездействия в части оформления и выдачи государственного жилищного сертификата, возмещении убытков,
по кассационной жалобе представителя Мельникова "данные изъяты" - Репиной В.С.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 ноября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении предъявленных Мельниковым "данные изъяты" требований - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мельников "данные изъяты". обратился в суд с иском (с учетом вносившихся корректив) к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края, администрации Мотыгинского района о признании незаконным уведомления Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 10 июля 2009 года N 9-3229, признании незаконным бездействия администрации Мотыгинского района в части оформления и выдачи жилищного сертификата, возложении на каждый из указанных органов власти обязанности выплатить в его пользу в субсидиарном порядке, за счет средств соответствующих бюджетов, жилищную субсидию в размере 1 625 400 рублей, взыскании судебных расходов, связанные с оплатой проживания представителя и суточных, в сумме 100 000 рублей.
В обоснование своих требований сослался на то, что проживает на территории Мотыгинского района Красноярского края, которая отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В 2007 году администрацией Мотыгинского района он был поставлен на учет как лицо, имеющее право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории инвалидов. В соответствии с положениями подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище 2002-2010 годы", основным условием получения гражданином в планируемом году жилищного сертификата является включение его в сводный список лиц, изъявивших желание получить указанный сертификат. Он (заявитель) был внесен в список участников обозначенной программы на 2009 год, утвержденный главой Мотыгинского района Красноярского края. На основании подобных списков, полученных от органов местного самоуправления, Министерством строительства и архитектуры Красноярского края 16 сентября 2008 года был сформирован сводный список граждан для получения государственных жилищных сертификатов на 2009 года, в который он (Мельников "данные изъяты") был внесен под N 125. Однако 10 июля 2009 года Министерство возвратило его учетное дело в администрацию Мотыгинского района, указав, что его стаж работы составляет менее 15 лет. Отказ в выдаче сертификата считает незаконным, так как исключение граждан, изъявивших желание на его получение в планируемом году из уже утвержденного сводного списка законодательством не предусмотрено. В результате действий ответчиков он лишен возможности реализовать свое право на приобретение жилья в благоприятных для проживания регионах.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Репина "данные изъяты", действующая в интересах Мельникова "данные изъяты", на основании доверенности, просит состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый с нарушением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что указанная жалоба поступила в суд 28 ноября 2011 года, то таковая, в соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ, подлежит рассмотрению по правилам, действовавшим на день ее предъявления (до вступления в силу изменений).
Мельников "данные изъяты", его представитель Репина В.С., представитель администрации Мотыгинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом кассационной инстанции, не явились, причины неявки суду не сообщили.
С учетом положений ч. 2 ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по кассационной жалобе в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края Бабинцевой Н.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из представленных материалов, решением комиссии по жилью и жилищной политике администрации Мотыгинского района от 20 ноября 2007 года Мельников "данные изъяты" был признан участников федеральной целевой программы переселения в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ по категории инвалидов, имеющий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 18 лет. Реализуя свое право на получение государственного жилищного сертификата в 2009 году, 21 июня 2008 года истец подал в администрацию Мотыгинского района заявление соответствующего содержания, указав в качестве членов своей семьи мать Мельникову "данные изъяты" и малолетнего сына Мельникова "данные изъяты" В связи с этим он был включен в список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2009 год, утвержденный заместителем губернатора Красноярского края 16 сентября 2008 года. Но в дальнейшем сопроводительным письмом от 10 июля 2009 года N 9-3229 учетное дело Мельникова "данные изъяты" было возвращено в администрацию Мотыгинского района ввиду отсутствия у заявителя на момент постановки на учет необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не менее 15 лет.
В силу ст. 1 ФЗ "О жилищных субсидиях?" право на получение жилищной субсидии имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года,, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не, не владеющие жильем в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют и инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что учетное дело Мельникова "данные изъяты" правомерно было возвращено Министерством строительства и архитектуры Красноярского края в администрацию Мотигинского района ввиду отсутствия упомянутой совокупности условий для возникновения у гражданина права претендовать на получение жилищного сертификата. Так, согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска стаж работы заявителя в требуемых территориях составляет только 6 лет 1 месяц 11 дней. Не может быть ему предоставлен сертификат и по льготному основанию как инвалиду, так как инвалидность Мельникова "данные изъяты" наступила вследствие общего заболевания, а не трудового увечья, что подтверждается справкой МСЭ.
Доказательств в подтверждение обратного истцом и его представителем не представлено. Отсутствие необходимых условий для возникновения у Мельникова "данные изъяты" права на социальную выплату подтверждается и тем обстоятельством, что по возращении учетного дела он самостоятельно обратился в администрацию Мотыгинского района с заявлением о замене заявителя с него на его мать и переводе заявления в категорию пенсионеров. Решением комиссии по жилью и жилищной политике при указанном органе местного самоуправления от 27 декабря 2010 года названные требования были удовлетворены.
Ссылка в кассационной жалобе на недопустимость принятия указанного заявления в качестве доказательства на том основании, что Мельников "данные изъяты" его не писал, подлежит отклонению. Это обусловлено тем, что заявитель, полагая о нарушении своих прав вследствие предъявления указанного документа и заменой получателя сертификата, мер к оспариванию упоминавшегося акта комиссии по жилью в установленном законом порядке не принимал. Более того, давая пояснения при рассмотрении дела судом первой инстанции, истец изначально не отрицал факт подачи им заявления о замене получателя на свою мать. Это получило отражение в протоколе судебного заседания от 25 августа 2011 года (л.д. 53), замечания на который ни Мельников "данные изъяты", ни его представитель не приносили.
Ответчики, реализуя свои властные полномочия, действовали в строгом соответствии с требованиями п.п. 21 и 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879. Данным нормативным правовым актом определена возможность снятия гражданина с обозначенного учета при изменении условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина имеющим право на получение социальной выплаты, а также при подаче по месту учета заявления о снятии с учета. При этом запрет на выполнение подобных действий и при уже утвержденном списке лиц, претендующих на получение сертификата, отсутствует, вследствие чего довод кассационной жалобы об обратном является несостоятельным.
Кроме того, мотивируя свой вывод о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно указал, что применение избранного Мельниковым "данные изъяты" способа защиты в виде взыскания денежных средств из бюджетов Красноярского края и Мотыгинского района в рассматриваем случае недопустимо. Это связано с тем, что государственный жилищный сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, а потому на Министерство строительства и архитектуры Красноярского края при наличии оговоренной законом совокупности условий для признания гражданина имеющим право на предоставление обозначенной гарантии, может быть возложена лишь обязанность по выдаче такого сертификата, но не по оплате суммы, которая по нему предполагается к получению.
Решение суда постановлено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, а потому оно является законным и обоснованным, а жалоба - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мельникова "данные изъяты" - Репиной Валентины Степановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.