Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Елисеевой А.Л., Русанова Р.А.,
с участием прокурора Дозорцевой Е.Г.,
при секретаре: Асеевой П.В.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к администрации Ачинского района о понуждении к утилизации устаревших и непригодных для дальнейшего применения пестицидов, в связи с кассационной жалобой администрации Ачинского района на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Ачинского района утилизировать устаревшие и непригодные для дальнейшего применения пестициды и агрохимикаты, находящиеся на складе по адресу: "адрес", в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Ачинского района о понуждении к утилизации устаревших и непригодных для дальнейшего применения пестицидов, находящихся на складе по адресу: "адрес", до 30 декабря 2011 года.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурором проверки с привлечением специалиста Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлены нарушения в сфере природоохранного законодательства в деятельности администрации Ачинского района, которые, согласно акта N114-115 от 29.09.2011 года, выразились в следующем: в складе, расположенном на территории производственной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО10 по адресу: "адрес" размещены устаревшие, не пригодные для дальнейшего применения пестициды - "элан" в количестве 210 л., "дарина" - 85 литров, "суми -8" - 440 литров, "ковбой" - 25 литров, "Виал ТТ" - 30 литров, "раскил" - 20 литров, в пластмассовых канистрах всего в количестве 810 литров, а также 800 кг неизвестного препарата в четырех металлических бочках объемом по 200 литров. На указанный склад не имеется заключения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным представлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии хранения в нем препаратов санитарным нормам и правилам. Указанные отходы создают угрозу здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, на основании ст.ст. 19,24 Федерального закона от 19.07.1997 года "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также требований СанПиН, прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе, поступившей до 01.01.2012 года, администрация Ачинского района просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Дозорцевой Е.Г., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ от 10.01.2002 года основными принципами охраны окружающей среды является: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов, и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании п.п.5.1, 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10", хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил.
Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. Не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в хозяйства, не имеющие выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, заключений, подтверждающих соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п. 22.5 СанПин 1.2.2584-10, пестициды, содержащие ртуть, синильную кислоту, а также мышьяксодержащие пестициды, не подлежат обезвреживанию в местах их хранения и должны быть сданы для их утилизации (переработки) или уничтожения в специализированные организации или изготовителю.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о понуждении ответчика к утилизации устаревших и непригодных для дальнейшего применения пестицидов.
Выводы суда об этом, содержащиеся в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых следует, что 29 октября 2009 года комиссией в составе государственного инспектора Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО7, помощника прокурора ФИО8, старшего специалиста-главного агронома отдела сельского хозяйства администрации Ачинского района ФИО9, составлены акты инвентаризации и консервации устаревших и не пригодных к использованию пестицидов: "элан" в количестве 210 л., "дарина" - 85 литров, "суми -8" 440 литров, "ковбой" 25 литров, "Виал ТТ" 30 литров, "раскил" - 20 литров, в пластмассовых канистрах всего в количестве 810 литров, а также 800 кг неизвестного препарата в четырех металлических бочках объемом по 200 литров, на складе по адресу: "адрес", принадлежащем ИП ФИО10
Наличие устаревших и не пригодных для использования пестицидов и агрохимикатов на складе по адресу: "адрес", стороной ответчика не оспорено.
Согласно акту проверки Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 29 сентября 2011 года, данные препараты относятся к опасным отходам, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, обоснованно исходил из того, что нарушения в сфере природоохранного законодательства в виде нахождения на специально необорудованном складе бесхозяйных, устаревших, не пригодных для дальнейшего применения пестицидов создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, их праву на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах Судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы администрации Ачинского района не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку данным доводам уже дана правовая оценка судом первой инстанции, что подробно отражено в решении.
Кроме того, в обоснование доводов кассационной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ачинского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.